Раздел I. Исторические корни развития культуры Дагестана

Дагестан, как и любая территория России, имеет свою ис¬торически обусловленную богатую культуру, ведущую свое на¬чало с древнейших времен. На его территории имелись благо¬приятные природные условия для жизни и, поэтому, наверное, Дагестан был заселен человеком одновременно с Закавказьем.

Как отмечали дореволюционные ученые, в Дагестане не было древнекаменного века (палеолита), и заселение его про¬изошло только в эпоху поздней бронзы и железа. Российская археологическая наука, опираясь на артефакты, опровергла это утверждение. В 1939 году в районе совхоза «Геджух» Дербент¬ского района впервые были найдены кремневые пластины и отщепы, относящиеся к палеолиту, т.е. древнекаменному веку. Позже, после 1950 года в Усишинской долине Акушинского района обнаружены следы так называемой ашельской культу¬ры, т.е. времени самой ранней стадии палеолита. Затем около урочища Чумус-Иниц, расположенного на границе между Дер¬бентским и Кайтагским районами, найдены кремниевые орудия ашельской эпохи и несколько изделий, относящихся к середине эпохи Мустье, т.е. к середине древнекаменного века. Все эти данные позволили ученым заявить, что 150-300 тыс. лет назад на территории Дагестана поселились первые древнейшие люди, пришедшие из Малой Азии. Однако в 2007 году в дагестанской газете «Новое дело» появилась интереснейшая статья под на¬званием «Найдены орудия труда, которым 800 тыс. лет». В ней отмечалось, что экспедицией Института археологии РАН в ходе полевых исследований 2005-2007 годов на территории Акушинской котловины, что в Центральном Дагестане, выявлены экст¬раординарные памятники, содержащие богатые материалы са¬мой древней эпохи археологической периодизации истории че¬ловечества — олдована. Подробно о достигнутых результатах рассказал наш земляк, заведующий отделом археологии каменного века Института археологии Российской Академии Наук, член-корреспондент РАН, руководитель раскопок Хизри Амирханов. Идя по пути выдающихся археологов страны – Е.И Крупнова, К.Ф.  Смирнова, Р. М. Мунчаева, В.И. Морковина, М.И. Пикуль, В.Г. Котовича, М.Г. Гаджиева, О.М. Давудова и других, посвятивших свои труды археологии Дагестана, он су¬мел внести свою достойную лепту в археологическое изучение нашего края. Обнаруженные его экспедицией памятники Цен¬трального Дагестана демонстрируют собой неизвестный ранее для этого региона пласт культуры; значимость обнаруженных памятников, по его мнению, определяется прежде всего их ис¬ключительной древностью, измеряемой возрастом более 800 тыс. лет. Следовательно, первые древнейшие люди у нас появи¬лись около миллиона лет назад, и они являлись родоначальни¬ками создания у нас первобытного общества, имевшего свои порядки и свою культуру.

Хронология и периодизация истории и культуры перво¬бытного общества опирается на археологическую периодиза¬цию, т.е. мы можем судить о том времени, жизни, культуре по найденным археологическим памятникам. В соответствии с ней начальной эпохой человеческой истории, в том числе и дагестан¬ской, был каменный век, названный так по основному материа¬лу, из которого древнейшие люди делали свои орудия.

По характеру и уровню развития производительных сил каменный век подразделяется на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Внутри этих эпох существовали самостоятельные периоды или культуры. Так, в древнекаменном веке самый начальный этап истории человечества, охватывающий много тысячелетий до 80 тысяч лет до нашей эры, образует ранний (или нижний) палеолит. Время от 80 до 35 тыс. лет составляет средний палео¬лит, период от 35 до 15 тыс. лет называется поздний (или верх¬ний) палеолит. Среднекаменный век — мезолит — продолжался в период от 15 до 8 тыс. лет до н.э. И последний период каменного века — неолит (новокаменный век) приходится на время от 8 до 6 тысячелетия, меднокаменный (энеолит) — от 6 до 5 тыс. лет назад, бронзовый век — от 4-го до конца 2-го тысячелетия до н. э., после чего, т.е. с первого тысячелетия до н. э. наступает же¬лезный век.

