Памяти Идриса Гаджиева

«Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!»

На сегодняшний день в Дагестане немало талантливых и преданных своему делу преподавателей, работающих в вузах. Есть замечательные преподаватели и в Дагестанском государственном педагогическом университете. Среди них был и логопед, заслуженный учитель Дагестана, обладатель ведомственного знака отличия в области педагогических наук — медали К. Ушинского, почётный работник высшего профессионального образования России — Гаджиев Идрис Абдуллаевич.

Напомним, что логопедия — это специальная педагогическая наука, изучающая нарушения речи, коррекции и устранения с помощью специального обучения и воспитания. Она находится на стыке педагогики и медицины, тесно связана с психологией, лингвистикой и другими науками, чтобы комплексно подходить к проблемам речевого развития.

Вот уже пять лет, как не стало Идриса Гаджиева. Тридцать лет своей жизни он посвятил работе в ДГПУ, кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии. За годы научной деятельности он издал более двухсот научных трудов, среди которых двадцать монографий, учебные пособия и статьи в журнале ВАК — научные издания.

Каждый год в это время чтят память своего преподавателя и коллегу, сотрудники и студенты вуза, посещают могилу, возлагают цветы.

На днях в уютном зале библиотеки педуниверситета состоялась эта невероятно торжественная и в тоже время грустная встреча — вечер памяти Идриса Гаджиева.

Данное мероприятие имело республиканский масштаб, в котором приняли участие учителя-логопеды не только Дагестана, но и соседних республик — Чечни и Ингушетии. Ученики, живущие за границей, а их как оказалось немало, не смогли участвовать, но они передали письма и видеопослания.

Участники и гости вечера, в знак благодарности за вклад в педагогику, за полученные знания и заслуги, возложили цветы к портрету преподавателя.

Открыла и вела вечер логопед ЦРР, детского сада № 49» — Гюльзада Тариева.

Она поприветствовала гостей и участников вечера, рассказала о жизни и творчестве профессора.

«Мы собрались, чтоб почтить память нашего дорогого Идриса Абдуллаевича. Сегодня у каждого из нас есть возможность поделиться своими воспоминаниями о нём».

Ведущая призвала участников говорить обо всём, что чувствуют, не подавляя эмоций, не стесняясь грусти и слёз, подчеркнув, что это часть памяти о важном для всех участников, человеке.

Вечер сопровождался видеофрагментами с трогательными кадрами из жизни и работы педагога, выставлены учебники и пособия по логопедии, научные статьи, сборники стихов профессора.

Были зачитаны письма и продемонстрированы видеообращения тех, кто не смог лично присутствовать; декларировали стихи — посвящения. Студенты педуниверситета прочли стихи и басни, написанные профессором в разные периоды жизни.

В своем выступлении, член психолого-медико-педагогической комиссии управления образования, кандидат педагогических наук — Муслимат Баратова рассказала, как состоялось их знакомство с Идрисом Гаджиевым

вначале двухтысячных годов.

«Уход Идриса Абдуллаевива — большая потеря, как для всего педагогического состава, так и для студентов.

Он, как никто другой умел ценить и рационально использовать время. Для того, чтобы пообщаться, просто поговорить с таким многогранным и интересным человеком, мне приходилось ловить момент. Наверное я не единственная, кто любит учиться у таких людей, как он, кто любил его слушать. Методов постановки звуков много, но каждый ставит звуки по своему.

Идрис Абдуллаевич внес неоценимый вклад в методовы и практики, разработал много своих методов. Создал благоприятные условия для работы с детьми с задержкой речевого развития, нарушением речи и заиканием.

Мы можем гордиться тем, что учились именно у него и что не растеряли те знания, которые он нам передал. Благодаря таким вечерам, память о нашем коллеге будет жить долгие годы».

Кандидат педагогических наук, доцент и преподаватель ДГПУ — Клара Багдуева отметила; «Идрис Абдуллаевич ушел, но оставил частичку себя, ведь таких людей надолго запоминают люди.

