«В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня»
Расул Гамзатов «Мой Дагестан»
(Предисловие, предоставленное Умахановым Магомед-Саламом)
В последние годы существования СССР и несколько последовавших за ними десятилетий наше общество было ослеплено радужным восприятием Европы и США. Как образец для подражания выставлялись их свободы, богатство, правовая защищенность. Пропагандистская машина Голливуда воспитывала новые поколения в духе преклонения перед американской мощью, американским образом жизни, заставляя принижать родное и близкое, воспринимать наши традиции как нечто устаревшее, немодное, несовременное. Через электронные каналы и социальные сети обществу навязывались ценности ЛГБТ-сообщества, привлекательность однополых браков и смены пола, как новые «социальные нормы» преподносились аборты и «чайлдфри».
Прозрение наступило в 2022 году, когда наши европейские и заокеанские «друзья» наконец сбросили маски и открыто заявили о целях «стратегического поражения России». Вот какую оценку действиям коллективного запада дал Президент России В.В. Путин 24 февраля 2022 года в своем обращении: «…До последнего времени не прекращались попытки использовать нас в своих интересах, разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдоценности, которые разъедали бы нас, наш народ изнутри, те установки, которые они уже агрессивно насаждают в своих странах и которые прямо ведут к деградации и вырождению, поскольку противоречат самой природе человека. Этому не бывать, никогда и ни у кого этого не получалось. Не получится и сейчас.»
Сегодня мы вновь задаем вопрос о том, что собой представляют духовные основы, устои, традиционные ценности, которые объединяют наше общество, делают патриотами большой и малой Родины. Российское общество имеет многонациональную и многоконфессиональную структуру, но не навязывает один язык, единый монокультурный стандарт, а стремится жить в мире и гармонии, тщательно сохраняя этнокультурное и духовное наследие всех народов нашей огромной страны. В этой связи Дагестан – это яркий пример многовековой истории межнационального диалога, братства и дружбы народов разных этносов, культур, конфессий и мировоззрений.
Говоря о «дагестанских духовных скрепах» следует оглянуться на наше прошлое, попытаться осмыслить настоящее и строить будущее на основе полученного опыта.
Так какие, мы, дагестанцы?
Народы Дагестана исторически отличались высоким патриотизмом и любовью к свободе и независимости родной земли, готовностью к совместной ее защите от врагов.
Несколько ярких примеров патриотизма и объединения для защиты от внешнего врага нашли отражение в истории и литературном наследии Дагестана. Один из них — дагестанская Жанна д’ Арк, героиня народных преданий лакского народа середины XIV века, Парту Патима, о которой в народе говорили: «Туда, где противники самые злые, летит она с гордым бесстрашием льва». Она сражалась против войск завоевателя Тамерлана, по преданию, в конном поединке победила Тугая и Мубашира, вдохновив дагестанских воинов на победу. Парту Патима (Парту с лакского «блистательная») родилась в селении Ахар в 1376 году, происходила из военного сословия Ахар. Согласно легенде, в 1396 году во время вторжения войск Тамеpлана (Тимурленга) в Дагестан в одном из боев погибает брат Парту Патимы и она, облачившись в доспехи брата, поклялась отомстить за него. Одно из сражений состоялось недалеко от местности, где в настоящее время расположено с. Леваши (родина экс-главы Дагестана М.М. Магомедова). По традиции обе стороны выставили поединщиков. В первом поединке лакский воин погибает, а Патима побеждает двух богатырей. Увидев успех девушки, дагестанские воины пошли в атаку и выиграли сражение. Похоронив погибших воинов, умирает и сама Патима около родника между — аулами Хури и Хуна, место было названо ее именем — Партувалу. Сейчас при въезде в село Ахар Лакского района установлен памятник народной героине. Образ народной героини Дагестана — Паpту Патимы стал символом, олицетворяющим возрождение и популяризацию истоpико-культуpного наследия.
До сих пор Патимат остается самым распространённым именем в Дагестане.
В XVII веке шах Персии Надир-шах Афшар, которого называли вторым Александром Македонским и Наполеоном Востока совершил три похода по завоеванию Дагестана. В 1734 и 1735 годах Надир-шах совершил два похода в Дагестан, во время которых одержал ряд побед, но полностью подчинить регион не смог. В 1741—1745 годах он предпринял третий дагестанский поход. Для чего собрал 100-тысячную (по другим данным, 150-тычячную) армию. Этот поход закончился поражением шаха и утратой власти в Персии.
После кровопролитных поражений в сентябре 1741 года дагестанским общинам и владетелям удалось дать сражение шаху на горной террасе Хициб. Андалальское сражение по своему значению для Дагестана можно сравнить разве что с Куликовской битвой.
