Задушить можно и объятиями

Салам! Как известно, согласно канонам ислама, истинный мусульманин обязан совершать пятикратные в сутки на¬мазы (один из которых глубокой ночью) и по мере возмож¬ности совершить паломничество в Мекку (Хадж).

Эти требования входят в число немногочисленных требований, предъявля¬емых мусульманину Аллахом, милостивым и милосердным, в качестве ос¬новных. При этом ислам, будучи в своей сущности глубоко гуманной религией, исходит из того, что исполнение этих требований мусульманином должно осуществляться добровольно и с его стороны никому другому не навязываться.

В хадже все именно так и происходит. Ни один паломник не идет в Мекку против своей воли и никого не заставляет насильно совершать с ним этот его путь. И понятна тут причина. Как отнесется тот, кого заставляют совер¬шать хадж насильно, к тому, кто насильно заставляет его это делать, к само¬му хаджу и даже к исламу? Ответ очевиден.

Намаз, особенно ночной, — дело другое. Исполняющий азан по традиции делает это громогласно, с минарета. Но это — именно традиция, а не обя¬зательное требование ислама. В Коране — книге, как тоже известно, несотворенной и не допускающей дополнений и расширительных толкований, о громкости, силе звучания намаза не говорится ничего. Итак, о ночном азане. Ныне он не просто громок. Его громкость многократно увеличена благодаря мощнейшим звукоусилителям. В итоге у огромной массы людей, даже неплохо относящихся к му¬сульманской религии, невольно возникает неприязнь к ней и ко всей ее обрядности. Среди этих людей есть, безусловно, и больные, и дети, и люди, просто нейтральные по отношению к исламу, как и к любой другой кон¬фессии. Все они потенциально могли бы стать друзьями ислама. А зачастую невольно становятся его недобро¬желателями: внезапная оглушительность ночного намаза систематически и насильно прерывает их сон. Таким образом, гуманистическая сердцевина ислама фактически приносится в жертву его искусственной по сути об¬рядности, точнее — громкости исполнения призыва к намазу, в частности, ночному.

Что следует сделать в этой ситуации, не отступая от принципов мусульманской веры? Немного. Всего лишь убавить громкость азана в ночное время. С сознанием, что делается это во имя исламского гуманизма, в кото¬ром не должен сомневаться ни один правоверный. Не отталкивать людей от ислама, а привлекать их к нему.

Аллах акбар!

Назир НАБИЕВ, г.Махачкала

P. S.от редакции. Подобных писем и устных жалоб от махачкалинцев, жителей других городов в редакции немало.
Известно, что по узаконенным в Российской Федерации правилам тишину в населенных пунктах непозволительно нарушать никому с 23 часов до 6 утра. За этим должны следить в первую очередь муниципальные власти, соответствующие подразделения полиции общественной безопасности. Странно, что такому явлению в нашей жизни уделяется внимание, мягко говоря, неадекватное.

Между тем, к Духовному управлению мусульман Дагестана стоило бы уделять внимание подобным нарушениям общественного порядка, решающим значительную часть населения, потребовать от имамов мечетей снизить звучность ночных азанов хотя бы до разумных пределов.