К сожалению, несмотря на все усилия властей ситуация в Дагестане все еще остается крайне сложной. Сотрудники полиции здесь очень часто оказываются на линии огня экстремистов. В нынешнем году совершено уже 50 противоправных действий в отношении сотрудников ГИБДД МВД по РД, в том числе – 17 посягательств на жизнь. О том, как удается бороться за жизнь и имущество участников дорожного движения в условиях «необъявленной войны» мы беседуем с начальником Управления ГИБДД МВД по РД Валерием Громовым.
— Валерий Анатольевич, в Дагестане каждый год имеют десятки случаев терактов, нападений на сотрудников правоохранительных органов. При этом часто именно сотрудники дорожно-патрульной службы, инспекторы ГИБДД становятся объектом нападений со стороны экстремистов. Как это обстоятельство отражается на моральном состоянии сотрудников и их готовности исполнять свой служебный долг?
— Действительно сотрудникам полиции в Дагестане приходится исполнять свой долг в условиях постоянной угрозы нападения террористов. Сложившаяся обстановка накладывает отпечаток на несение службы в наших условиях. В частности, значительные силы приходится отвлекать для участия в досмотре транспорта при проведении различных оперативно-профилактических мероприятий. Всего же за первые 9 месяцев 2011 года в Дагестане было зарегистрировано 17 посягательств на жизнь сотрудников ГИБДД, в которых погибло 6 сотрудников, еще 25 получили ранения. Тем не менее, все сотрудники ГИБДД продолжают исполнять свой долг в полном объеме.
Боевики ведут «охоту» в первую на работников ДПС. Обстрелы и подрывы машин сотрудников происходят едва ли не каждый месяц. Кроме того, практически никогда проведение спецопераций не проходится без участия наших сотрудников.
Террористы, как правило, нападают внезапно. Трудно сражаться, если не знаешь где твой враг, а угроза может исходить практически отовсюду. Работники ГИБДД вынуждены постоянно ожидать нападения. Они всегда должны быть готовы принять огневой контакт, суметь дать отпор нападавшим. В этом плане мы постоянно проводим занятия с сотрудниками, в том числе, — по физической и огневой подготовке.
И хотя в наши обязанности не входит борьба с терроризмом, на практике это — важнейшая задача, от которой зависит обеспечение безопасности людей.
— Прогресс невозможно остановить. В нашей республике от года в год увеличивается количество машин, становятся более плотными транспортные потоки. А значит, прибавляется работы и у Управления ГИБДД…
— Действительно, сегодня в числе самых актуальных задач – сохранение управляемости дорожной ситуацией, обеспечении безопасности дорожного движения в условиях быстрого роста числа транспортных средств. Количество транспорта в Дагестане растет достаточно быстрыми темпами. Если тридцать лет назад в Дагестане было зарегистрировано чуть более 100 тысяч автомобилей, то сегодня их число увеличилось втрое.
Конечно, увеличение количества машин на дорогах – явление предсказуемое и неизбежное. Растет жизненный уровень граждан, а с ним и доступность автотранспорта. Свою лепту вносит и выросшая мобильность населения. Кроме того, меньше стало общественного транспорта и потому все большее количество дагестанцев вынуждено приобретать индивидуальный автотранспорт. К примеру, в 1980-е годы в Махачкале работало около 300 троллейбусов и автобусов, которые, собственно, и перевозили основную часть пассажиров. Сегодня эту же функцию исполняют несколько тысяч маршрутных такси и большое количество предпринимателей, занимающихся частным извозом.
Растущее число машин требует соответствующего прогресса дорожно-транспортной сети. А ее развитие существенно отстает от динамики автотранспорта.
Но проблемы на дорогах определяются не только объективными факторами, такими как рост транспорта или состояние дорог. Значительная часть происшествий случается по вине самих участников дорожного движения. К сожалению, мы не видим изменения культуры поведения на дороге участников дорожного движения. Часто пробки и аварии, – следствие неуступчивости самих водителей.
У нас на низком уровне остается культура поведения на дорогах. Водители откровенно пренебрегают правилами дорожного движения. «Все так ездят», — говорит каждый нарушитель, — и сам вносит свою лепту. Один из самых наглядных примеров, — неиспользование в Дагестане специальных удерживающих устройств, предназначенных в аварии спасать жизнь детям.
К сожалению, несмотря на все принимаемые нами усилия, обстановка на дорогах Дагестана остается сложной. У нас одни из самых высоких показателей смертности в дорожно-транспортных происшествиях; недопустимо высоким остается уровень детского травматизма в ДТП.
Основная часть ДТП по-прежнему происходит по причине нарушения водителями скоростных режимов движения, правил обгона, связанных с выездом на встречную полосу и вследствие недисциплинированности пешеходов. Мой многолетний опыт работы в Госавтоинспекции показывает, что в числе основных причин растущего числа дорожно-транспортных происшествий остается низкий уровень культуры вождения. Несколько лет подряд мы отмечали рост числа автонаездов, когда водитель скрывается с места аварии, оставляя пострадавшего без помощи.
— Что предпринимает Управление ГИБДД МВД РД для улучшения ситуации на дорогах?
— Управлением сегодня проводится большая работа по обеспечению безопасности дорожного движения. Мы предпринимаем необходимые меры по активизации и повышению эффективности принимаемых мер. В последние годы основные показатели деятельности Управления из года в год улучшаются. В частности, мы увеличиваем контроль и спрос с руководителей подразделений Госавтоинспекции. Стремимся более тесно работать с органами власти, муниципальными образованиями, администрациями районов с целью развития материального базы и дооснащения личного состава, развития улично-дорожной сети, ремонта имеющегося дорожного покрытия, светофоров, обеспечения освещенности улиц, расстановке дорожных знаков и т.д.
Среди наиболее «заметных» мероприятий – проводимые каждый год Управлением ГИБДД целевые операции: «Пешеход», «Автобус», «Трактор», «Мототранспорт», «Спецсигнал» и «Сопровождение», «Внимание – дети!» и другие. Регулярно проводятся детские конкурсы, специализированные телепередачи «Светофор», «Дорожный патруль» и «Сирена», а также пресс-конференции и встречи в прямом эфире с руководством Управления ГИБДД, в том числе «Выездная приемная» с ежеквартальным исследованием общественного мнения о состоянии работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
В последнее время мы усиливаем контроль за качеством подготовки водителей. Ведется большая профилактическая работа посредством использования возможностей средств массовой информации.
Как известно, сегодня реализуется Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы» и аналогичная ей Республиканская целевая программа. При выполнении этих программ мы ожидаем существенного улучшения ситуации на дорогах.
К сожалению, опыт показывает, что меры, которые предпринимаются для обеспечения безопасности участников дорожного движения, часто бывают на практике недостаточно эффективны. Поэтому, на мой взгляд, чтобы преломить ситуацию, в первую очередь надо добиться повышения дисциплины водителей и ужесточения работы по выявлению грубых нарушений Правил дорожного движения. И мы будем стремиться к достижению этих целей.
Сергей Исрапилов