Живое участие в судьбах людей

Есть такое определение как участливость. И я знаю человека, которому оно очень подходит.

Отличительная черта депутата Народного Собрания Дагестана Узлипат Гасановой – глубокое погружение в проблемы простых людей. Это не формальный интерес, а подлинная вовлеченность в судьбы земляков.

Ее теплое общение с избирателями, умение вести диалог, внимательность к деталям вызывают у них доверие и искреннее уважение. Наблюдая за тем, как она ведет прием граждан, убеждаешься, как важно для народного избранника быть чутким и отзывчивым. Это ведь не сыграешь, люди тонко чувствуют фальшь.

Ценят Узлипат Усмановну и за врожденную деликатность. Она помогает так, чтобы не пострадало человеческое достоинство. И не ждет, пока к ней придут с просьбой. О проблемах семьи Азизовых она, к примеру, узнала сама, и сразу же стала действовать.

Испытания начались, как оно и бывает, внезапно. Глава семейства Максим Азизов стал слепнуть. Его жена Анисат уверена, что всему виной халатность врачей. Ведь когда он в первый раз обратился к офтальмологам, зрение только начало слабеть. Вмешательство принесло обратной эффект, и здоровый мужчина в одночасье превратился в инвалида.

Люди по – разному воспринимают немощь. Одни – со смирением, по – философски. Для других же она становится трагедией. Так и Максим Азизович, ранее никогда ничем не болевший, переживал удар судьбы очень тяжело. Только поддержка родных вдыхает в него силы.

Анисат видит в нем не старика – инвалида, а мужчину, с которым она была счастлива долгие годы, вырастила детей. И хорошо помнит, каким он был деятельным. Настоящий созидатель.

Эта черта – стараться для других, для общества, у Максима Азизовича – от отца, о котором до сих пор земляки отзываются добрым словом. Азиз Азизов вошел в летопись с. Маджалис Кайтагского района как человек, первым заложивший фундамент средней школы. Его стараниями вскоре выросло одноэтажное кирпичное здание, которое можно увидеть и сегодня. Он же стал первым директором школы, а потом заведующим районным отделом образования.

Когда началась Великая Отечественная война, Азиз Азизович, несмотря на бронь, записался добровольцем. Воевал храбро. В 1943 году погиб в боях под Москвой. Его сыновья – Максим и Курбан были еще совсем малы. Максим родился в 1938 году, а Курбан – в 1940 году.

Вскоре умерла и мать. Она работала в госпитале и подхватила какую- то инфекцию. Мальчики остались одни и попали в детский дом.

Судьба, обделившая их счастливым детством, была у них одна на двоих. И братья понимали, что могут надеяться только на себя. Вместе с ними рос их дух мужества и стойкости.

Курбан рано ушел из жизни. Он работал на вредном производстве и уже в 55 лет профессиональное заболевание свело его в могилу. Максим посвятил свою жизнь одному из самых благородных дел на свете – строительству. Его профессионализм и незаурядные деловые качества были востребованы. В его послужном списке – работа на Всесоюзной ударной стройке в г. Бухаре, множество возведенных им объектов в нашей республике. Всюду его уважали за высокую порядочность, требовательность к себе и большой потенциал.

И вот такой человек пять лет назад оказался в полной изоляции и темноте. Неудивительно, что нервы сдали, несмотря на постоянное внимание близких. На почве стресса начались галлюцинации, и однажды Максиму Азизовичу показалось, что его вызывают на работу. А до этого он отправил домой внука, смотревшего за ним и остался один. Супруга была в селении. В уверенности, что выходит в дверь, он сорвался с балкона…

Максим Азизович перенес операции, и хотя последствия травм удалось минимизировать, стал маломобильным.

Анисат все время с ним, несмотря на то, что и сама инвалид второй группы. Душа у нее болела за мужа, лишенного общения с людьми, возможности выйти на свежий воздух. В поликлинике по месту жительства ее просьба о выделении инвалидной коляски отклика не нашла. Два года она обивала пороги, пытаясь обойти бюрократические препоны, продираясь через равнодушие, пока совсем не отчаялась.

Каким же светом наполнилась ее душа, когда без всяких просьб и обращений, просто услышав об их проблеме, депутат Узлипат Гасанова приобрела и доставила им коляску. С этого момента уход за больным стал не таким обременительным: Анисат теперь может его отвезти на кухню и там покормить. Вывозит во двор, где Максим Азизович охотно общается с соседями. Теперь они гуляют по берегу моря, бывают на даче.

Анисат не устает повторять слова благодарности. Вместе и именем Узлипат Гасановой она произносит и имя Заремы из Дагэнерго, которая приобрела для них противопролежневый матрас.

Такие поступки оставляют глубокий след – не в официальных отчётах, а в сердцах людей, и потому становятся по-настоящему значимыми.

Тагират Гасанова