Женщина считается носителем гуманности: она дает жизнь целым поколениям, наделяя их духовностью, смыслом жизни. Ее присутствие в человеческой цивилизации на протяжении всей истории связывалось с понятием безопасности и мира, ответственности за семью, за детей.
Такое консолидирующее, умиротворяющее начало выражено в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, которые благодаря духовно-эмоциональной составляющей позволяют передать чувства и настроения человека, его душевные переживания.
Великий художник Николай Рерих, размышляя о роли, статусе женщины и её силе в жизни общества в книге «Женскому сердцу» писал: «Она — мать, женщина — охранительница, оберегающая свое потомство и домашний очаг».
Попытки определить статус, место женщины в социуме предпринимались с давних времен, что подтверждается сохранившимися письменными свидетельствами о быте и семейном укладе Древнего мира. В частности, древнеегипетский философ Птаххотеп в поучении призывал с уважением относиться к матери, жене, заботиться о сестрах и дочерях, прислушиваться к их мнению.
В системе ценностей, регулирующей жизненный уклад кавказских народов, четко иллюстрирован в творчестве кавказских писателей и отношение к женщине-матери.
В частности, этикет адыгов, который основывался на философии адыгского мудреца Жабаги Казаноко, учил молодых почитать жену, проявлять к ней уважение. Именно женщина определяет статус мужчины. «Муж настолько доблестный, насколько позволяет ему жена».
Семейные взаимоотношения должны определяться любовью, взаимным уважением супругов. В сохранении семьи особая роль отводилась жене. Престиж мужа, подорванный злой женщиной, все село не восстановит. Престиж униженного обществом мужа может восстановить хорошая жена.Поэтому ясно, что основная роль, отводимая женщине, — быть хранительницей домашнего очага, своим поведением сохранять статус супруга и семьи в целом.
Статус горянки горячо обсуждался во все времена. Ученые, путешественники из Европы и Азии, посещавшие Кавказ с разными целями с XV века, оставили наблюдения, касавшиеся отношения к дочери, сестре, матери. В этом плане исследователи находили много схожего в традициях дагестанцев и адыгов (черкесов). Подобные свидетельства служат источником для изучения жизни общества, формируют восприятие таких понятий, как семья, род, обычаи и традиции, позволяют наметить перспективы дальнейшего развития социума.
Особенно ценным и важным предметом изучения роли и места матери-женщины стало творчество известных поэтов и писателей Кавказа.
Это -Р. Гамзатов, Ф. Алиева, К.Кулиев,К . Жане , И.Машбаш. Спасибо им, увековечивших матерей Кавказа: Дагестана, Адыгеи,Кабардино-Балкарии,Чечни,Ингушетии,Карачаево-Черкесии.
Расул Гамзатов посвятил образу матери много произведений. В своей поэме «Берегите матерей» он пишет:
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем — исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его: «Мама.
В лирике Расула Гамзатова появляется еще одна ипостась женщины-миротворицы. Именно ей принадлежит белый платок — знак чистоты и непорочности. Брошенный к ногам враждующих сторон, он является символом примирения: В горах джигиты ссорились, бывало, Но женщина спешила к ним и вдруг Платок мужчинам под ноги бросала, И падало оружие из рук .
В этом контексте звучат и слова о войне, из-за которой дети остаются сиротами, а родители теряют сыновей и дочерей. Образ женщины-миротворицы сливается с иными, знакомыми каждой культуре. Это образ матери, потерявшей на войне сына, и матери, умирающей, оставляющей своих детей одних на земле. Оба они проникнуты неподдельным чувством горя, безвозвратной потери.
Настолько же искренне выражены чувства поэта, когда он переходит в плоскость семейно-бытового повествования: обращается к молодежи с призывом беречь мать, заботиться о ней, поскольку обида, нанесенная ребенком, отзывается болью: Если сердцем стали вы суровы, Будьте, дети, ласковее с ней. Берегите мать от злого слова, Знайте: дети ранят всех больней! ].
В поэму «Берегите матерей» включено много песен о матери, В ней показан духовный психологический портрет матери, прожившей жизнь, полную труда и забот, горя, но в то же время радости и счастья, и портрет человека, сумевшего в жизни перед трудностями выстоять. Произведение было благосклонно принято читателями, в нем Расул Гамзатов выступил как охранитель всех матерей мира.
Народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева также обращается к теме материнства:
Чуть слышное слово,
А в нем
Столько добра и тепла:
Тыщи вершин были в сердце моем –
К каждой тропинка легла.