Столицей Земль Андалалского вольного общества было селение Согратль. Исполняя свой план, ночью 22 сентября горцы подобрались к персидскому лагерю, выкрали значительную часть боевых коней, благодаря чему кавалерия оказалась выведенной из строя. Очнувшись, иранцы ничего предпринять не успели. Развернулась масштабная битва на обширной местности от Аймакинского ущелья до Согратля, где обе стороны задействовали крупные силы. Первоначально борьба шла для горцев с переменным успехом, затем войскам шаха удалось их оттеснить. Когда Надир начал решающее наступление, подошло подкрепление, в числе которых было много женщин. Невероятным усилием противники шаха добились перевеса. Персидские войска, не выдержав мощного натиска, дрогнули, а затем обратились в бегство.
Неудачные попытки Надир-шаха захватить Дагестан, стали источником легенд, мифов и народных сказок народов Северного Кавказа. Аварский эпос «Сражение с Надир-шахом», шекинская песнь «Эпос о герое Муртазали» представляют собой вершину дагестанского эпического жанра. Эта страница истории нашла отражение в творчестве Расула Гамзатова, который метко заметил, что кривой меч шаха Надира держал в повиновении и страхе полмира, но не сумел дотянуться до маленького Дагестана. Во 2 книге «Мой Дагестан» он пишет: «Я видел в Тегеране золотой трон шаха Надира, привезенный из Индии. Я видел его добычу из разных стран, я видел его кривой меч. — Эта маленькая вещь держала в повиновении и страхе полмира, — сказали мне иранские друзья. — Но не сумела дотянуться до маленького Дагестана.
«Много красивых слов говорил шах Надир. Но не по мычанью узнают силу быка, а во время дела. По ветру пустили горцы шаха над шахами, погнали его войско, как ветер гонит золу, обильно полили своей и чужой кровью бесплодную, выжженную Чохскую долину». С тех пор в Иране есть поговорка: «Если шах глуп, то он пойдет завоевывать Дагестан».
Дагестанцы многократно доказывали верность России, защищали ее с оружием в руках.
В годы Первой мировой войны в составе сформированной на добровольческой основе Кавказской туземной конной дивизии («дикой дивизии») доблестно сражался 2-ой Дагестанский конный полк. Верность присяге и высокая дисциплина отличали воинов «дикой дивизии», в ней не было ни одного случая дезертирства. Каждый второй из служивших в «дикой дивизии» был удостоен Георгиевских крестов и Георгиевских медалей «За храбрость».
В период первой мировой войны чины Дикой дивизии были удостоены наград: 16 офицеров – орденами Святого Георгия, 18 офицеров – Георгиевским оружием, 3 744 всадника – Георгиевскими крестами и 2 344 всадника – Георгиевскими медалями. В ходе войны убито и ранено 23 офицера, 280 всадников; ранено и контужено 944 офицера, 1438 всадников.
Во 2-ом Дагестанском конном полку в чине прапорщика служил сын графа Льва Николаевича Толстого – Михаил.
В годы Великой Отечественной войны массовый героизм дагестанцев на полях сражений, их самоотверженный труд в тылу внесли значимый вклад в победу над фашизмом. Из 180 тысяч жителей республики, ушедших на фронт, погибло более половины. 62 дагестанца были удостоены звания Героя Советского Союза, 8 стали полными кавалерами ордена славы. Более 100 тысяч дагестанцев награждены боевыми орденами и медалями. Мой отец прошел всю войну от западных границ до поверженного Берлина, водрузив одно из знамен Победы над замком в нескольких километрах от рейхстага. Вот как этот подвиг описан в статье «Знамя над Берлином// Дагестанская правда, 22 июня 2011 года: «Генерал Ф. Лисицын в своих воспоминаниях пишет, что он предложил изготовить 9 знамен по числу входящих в состав 3-й ударной армии стрелковых дивизий. Знамя под № 5 водрузил над рейхстагом Абдулхаким Исмаилов. Знамя № 4 попало в 117-ю дивизию полковника Негоды, где воевал Умаханов. На одном из этапов уличных боев за Берлин, севернее Панкова (район Берлина), 525 полку было приказано захватить большой средневековый замок и примыкавший к нему высотный дом, превращенный немцами в сильнейший узел сопротивления. Перед атакой командир полка поручил парторгу М.-С. И. Умаханову, разведчику Аркадию Булатову, автоматчикам Владимиру Попову и Роману Минину вместе с атакующими подразделениями ворваться в здание замка и установить на самой высокой точке здания Знамя № 4 Военного совета. Умаханов, Булатов, Попов и Минин ворвались в замок и под огнем врага пробрались на крышу и установили там знамя. Вскоре и замок был очищен от гитлеровцев». В песне «Мы возвращаем Землю» Владимира Высоцкого, есть строки:
«От границы мы Землю вертели назад — было дело, сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат, оттолкнувшись ногой от Урала».