Через все эти эпохи прошел Дагестан. Именно в указанные периоды возникает и постепенно развивается культура, которая во все времена немыслима без деятельности человека.

Чтобы сразу определиться, что мы подразумеваем под по¬нятием культура, обратимся к «Большому толковому словарю», где даны основные термины и понятия по культурологии.

«Культура в широком смысле, — написано в нем, — все, что создано человечеством, в отличие от явлений природы, это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к при¬роде, между собой и к самим себе».

Как отмечают историки и культурологи, в эпоху палеолита возникла форма общественной организации первых людей, ко¬торую принято называть первобытным человеческим стадом. Но от животного стада первобытное человеческое стадо отли¬чалось рядом таких существенных признаков, как совместный труд и элементы производственной организации, общее жили¬ще, относительно оседлый образ жизни. На территории Даге¬стана ему способствовало наличие многочисленных пещер, на¬весов и других укрытий, служивших естественными жилищами. О деятельности тех людей, их культуре свидетельствуют галеч¬ные и кремневые орудия древнекаменного века, найденные в ряде районов Дагестана: в Акушинской котловине, урочище Чумус-Иниц на границе Кайтагского и Дербентского районов, вблизи селения Геджух Дербентского района, где найдены массивные обломки кремня для обработки дерева, изготовления орудий труда, охоты, разделывания туш животных, приготовле¬ния скребла для разгребания земли, выкапывания съедобных кореньев. Все найденные в Дагестане изделия сходны с такими же находками в других районах Кавказа.

Постепенно люди научились добывать огонь, что явилось огромным достижением человечества. В среднем палеолите прослеживаются большие успехи в обработке камня. В качестве исходных заготовок для орудий используются сравнительно тонкие и правильные отщепы и пластины, а сами орудия стали разнообразны по форме и назначению. Это хорошо обработан¬ные рубила, остроконечники, скребла, удлиненные ножевидные пластины, резцы для обработки дерева и кости.
Основываясь на добытых исторических памятниках, оте¬чественные ученые-археологи разделили историю перво¬бытного строя на три основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: эпоха первобытного человеческого стада, эпоха родовой об¬щины и эпоха ее разложения. Наиболее важным периодом был поздний палеолит, когда окончательно сложилась родовая ор¬ганизация, и человек стал создавать более совершенные ору¬дия труда, научился строить наземные жилища, создавать на¬скальные рисунки.

Главная особенность завершающей части верхнего палео¬лита (40 — 20 тыс. лет до н.э.) заключалась в становлении чело¬века современного типа — человека разумного (Homo sapiens). Именно с этого времени ускоряется процесс его социального и культурного развития.

Находки древних каменных орудий на территории Даге¬стана доказывают, что человек здесь обитал с незапамятных времен. Люди собирали плоды и занимались охотой. Основой первобытной общины был род, в котором в те времена главную роль играла женщина. Дагестан, как и весь Кавказ, был связан с древневосточным миром и имел общие историко-культурные традиции. Ученые, в частности, утверждают, что языки Кавказа родственны языку хеттов — древнейшего населения Малой Азии.

В мезолитическую эпоху из 6 известных крупных стоянок первобытного человека Северного Кавказа 3 стоянки найдены в Дагестане: это Чохская, Ругуджинская и Мекегинская стоянки первобытных людей. Об охотничьем быте тех людей свидетель¬ствуют найденные в стоянках многочисленные кости зверей, кремневые орудия, ножевидные пластины и наконечники стрел. Изобретение лука и стрел явилось наиболее важным достиже¬нием этой эпохи.

Открытия и изобретения неолита (8-6 тысячелетия) дали столь значительный толчок дальнейшему развитию производи¬тельных сил первобытного общества, что многие историки на¬зывают его неолитической революцией. Главная особенность этого периода заключается в переходе от присваивающего ха¬рактера к производящему характеру труда, а также первое раз¬деление труда — возникновение земледелия и скотоводства, но¬вая техника обработки камня (пиление, сверление, шлифование и полировка), овладение гончарным производством, изготовле¬ние глиняной посуды, строительство постоянных жилищ, что свидетельствовало о переходе первобытных людей к прочной оседлости. Развитие ткачества указывает на возросший уровень материальных потребностей человека.

