По аналогии с идеологическим клише советских времён, когда говорилось «партия», а подразумевалось «Ленин», сейчас, упоминая северокавказских «моджахедов», мы, безусловно, имеем в виду криминал. В какое из деяний лесных ватажников не ткни, каждое из них подпадает под статью Уголовного Кодекса.
Странно то, как боевики, позиционирующие себя арбитрами общественной морали, как бытовой, так и религиозной, не находят противоречий между цитируемыми сурами Корана и собственными поступками.
Это означает, что ревнителям общественной нравственности и им сочувствующим стоит указать на то лицемерие, в котором они пребывают.
Возьмём, к примеру, отношение ислама к наркотикам. Оно вполне определённо и в Коране обозначено так: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (сура «Аль-Маида», аят 90).
Одним словом, всё, что одурманивает разум (хамр), относится к категории запретного. И, разумеется, это хорошо известно лесным бородачам, листающим Священную Книгу, но не насыщающимся при этом Божественной мудростью.
Бандитская вольница в полевых условиях не мыслит себя без наркотиков. Дурманящее зелье стало для «моджахедов» неким движущим началом, которое во время их вылазок снимает стресс, лишает страха, поднимает болевой порог, увеличивает агрессию. Ну а «неудобный» аят из суры «Трапеза» по смыслу при желании можно и передёрнуть в свою пользу.
А по сему в схронах, оставляемых бородачами подальше от людских глаз, правоохранители регулярно наряду с оружием, продовольствием и медикаментами находят и наркотики. Дабы не быть голословными, приведём несколько свежих примеров.
22 декабря 2011 года в Бабаюртовском районе Дагестана в домовладении, где проживал гражданин, активно сотрудничающий с бандгруппой, оперативники при обыске нашли револьвер кустарного изготовления калибра 9 мм, две гранаты Ф-1 без запалов, около 20 патронов к автомату Калашникова, книгу экстремистского содержания и… 3 грамма героина.
Аналогичный эпизод связан с Чечнёй, где 12 января в Урус-Мартановском районе, в огороде, примыкающем к дому одного из местных жителей, сотрудниками полиции был обнаружен тайник, который состоял из 8 выстрелов к гранатомёту и более 2,5 тыс. патронов различных калибров. Здесь же в полиэтиленовом пакетике аккуратно была упакована высушенная конопля, предназначавшаяся для курения, весом около 15 г.
И наркотики – это не единственное зло, что бытует в среде «воинов джихада».
Недаром говорят, что терроризм не имеет национальности. И это не просто политкорректное утверждение. Террорист – это, как правило, человек, оторвавшийся не только от своих исторических и родовых корней, но и от всего уклада жизни и народных традиций.
Вспомним, что на Кавказе имеет место уважительное отношение к женщине, ведь она чья-то сестра, дочь, спутница жизни, мать. Отношение к слабому полу всегда ярко характеризовало мужчину. И поднять на горянку руку считалось позором, ибо не имеет доблести тот человек, что способен демонстрировать свою силу на слабом. А уж применить против женщины оружие вообще считалось из ряда вон выходящим событием.
Но лесная братва в наши дни пытается внести изменения в устоявшиеся веками традиции. Даже беззащитные женщины становятся целями для агрессивных молодчиков. В частности, вечером 9 декабря 2011 года бандиты в Назрани открыли огонь по Софье Эсмурзиевой — заместителю министра здравоохранения Ингушетии. Происходило всё это в тот момент, когда женщина заходила во двор своего дома на улице Гражданской. В результате чиновница получила ранение в ногу.
Наверное, после этого «воины Аллаха» гордились одержанной победой над безоружной женщиной. Нам же остаётся сделать вывод, что эти субъекты, унизившиеся до подобной подлости, не достойны называться не только воинами, но и вообще мужчинами.
