Первобытное искусство на территории Дагестана

Специалисты считают, что на определенной стадии перво¬бытного общества возникает искусство. Жанры его появлялись на свет примерно в такой временной последовательности: ка¬менная и костяная скульптура, наскальная и пещерная живо¬пись, расписная и глиняная посуда. До наших дней дошли ис¬ключительные результаты, плоды творческой деятельности древнего человека, и они имеют не меньшее значение, чем при¬родные предметы, ибо дополняют природу, облагораживая и совершенствуя ее.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость для создания предметов, необходимых в повседневной жизни, а в дальней¬шем перешел к освоению искусства резьбы по камню, созданию центров камнерезного искусства (Табасаран, Кубачино-Даргинское нагорье, Гидатль и др.).

Археологами найдено немало оригинальных предметов искусства. Уникальной находкой, относящейся к каменному ве¬ку, является так называемая Белиджинская чаша (Дербентский район), изготовленная из головки бедренной кости мамонта диаметром 54 мм и высотой 84 мм. Возможно, она предназна¬чалась для ритуального и бытового назначения. Эта чаша является самым ранним предшественником глиняных и плетенных сосудов, созданных руками дагестанских мастеров.
В Чохском поселении (Гунибский район) обнаружена уникальная пастушья свирель, изготовленная из трубчатой кос¬ти овцы. Подобные музыкальные инструменты не встречаются не только в эпоху неолита, но и в более поздних памятниках других районов Кавказа. Она свидетельствует об определенном высоком уровне духовной культуры и элементов художествен¬ного творчества племен Дагестана еще в глубокой древности (около 8 тыс. лет тому назад).

Археологическое изучение территории Дагестана дало не¬мало памятников различных эпох (каменного, медного, бронзо¬вого, железного веков). В Ш-II тысячелетиях до н.э. сложились главные элементы архитектуры, даже в устройстве древних по¬гребальных сооружений отражались приемы местного домо¬строительства. В древних могилах ученые нашли бронзовые на¬конечники стрел, топоры различных конфигураций, кинжалы, мечи и другое оружие; женские украшения — височные подвес¬ки, булавки, ожерелья, сделанные из меди и бронзы; керамику различных форм, свидетельствующие о серьезном культурном прогрессе народов Дагестана.

Хорошо было развито изобразительное искусство. К на¬стоящему времени на территории Дагестана обнаружено 41 ме¬стонахождение наскальных и пещерных рисунков, в которых насчитывается около 7 тыс. изображений человеческих фигур, оленей, баранов, козлов, кабанов, солярных (солнечных) знаков. Причем искусствоведы подчеркивают, что первобытные ода¬ренные люди (они не считали себя художниками) вначале изо¬бражали тех зверей, которые шли в пищу, и лишь потом стали вводить в свои картины людскиt персонажb (охотников, всад¬ников, женщин с детьми и др.). Об этом достаточно подробно написано в научных сборниках «Древние памятники Северо-Восточного Кавказа» (Махачкала, 1977), «Древняя и средневе¬ковая архитектура Дагестана» (Махачкала,  1989), «Изучение истории и культуры Дагестана: археологический аспект» (Ма¬хачкала, 1988), в монографии У/Н. Набиевой «Культурная гео¬графия Дагестана» (Москва, 2002), в статье В,М. Котович «Опыт классификации древних писаниц горного Дагестана», опубликованной в сборнике «Древности Дагестана» (Махачка¬ла, 1974) и других.

В статье «Наскальные изображения в долине реки Сулак» В/И. Канивца и В,И. Марковина сообщается, что «изучение на¬скальных изображений в Дагестане началось десять лет тому назад». С 1948 года ученые республики открыли большое чис¬ло изображений у с. Капчугай, в окрестностях селений Ленинкент, Кумторкала, города Буйнакска, в 1952 году Л/И. Лавров обнаружил серию рисунков на скалах с. Лучек Рутульского района, выполненные краской. В глубине горного Дагестана ученые выявили изображения на скалах с. Чирката Гумбетовского района, селений Согратль, Ругуджа Гунибского района. В 1956г. ряд наскальных изображений стал известен в бассейне р.Сулак в районе строительства Чирюртовской ГЭС, на скали¬стой гряде Сигитма.

Говоря об изображениях Сигитминского кряжа, авторы писали: «Двухлетние исследования показали, что эта ныне пус¬тынная местность в прошлом была заселена. Из животного мира здесь обитали олень, дагестанский тур, дикий козел. До 49% найденных костей животных принадлежали диким видам. Большую роль играла охота, о чем свидетельствуют наскальные изображения». Говоря, например, об изображениях №4  авторы отмечали: «Здесь мы видим большую сцену -группу животных в различных позах. Из-за плохой сохранности рисунков угадываются только отдельные животные. Слева вни¬зу можно видеть двух туров с высоко поднятыми головами и закинутыми назад длинными изогнутыми рогами.  Животные переданы в движении, причем одно из них (крайняя фигура, со¬хранившаяся частично), показано в момент прыжка. Рога нане¬сены в виде двух линий, расположенных одна над другой. Ве¬личина рогов явно преувеличена, хотя в целом туры изображе¬ны достаточно реалистически» (с. 61). Статья снабжена также четырьмя колоритными рисунками животных (на них, как ука¬зано выше, совершенно нет людей).

Другие наскальные и пещерные рисунки, найденные в раз¬ных концах Дагестана (например, в с. Кара Лакского района), выполнялись минеральными красками или делались выбитыми и вырезанными линиями, передававшими контуры изображен¬ных фигур. На них наиболее распространенными сюжетами служили изображения различных животных, несущих людей, всадников, изображения сцен охоты. Несмотря на некоторую схематичность, многие картины очень выразительны и дина¬мичны.

Как свидетельствуют обнаруженные памятники, в Даге¬стане широкое развитие получило искусство резьбы по дереву (деревянная чаша, найденная в Чиркейском могильнике), гли¬няные сосуды с орнаментом (ларец из Кафыр-Кумуха). Найдено много женских украшений: бронзовые налобные ленты, брасле¬ты, височные подвески, ожерелья, антропоморфные и зооморф¬ные статуэтки и т.д.

Большой интерес исследователей вызывает искусствен¬ное жилище, обнаруженное около аула Чох Гунибского рай¬она и представляющее высокий уровень архитектурного ре¬шения. Оно было построено около 8 тыс. лет тому назад. Уче¬ные считают, что это самое раннее искусственное жилище на Кавказе.

Таким образом, культура и искусство народов Дагестана в первобытный период представляет огромный интерес, они глу¬боко изучаются на основе скрупулезного анализа археолого-этнографического, культурологического и искусствоведческого материала. Мы убедились в том, что в Дагестане живут аборигены (постоянно живущие) народы и что за свою историю они развили самобытную, находившуюся на уровне достижений других народов мощную материальную и духовную культуру – основу современной культуры республики.