Историки предполагают, что далекими предками совре¬менных дагестанцев были племена, которые оставили памятни¬ки эпохи меди и бронзы. Именно с этого периода наблюдается непрерывный и преемственный путь развития местной культу¬ры. И эта культура не только была связана с культурой других областей Кавказа, но и развивалась тогда, когда складывалось кавказское этническое и языковое единство.

В эпоху энеолита (меднокаменного века — 6-5 тыс.) в Да¬гестане под влиянием Закавказья начинает развиваться метал¬лургия   меди,   в   это  время   особенно  выделяется   Бежтино-Дидойский участок. Наряду с этим идут важные процессы скла¬дывания этнокультурной общности дагестанских племен, фор¬мирования общего для всех племен праязыка, который на рубе¬же 3-2-го тысячелетий распался на многие языковые группы.

Бронзовый век (4-2 тыс.) ознаменовался многими сущест¬венными достижениями в развитии материальной и духовной культуры племен Дагестана, а происходившие в их социальном устройстве крупные перемены определили это время как важ¬ный этап в эволюции культуры первобытно-общинного строя. Об эт ом говорят относящиеся к разным народам бронзового ве¬ка древние поселения, которые выявлены во всех зонах Даге¬стана: в равнинной — Каякент, Великент, Джемикент, в пред¬горной — Мекеги, Чиркей, в горно-долинной — Ирганай, в высо¬когорной — Верхний Гуниб, Усиша и т.д.
Они составили местный очаг медно-бронзовой металлур¬гии и металлообработки. Позже дагестанцы освоили печи с принудительным дутьем, разнообразные приемы обработки ме¬талла, изготовления бронзовых мечей, топоров, копий, стрел, височных колец и браслетов, статуэток и т,д. Освоение и рас¬пространение бронзовой индустрии в Дагестане явилось мощ¬ным толчком для интенсификации хозяйственной деятельности, возникновения пашенного земледелия. По мере его развития во втором и начале первого тысячелетия до н.э. на территории Да¬гестана сложились экономические предпосылки, определившие последующие пути становления древних городов по модели, близкой к античной (Урцеки, Таргу и др.). Дальнейшее освое¬ние бронзы и железа способствовало широкому расселению людей и племен по всем зонам Дагестана.

Хозяйственное освоение и заселение гор историки относят примерно к третьему тысячелетию до н,э. Освоение шло с рав¬нинных районов и осуществлялось племенами, хорошо знав¬шими земледелие. Позднее они стали заселять предгорные и горные участки, создавая в некоторых из них террасные зе¬мельные участки. Ученые установили, что в Дагестане произрастают около 60 ботанических разновидностей пшеницы, имею¬щих много общего с формами первичных центров Передней Азии и Средиземноморья.

Известны заслуги бывшего президента Всесоюзной сель¬хозакадемии академика Н,И. Вавилова, побывавшего в Дагеста¬не дважды — в июле и сентябре 1936 года. Он занимался наблю¬дением за посевами пшеницы и ячменя в высокогорных местно¬стях и отбором образцов для селекции и выведения новых сор¬тов, в связи с чем поднимался на высоту 2500 метров. В этих поездках Вавилов собрал немалое количество новых культур, причем некоторые из них были впервые найдены в Дагестане. Особенно интересовала академика так называемая «персидская пшеница», отличающаяся большей холодоустойчивостью и им¬мунитетом против многих болезней. Н.И. Вавилов в результате исследований пришел к выводу, что культурная флора Дагеста¬на представляет большой интерес для науки: персидская пше¬ница была заимствована племенами горцев из соседних стран тысячелетия тому назад и полностью сохранилась в Дагестане, тогда как на своей родине почти исчезла.

С эпохи средней бронзы, как сообщает Р.Г. Магомедов в своей работе «Гинчинская культура», складываются локальные культурные образования, среди которых выделяются гинчин¬ская культура, манасская, присулакская и великентская группы памятников, появившиеся в конце III тысячелетия до н.э. на Се¬веро-Восточном Кавказе в связи с распадом местного варианта куро-аракской культуры и появлением «восточно-кавказской метакультурной общности».