В негласном кодексе кавказского воина во все времена было несколько незыблемых правил: не применять оружие против женщин, стариков и детей и встречать врага грудью, но не нападать на него со спины. Ну а стрелять в безоружного, да ещё и сзади, вообще считалось позором.
Когда в 1859 году имам Шамиль, осаждённый со своим отрядом русскими войсками в ауле Гуниб, принял решение сдаться в плен, его сподвижники, не одобрившие поступок своего вожака, тем не менее, не выстрелили ему в спину. В этом и проявилось благородство воинов XIX века.
Но для лесной братвы, что рыскает сегодня с автоматами по горам и равнинам, такие понятия, как честь, совесть и благородство, не знакомы.
Даже если допустить, что всё это обросшее замызганное воинство вышло на священную войну в защиту веры, то не лишним было бы вспомнить основы шариата, устанавливающие ряд ограничений во время джихада. Например, во время борьбы за ислам запрещены всякие действия, приводящие к гибели престарелых людей, женщин, инвалидов и тяжело больных, крестьян, наемных рабочих, монахов и, конечно же, детей.
Последних (если они оказались в злосчастное время в ненужном месте) зачастую жалеют даже киллеры. Вспомните хотя бы один из множества образчиков мирового кинематографа, фильм «Специалист» (1994 г., США). Вот эпизод из него: бывший эксперт-подрывник из ЦРУ Рэй Квик (Сильвестр Сталлоне), ставший наемником, поджидает у моста машину босса наркомафии, чтобы подорвать её вместе с владельцем. Но, увидев, что в салоне авто кроме мафиози находятся его дети, киллер отказывается от ранее намеченного плана.
Кто-то скажет, что кинематографическая этика не стыкуется с жизненной реальностью. Но, по крайней мере, профессиональные наёмные убийцы никогда сознательно не направляют оружейные стволы в сторону малолетних мальчишек и девчонок. Даже этим представителям касты отверженных в какой-то мере не чуждо сострадание. Однако этого нельзя сказать об убийцах с псевдорелигиозной окраской, то есть о наших «моджахедах».
Эти запросто и хладнокровно расправляются как со взрослыми, так и попавшими под руку детьми. Например, вечером 31 декабря 2011 года около дома по ул. Карачаева г. Баксан Кабардино-Балкарской Республики несколько «героев» выследили сотрудника полиции Мурата Шхагумова и расстреляли его и его малолетних детей, находившихся в машине.
Чтобы ощутить весь драматизм этой ситуации, постарайтесь представить эту картину: отец приехал домой со своими сыновьями 8-ми и 11-ти лет. За праздничным столом их ждёт мать с подарками. Но из темноты появляются несколько подонков, которые на глазах у детей расстреливают их отца и ранят их самих. Стреляют, как обычно, трусливо в спину, знают, что сопротивления сейчас им никто не окажет. И это их отличительные повадки, их визитная карточка.
Точно так же у блюстителей псевдорелигиозной морали поднимается рука и на стариков. Законность своих варварских действий боевики объясняют по-разному. Одних убивают на том основании, что они в глаза говорят «джихадистам» о том, что они находятся в глубоком невежестве и заблуждении и скорее идут по стопам иблиса, нежели выполняют волю Аллаха. Других стариков лишают жизни за их профессиональную принадлежность и род занятий.
Так недавно «лесные» расправились с 75-летним махачкалинцем. 9 января 2012 года в Кировском районе столицы Дагестана двое братков из радикальной группировки по-воровски пробрались в дом к местному жителю 1937 года рождения и расстреляли его из пистолетов. Как выяснилось, пострадавший – Магомед Курамагомедов – занимался целительством. И именно это обстоятельство послужило основанием для приведения в исполнение смертного приговора, вынесенного главарём одной из лесных бандитских шаек.