Мы всегда будем помнить обо всём, что он сделал для развития данной науки. Он был логопед с душой философа. Был не только хорошим преподавателем , но и поэтом и спортсменом. Это был многогранный человек с большой и доброй душой. Это наставник человек, который оставил нам столько методического наследия, по которому все учатся и становятся настоящими мастерами своего дела. Меня моя профессиональная судьба свела с Идрисом Абдуллаевичем на курсах профессиональной подготовки в региональном межвузовском центре «Перспектива». Двадцать лет мы были вместе, взращивая логопедов. Столько людей прошло через нас. Только на переподготовке прошло более трёх тысяч человек.

Со всех регионов страны и зарубежья были у нас на переподготовке. Многие приезжали учиться именно к нам, так как брали на работу только с нашими дипломами.

Помню у нас учились ребята из Израиля, Палестины и других стран.

Нашего профессора дети любили какой-то особой любовью. Многие из детей были с особенностями развития. Сказки, логомассаж, авторские приемы и через месяц — полтора дети переставали заикаться, могли произносить поставленные звуки.

На первый взгляд- это был человек строгий, требовательный, сдержанный, спортивный, но с детьми он становился мягким. Его знали во всех концах мира. Детей, для исправления проблем с речью, привозили из разных стран.

Память о нем навсегда останется теплой и светлой. Горда, что была с ним знакома».

Член ПМПК управления образования Кизлярского района логопед Марина Чернышова в своем выступлении сказала: «Сегодня такой день, когда память оживает в наших сердцах и мы продолжаем рисовать знакомый образ нашего дорогого, замечательного педагога и коллегу. — Идриса Абдуллаевича. Это был такой харизматичный человек. За собой он оставил добрый свет, который и по сей день среди нас. В 2017 году я была руководителем городского объединения города Кизляра всех логопедов дошкольных образовательных учреждений. Идрис Абдуллаевич, несмотря на свой преклонный возраст и Фатимат Гасановна с удовольствием согласились на работу по преемственности. Я счастлива, что обучалась у таких человечных и настоящих профессионалов, как они. Идрис Абдуллаевич для всех нас был непросто преподавателем, он был прирождённым воспитателем, которых теперь не так часто можно встретить в педагогической среде в наше непростое время. Ведь сейчас всё чаще ценностными ориентирами общества являются, к сожалению, материальные блага. В наши дни, для многих, стремление к деньгам и наживе стало нормальным явлением. Все мы помним, каким бескорыстным человеком был наш уважаемый преподаватель. Он не брал ни денег ни подарков, все свои разработки раздавал совершенно бесплатно. Он с большим удовольствием делился всем, что имел.

Я благодарна за интересные уроки и практические задания, за наглядные пособия, которые помогли нам стать хорошими специалистами.

Низкий поклон и вечная память Идрису Гаджиеву». Она также предложила обратиться к профсоюзному лидеру Магомеду Амиродинову с просьбой, поспособствовать тому, чтоб выделили место в музее для научных трудов, спортивных достижений, фотографий, личных вещей Идриса Гаджиева. «Подрастающее поколение должно знать, что были и есть такие педагоги, верные своему делу, которые могут хорошо выполнять не только свои обязанности по работе, но быть творческими и всесторонне развитыми, спортивными, сильными духом личностями» — добавила педагог.

В своём видеообращении руководитель городской ПМПК, города Кизляра — Наталья Юсова, сказала: «Вот уже более двадцати лет назад, как я окончила педуниверситет и работаю логопедом. С большой теплотой и уважением вспоминаю нашего педагога. Он влажил в наши руки не только профессию, но и на своем примере показал, какими качествами должен обладать настоящий человек. Сейчас я с уверенностью могу сказать, как важно встретить на своем пути доброго и достойного человека. Когда я познакомилась с его поэзией, в полной мере поняла, что такое уважение, благородство, честь, достоинство, любовь и настоящая дружба. Этими всеми качествами и обладал наш преподаватель. Его уже нет с нами, но когда нужно принять какое-то решение, думаю, а как бы Идрис Абдуллаевич поступил. Всегда стараюсь быть похожей на него. Хочу отметить, как важно вовремя выражать слова благодарности в адрес тех, кто на самом деле заслуживает».