Очень точные слова, поколение наших родителей совершило невиданный подвиг, развернув историю, выиграв тяжелейшую войну. Мы скоро отметим 80-летие Великой Победы нашего народа над фашизмом и должны хранить правду о той цене, которую тогда заплатили.
Не менее достойно дагестанский народ ответил на вторжение международных террористов в 1999 году, «террористический интернационал» рассчитывал посягнуть на целостность и единство России, создать на территории республики новый террористический очаг. 106 дагестанских добровольцев были награждены орденами Мужества, 42 – медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 16 – медалями «За отвагу», несколько тысяч человек получили республиканские награды.
Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивал особое значение Дагестана для сохранения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. «Я очень хорошо помню то время и видел все своими глазами. Поэтому могу с полной уверенностью и со знанием дела сказать, что бандиты понесли тогда в Дагестане самое главное свое поражение. И именно потому, что практически весь Дагестан встал на защиту своей республики и территориальной целостности всей России», — сказал В.В. Путин на встрече с ветеранами ополчения в 2009 году.
Мужество, самоотверженность, верность долгу и нравственным ценностям проявили дагестанцы в ходе проведения специальной военной операции на Украине: тринадцать из них удостоены звания Героев России: генерал Абачев Э.А., полковник Умаев З.К., полковник Магомеджанов М.К., майор Небиев Э.А., майор Абраменко М.В., капитан Магомедов И.Л., старший лейтенант Курбанов Р.М., старший лейтенант Абуталимов Т.У., старший лейтенант Муслимов М.Д., старший лейтенант Исбакиев М.М., лейтенант Гаджимагомедов Н.Э., лейтенант Магомедов Ш.Н. и прапорщик Худайнатов Ф.Ч. Тысячи военнослужащих награждены орденами и медалями. Уверен, что вместе мы сумеем дать отпор неофашистам и их западным пособникам, победа будет за нами, а наши знамена поднимутся над освобожденными селами и городами, как в далеком 1945 году.
Дагестанцы трудолюбивы. Новейшая история Дагестана знала разные периоды, характеризующаяся примерами трудовой доблести, дружбы народов и взаимовыручки. В 1922 году дагестанцы совершили трудовой подвиг: за 28 дней фактически ручным трудом, кирками и лопатами построили 50-километровый оросительный канал, который эксплуатируется до сих пор. За этот подвиг ДАССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. Это единственный регион России, удостоенный такой награды. Также, республика была награждена орденами Ленина, Октябрьской революции и Дружбы народов.
Очень яркий пример дружбы и взаимовыручки – ликвидация последствий землетрясения в 1970 году (по разрушительной силе второе после ташкентского землетрясения 1966 года). 14 мая 1970 года на территории Дагестанской АССР произошло разрушительное землетрясение, эпицентр которого располагался в 30 км к юго-западу от Махачкалы. Сила подземных толчков достигла 8 баллов по 12-балльной шкале. В результате разгула подземной стихии пострадало примерно 25 % территории республики: было разрушено 11 и серьезно пострадало 257 населенных пунктов, среди которых — город Махачкала. Землетрясение огромной силы в одно мгновение превратило в руины сотни домов, лишило крова десятки тысяч людей, нанесло огромный экономический ущерб: пострадали школы, больницы, здания производственного и культурно-бытового назначения, коммуникации, созданные трудом человека на протяжении многих десятилетий.
В то время вся страна помогала Дагестану восстанавливать разрушенное, и дагестанцы, с благодарностью вспоминают эту помощь. В честь ленинградских строителей названа гостиница в Махачкале, в честь узбекских строителей – микрорайон столицы республики. Мы с благодарностью храним память об этом.
Другим отличительным моментом в дагестанских скрепах хотел бы назвать уважение наших земляков к людям другой национальности, стремление сообща решать важные вопросы. Это тоже имеет исторические корни.
На протяжении своей истории Дагестан представлял собой ряд небольших государственных образований, имеющих свой язык, культуру, традиции. Ни один коренной народ не являлся в Дагестане доминирующим по численности и влиянию. В конце XVIII – начале XIX века в Дагестане сформировалось около 10 феодальных владений и более 60 союзов сельских обществ – Вольных обществ, которые для отражения внешнего нападения могли объединяться в более крупный союз. Вольные общества Дагестана — термин, введённый русскими историками и этнографами для обозначения объединений сельских общин полупатриархально-полуфеодального типа в Дагестане (аварцев, даргинцев и лезгин), сохранявших независимость от соседних феодальных владетелей (ханов). Наиболее крупными из них были Салатау, Гумбет, Андия, Дарго и др.