Говоря о людях, практикующих нетрадиционную медицину, в качестве ремарки можно отметить, что головорезы из группировки «Имарат Кавказ» объявили их вне – известного только им – закона, а значит, подлежащих уничтожению. Так недавно от рук лесных погибло несколько без вины виноватых людей. 29 декабря 2011 в Хасавюртовском районе Дагестана в собственном доме обнаружены тела супругов Яхъяевых. Причём знахарством занимался только глава семьи. 2 января 2012-го в Махачкале застрелен народный целитель Магомедсаид Темеев, а на следующий день от рук бандитов в Кабардино-Балкарии в пригороде Нальчика пал его собрат по ремеслу Амирби Афаунов.
Продолжая повествование, отметим, что на Кавказе издревле старшим оказывалось особое уважение, так как именно они являлись средоточием жизненного опыта и мудрости. И по сегодняшний день можно наблюдать такую картину: когда в комнату входит убелённый сединой человек, все присутствующие (даже не знакомые) привстают со своих мест и почтительно приветствуют его. И это, заметьте, происходит вне зависимости от вероисповедания визитёра, его профессиональной принадлежности и политических убеждений.
Знакомы ли наши доморощенные «моджахеды» с этой народной традицией уважительного отношения к представителям старшего поколения? К сожалению, нет, если позволяют себе не только словесные оскорбления и хулу в своих интернет-посланиях в адрес тех, кто годится им в отцы, но и, чуть что, пускают против стариков оружие.
На фоне всех этих нелицеприятных фактов довольно-таки странным выглядит социологический опрос, проведённый в конце прошлого года в Дагестане среди учащейся молодёжи, студентов вузов и колледжей и старшеклассников средних школ. Точнее, неприятно неожиданными выглядят результаты этого опроса. Согласно им 20% респондентов относят себя к умеренным салафитам, то есть фактически разделяют взгляды тех, кто с оружием в руках пытается навязать этот самый салафизм не только всему Дагестану, но и всему Кавказу и территориям за его пределами.
12% опрошенных выступили за радикальные методы, проводимые «лесным сообществом». Они ориентированы на радикализм в самом крайнем его проявлении. Представители данной части молодежи убеждены, что эти «кровопускательные» методы — ключ к решению всех существующих на сегодня проблем в Дагестане. И это, пожалуй, самый безотрадный вывод, потому что говорит он о том, что «не всё спокойно в датском королевстве».
Если даже незначительная часть молодёжи, видя беспредел, творимый на их родной земле членами бандгрупп, находит этому оправдание, значит, эта же прослойка населения в нужное время поможет лесным и продовольствием и деньгами, и медикаментами, и ночлегом, а при случае поддержит их не только морально. Это и есть та самая «группа риска», готовая в любой момент взяться за оружие и повернуть его в сторону своего народа, то есть наряду с силовиками и представителями органов власти сделать мишенями также женщин, стариков и детей.
И зря некоторые парни питают иллюзии относительного того, что, влившись в волчью стаю, они смогут по-прежнему сохранять в душе благородные порывы и высокие устремления. В стае, как известно, принято выть по-волчьи, ничем не выделяясь от своих косматых собратьев. И если вожак прикажет убить, допустим, женщину с младенцем во имя чистоты веры, то надо будет беспрекословно подчиниться.
Отсюда вопрос: что это за «бог» такой, что – подобно Молоху – постоянно требует на свой алтарь человеческие жертвы? Кто они – служители этого кровавого культа?
Ещё в XVIII веке английский публицист Эдмунд Бёрк выдал следующую сентенцию: «Единственное, что требуется для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали». Соотнося это изречение с современностью, хочется сказать, что если сегодня каждый из нас не найдёт в себе сил и мужества открыто осудить дела лесных бандитов (именующих себя приверженцами салафизма), то завтра эти самые земляночные амиры вынесут своё «суждение» (скорее всего, в форме приговора) в отношении нас или близких нам людей. И в этом противостоянии единство – наша сила, правота – наша защита!
Висхан Халидов