В.Г. Котович издал монографию «Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана», 2 посвященную выявлению основных этапов разви¬тия дагестанской культуры эпохи поздней бронзы и раннего  железа, производящей деятельности местного населения.

Говоря о религиозных представлениях и культах древних дагестанцев в первобытную эпоху, особенно во Ш-II тысячеле¬тиях до н.э., надо отметить, что у дагестанских племен были распространены языческие представления о загробной жизни и культе предков, вера в небесные светила. В могилу, как было в Древнем Египте, клались все те вещи, которые могли «приго¬диться» покойнику в загробном мире. Важное место в этих ве¬рованиях отводилось культу огня, которому приписывалась ма¬гическая очистительная сила. Отголосками этих верований можно считать и до сих пор сохранившиеся в дагестанских язы¬ках выражения: «чтоб тебя ударила луна (или молния)», «да по¬разит тебя звезда» и т.д.

В те далекие времена особое значение придавалось культу предков, считавшихся покровителями домашнего очага. Прово¬дились обряды и пиршества в память об умерших, тризны по покойнику, устройство жертвенных мест около могил.
Ритуальное значение имели многочисленные антропо¬морфные и зооморфные статуэтки, в большом количестве най¬денные в горном Дагестане. К этому периоду относится и ши¬рокое распространение культа коня и культа железа, который проявлялся не только в ношении оружия (топора, сабли, ножа), но и в их возможности отогнать нечистые силы. С этим культом связано и особое почитание кузнецов, наделение этой профес¬сии сверхъестественной силой.

В археологических материалах ученые находили следы поклонения солнцу. Изображение солнца в виде диска с расходящими лучами — один из характерных мотивов наскальных и пещерных рисунков, надмогильных плит этой эпохи.
Земледельческо-скотоводческое хозяйство породило неко¬торые аграрные культы, в том числе и культ плодородия, во¬площавшийся в виде женских глиняных статуэток. Были также культ домашних животных, культ лошади и быка — основной тягловой силы того времени, культ пашни и т.д. Можно полагать, что в это же время бытовали культы, связанные с размно¬жением домашних животных.

Некоторые верования были порождены прочным оседлым бытом населения. К числу их относится культ домашнего очага, о существовании которого можно судить по находкам, найден¬ным около печей внутри жилищ; был также распространен обычай закапывать крупные сосуды или черепа быков около порогов и печей.

Изучение народных обрядов и верований предков даге¬станцев в первобытную эпоху позволяет ученым знакомиться с архаическими представлениями народа. Однако все домонотеистические представления сохранились лишь в рудиментарном виде. На территории Дагестана известно около 70 почитаемых могил — языческих «святых мест», к которым совершало па¬ломничество местное население. В наше время их количество значительно увеличилось в связи с переосмыслением роли ре¬лигии.

Первобытная языческая религия, как показывают исследо¬вания, неразрывно связана с анимистическими представления¬ми. Анимизм, как обозначение веры в существование души и духов, является важным элементом всех древних религий. Кор¬ни его, как и всех первичных верований, лежат, конечно, в бес¬силии первобытного человека перед природой, в его невежест¬ве, очеловечении им всех непонятных ему сил. Окружающие его предметы обычно обладали сознанием, волей, присущими человеку. Поэтому не случайно, что основной особенностью магии как одной из самых ранних форм религии, является то, что в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способности человека с их помощью влиять на окружающий мир. Первобытные люди были убеждены, что с помощью маги¬ческих действий они смогут вступить в контакт со сверхъесте¬ственными силами и добиться желаемых результатов. В жизни наших древних предков особое место занимал по¬хоронный или погребальный обряд, состоявший из многих обычаев и обрядов, сопровождавших смерть и погребение чело¬века. В те далекие времена люди опасались возможного нанесе¬ния вреда покойником живущим и поэтому стремились зару¬читься его хорошим отношением к ним. В основе похоронного ритуала лежала вера в существование потустороннего мира, ве¬ра в душу и ее посмертное, независимое от бренного тела суще¬ствование.