Логопед Мальсагова Марьям из Ингушетии отметила: «Наш преподаватель был не только профессионалом своего дела, он был добрым и щедрым человеком.

Мы — студенты очень любили читать и слушать его поэтические произведения, в которых говорится о гражданственности, патриотизме, чести, совести и человечности.

Все мы помним, как на практических занятиях дети легко и быстро привыкали к нему, а они чувствуют и считывают энергетику человека. Мы всегда удивлялись, как Идрис Абдуллаевич понимал детей с большими нарушениями речи. Он был и детским и взрослым психологом, всех понимал и никому не отказывал в помощи.

Я всегда любила приезжать в Дагестан, учиться и участвовать в мероприятиях республики. Здесь у меня много друзей и единомышленников. И теперь я эти поездки люблю ещё больше».

С подробным рассказом о семье и предках профессора выступала его внучатая племянница, логопед Нурият Курбанова.

В завершении, в своем выступлении преподаватель ДГПУ Фатимат Гасановна, в частности сказала: «Идрис Абдуллаевич, как всем известно, был настоящим, подлинным, выдающимся человеком с высокими моральными качествами, такими как благородство, честность, самоотверженность, на которого можно и нужно равняться.

Именно он стоял у истоков логопедии в нашей республике и внёс неоценимый вклад.

Он всегда находил правильный подход к решению задач, был настоящим экспертом своего дела. Мы бок о бок проработали с ним 30 лет. Всем нам очень не хватает его поддержки, юмора и той теплоты, которая всегда царила в нашем коллективе.

Не хватит слов, чтобы вспомнить все его благие деяния, чтоб описать его прекрасный мужской характер, его бескорыстность и добропорядочность. Я благодарна судьбе, которая свела нас, как коллег и единомышленников.

Мы все можем гордиться, что учились и работали с таким талантливым и мудрым человеком.

Это был в высшей степени порядочный и честный человек, таким он и останется навсегда в памяти каждого из нас. Он не «был», а — есть и всегда будет жить в наших сердцах».

Выступили все участники, а их было более сорока.

В частности говорили о профессионализме И.Гаджиева, о психологически комфортной атмосфере, которую сумел создать профессор, об индивидуальных подходах к каждому студенту и пациенту. О том, что у него, в работе с детьми не было мелочей и всё играло важную роль, вплоть до режима труда и отдыха, полноценного сна, правильного питания. Всё это он озвучивал родителям, направлял их. Особую значимость для него представляла работа с родителями маленьких пациентов.

Также, многие учителя — логопеды сетовали на то, что сейчас у молодых студентов и практикантов на занятиях нет вопросов. Они не слушают и не смотрят, надеясь на то, что всё необходимое смогут найти в интернете. У педагогов это вызвало беспокойство. Говорили о необходимости ввода дополнительных бесед со студентами на такие важные темы.

Говорилось о том, что в наши дни специальность логопеда как никогда востребована, так как всё чаще встречаются пациенты с синдромом Дауна и аутизмом, в очень агрессивной форме. При сочетании этих двух состояний проблемы усугубляются, затрудняя и диагностику, и коррекцию.

Было отмечено, что все кто учился у Идриса Гаджиева стали отличными специалистами, многие открыли свои центры развития речи детей.

Идрис Гаджиев не только поделился своими прекрасными знаниями, но и сплотил всех, благодаря чему появилась возможность обмениваться опытом.

Многие отметили, что именно на курсах логопедии было получено много знаний и не только о звукопостановке, массаже артикуляционного аппарата, развитие словаря, грамматики, связной речи, дыхания и мелкой моторики, работе над голосом и фонематическим слухом, но и о педагогическом и индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Участники мероприятия — ученики профессора поблагодарили организаторов, отметив, что такие встречи способствуют не только тому, чтоб не предавать забвению своего наставника, но продолжению плодотворного сотрудничества.

Во время выступлений в зале царила тишина. Все внимательно слушали каждого, кто выступал с речью. Не обошлось и без слёз.

Учителя не умирают, их души и свет продолжают жить в сердцах и делах тех, кого они обучили, как свеча, которая продолжает светить, даже когда сама тает.

Нинав Гаджиева

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяВЕСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Следующая статьяКуркума