«Мама», —
Чуть слышное слово,
А в нем
Твердость такая слышна:
Тыщи ущелий в сердце моем
Заполнены дополна…
Небо вдруг стало близким таким –
На расстоянье руки.
Реки, моря, океаны под ним
Как ручейки.
Будто на всем обрела в этот час
Я беспредельную власть.
Матери-женщины,
С каждой из вас
Я воедино слилась.
«Мама».
Обладая незаурядным умом и поэтическим талантом, она стала талисманом Дагестана. Будучи членом общественной палаты России и главным редактором известного журнала, Фазу Алиева многое для сохранения высочайшего статуса женщины-матери в жизни общества. Ее напутствия юношам и девушкам не могут не затронуть душу каждого читателя.
«По своему художественному уровню произведения кавказских поэтов не уступают лучшим произведениям мировой литературы, а по духовно-эстетическому наполнению перекликаются с творчеством русских писателей и поэтов. По мнению В.Распутина, «Вечный женский вопрос»- «Мать — женщина» издавна называлась «Мироткущей». «Мама», — мост к существу бытия,
Балкарский поэт Кайсын Кулиев в своем стихотворении «Мать»
пишет:
— Проходит мать, скрывается вдали.
Все в мире начинается сначала.
И кажется, что счастье всей земли
Она сейчас к своей груди прижала.
Тревога жжет ее наверняка.
Что ждет она и что на свете ищет?
Проходит мать, идет издалека
Через века, поля и пепелища.
Идет от сотворенья, как сейчас,
Неся в руках могучих, хоть и тонких,
Истоки жизни каждого из нас,
Как нынче детство этого ребенка.
Ее шаги стихают в тишине.
Все замирает — нет ни туч, ни пыли.
Проходит мать, и показалось мне:
Пред нею горы головы склонили.
Кайсын Кулиев роль матери считал важнейшей, неотъемлемой частью мира: «Женщина — величайшее украшение Вселенной. Унижение и извращения понятия материнства — диверсия против человечества». В поэме «Мать» он с чувством гордости говорил о высоком статусе женщины-матери, признаваемом не только человеком, но и самой природой, которая видит в ней жизнетворящее начало.
Слова адыгейского поэта Киримизе Жане перекликаются с его балкарским коллегой:
— Живём под сенью матерей,
Под их святым благоловеньем.
И материнским озареньем.
Пылает солнце наших дней,
Живем под сенью матерей.
Мы все согреты их теплом.
Мы все от материнской ласки
Живём по сень матерей.
Седой адыг в горах Кавказа
И украинец под Днепром
Мы все согреты материнской лаской и теплом.
Без них осиротеет дом.
Погаснут в очаге поленья.
Запахнет в нашем доме тленьем.
Запахнет запустеньем в нем.
Без них осиротеет дом.
Народный писатель, поэт, «Герой труда» адыгеец Исхак Машбаш с 15 лет писал о своей матери. Матери посвящены его поэмы, стихи:
Ты — мать моя! Ты родила меня,
Над колыбелью в час полночный пелаТы,
берегла мое земное счастье,
Как жил бы я без твоего тепла…
Его произведения дают представление о статусе женщине в духовно-нравственном и эмоциональном разрезе, обращаются к чувствам людей и имеют возможность влиять на них, а значит, формировать мнение общества. Несомненно, главным при этом становится обращение к образу матери, дающей жизнь и заботящейся о ребенке все время. В поэме «Вдовы» говорится:
Не знаю, сколько на планете вдов.
Я знаю лишь одно: их много-много.
В них все так бесконечно одиноко –
От редких слов до невеселых снов.
Совсем одни, до боли оденешеньки!
А все-таки не скажут никогда,
Какую горечь ежечасной ношею
Они проносят, молча сквозь года.
А если даже в душу к ним заглянешь
И разглядишь ее житье-бытье,
Ты не поймешь смятение ее.
Ты не поймешь ее, а только ранишь…
Для творчества кавказских поэтов и писателей тема любви к матери — женщине — одна из центральных. Все эти произведения вошли в культурную и духовную жизнь России, Кавказа и целом в мире, что позволяет полнее оценить положение матери-женщины в обществе, ее роль в семье, значимость в жизни. Так, из поколения в поколение мудрецы, поэты Кавказа оставили нам множество строк нежности, теплоты, благородства и необъятной любви, посвященных женщине, чье имя — Мать
Разиет Емтыль, ведущий научный сотрудник АРИГИ им.Т.Керашева, почетный работник высшего профессионального образования России