Хашаев Х.-М. в книге «Общественный строй Дагестана в XIX в.» пишет: «Некоторые историки и этнографы называли «вольные» общества республиками, а их союзы — федеративными республиками. Союзы создавались и конфедеративным способом — сильное общество диктовало свою волю слабым союзникам».
В современный период эти традиции нашли отражение на первоначальном этапе формирования самобытной модели государственного управления нашей республикой. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Дагестан в 1994 — 2006 годах — Государственный Совет — формировался Конституционным собранием Дагестана из 14 представителей титульных национальностей. В состав Госсовета не могло входить более одного представителя одной национальности. Госсовет избирался на четыре года. На основе Конституции и законов Дагестана Госсовет издавал указы, принимал постановления, контролировал их исполнение. Вопросы, отнесенные к его компетенции, Госсовет решал коллегиально на своих заседаниях.
Депутаты Народного Собрания Дагестана первого (1995 — 1999 гг.) и второго созывов (1999 — 2003 гг.) избирались по принципу национально-пропорционального представительства, по национально-территориальным округам. Я участвовал в этих процессах, в 1995 году махачкалинские избиратели доверили мне право представлять их интересы в парламенте республики. Назначения на должности руководителей органов исполнительной власти республики тоже производились с учетом национальности кандидата. Умение соблюдать этот баланс представительства – необходимая часть наших духовных традиций.
Дагестан важен как пример многовекового гармоничного сосуществования разных народов культур, языков и традиций. Например, в городе Дербент расположены три старейших культовых сооружения мировых религий в нашей стране: христианский крестово-купольный храм IV-V веков, мечеть VIII века и синагога XVIII века. Упоминания о «Каспийских воротах» — Дербенте есть у античных историков, в Библии и Коране. Еще в 2003 году ЮНЕСКО признало старую часть Дербента Всемирным наследием человечества, а в 2006 году присудило диплом как самому толерантному городу мира.
В прошлом году мы провели в Дербенте крупнейшее за историю республики парламентское мероприятия — форум «Историко-культурное наследие России». Мероприятие было приурочено к 100-летию со дня рождения нашего выдающегося земляка Расула Гамзатова. Благодарен Всевышнему за то, что мог общаться с этим замечательным человеком, принимать его в своем доме, называть его другом отца.
На форуме мы обсуждали вопросы культуры и образования, сохранение исторических памятников и наших духовных ценностей. Выступая на этом мероприятии, Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко сказала: «Каждый, кто хоть раз побывал у вас в гостях, навсегда запоминает особый неповторимый дух республики, живущих здесь людей замечательных, которые отличаются поистине сыновней любовью к родной земле, к своим традициям и обычаям».
Добавлю несколько слов о роли формы и содержания. Недостаточно называть себя дагестанцем, выставлять напоказ свою самобытность, нужно быть им внутренне, в своих делах, больших и малых.
Без подлинной скромности по-настоящему, а не напоказ, дагестанец не является настоящим. Нужно делать добро и этим молча гордиться.
И еще один очень важный момент, недостаточно любить Дагестан, гордится нашими корнями, нужно осознавать свою ответственность перед будущим, своей жизнью делая дагестанскую землю лучше, более благоустроенной, дагестанцев здоровыми, образованными, благополучными.
Несколько слов о книге и ее создателях.
Очень важно, что в обществе поднимаются вопросы духовно-нравственного содержания. Те, кто участвовал в проекте заслуживают самой глубокой благодарности. Отдельные слова хочу высказать в адрес Эммы Андреевны Тыщенко – журналиста, заслуженного работника культуры Республики Дагестан, заслуженного работника культуры Российской Федерации, ветерана боевых действий, ветерана журналистики.
У этой талантливой женщины непростая судьба: родилась в далекой сибирской Чите, в детстве пережила немецкую оккупацию в Одессе, преследовалась бандеровцами в их логове Ворохте, большую часть жизни жила и работала в Дагестане. В нашей республике она состоялась как журналист, стала лауреатом премий России и Дагестана, написала 9 книг о Дагестане и дагестанцах. Как и многие русские, евреи, немцы, белорусы, украинцы, представители других народов, она приехала в Дагестан «волею судеб», но именно здесь обрела дом, друзей, семейное счастье, не устает думать о будущем Дагестана, заботится об укреплении дагестанских духовных скреп.
Героизм и приверженность традиционным ценностям, мудрость и трудолюбие, добрососедство и дружелюбие, истинный интернационализм и толерантность, особый дагестанский юмор и гостеприимство, гордость и отважность, уважение и забота о старших, скромность и отзывчивость и многое, многое другое. Все это наполняет наши сердца, определяет наше внутреннее содержание. Этому и посвящена эта книга.










