«Сегодня, оглядываясь на те события, хочу отметить, что благодаря общим усилиям врагу не удалось продвинуться вглубь республики, и в этом огромная заслуга всенародного движения ополчения…»
Того, кто произнес эти слова, среди нас нет, к большому сожалению. В один из осенних дней 2025 года Шамиль Асланов мирно ушел в иной мир. Его жизненный путь не был долгим, но был так наполнен совершенными делами и поступками.
Из-за череды разных событий и республиканских мероприятий никто из верхнего эшелона власти не заметил его тихий уход, а ведь в судьбоносном 1999 году в республике – Шамиль Захрабович был известной фигурой. Именно в это время ярко проявилась его личность, когда экс-мэр города Махачкалы Саид Амиров и он встали на защиту Дагестана – территориальной целостности страны.
Он один из тех, кто из рук Владимира Путина в Кремле получил Орден Мужества.
Вновь и вновь, мы – журналисты возвращаемся к августу-сентябрю 1999 года и всегда будем возвращаться, потому что эта тема болезненная, актуальная, всегда беспокоит каждого мыслящего дагестанца. Не будь патриотизма 1999года, не было бы столько Героев в наши дни.
Создание ополчения в зоне боевых действий и формирование Интернациональной бригады показало, впоследствии, что народ с армией и что нас победить невозможно.
Мне, как историку и человеку с обычным мышлением было интересно знать, кому пришла идея создания Интербригады и почему командиром был назначен Шамиль Асланов. Такие вопросы я смогла задать Шамилю Захрабовичу, потому что была знакома с ним с 2013 года и близко общалась, он ответил: «Это идея была подсказана и реализована мэром г. Махачкалы Саидом Джапаровичем Амировым».
Итак, отряд был создан впервые в Дагестане и день его рождения – 7 августа 1999 года, а 9 августа он был закреплен Постановлением и Шамиля Асланова назначили командиров, среди многих военных выбран он – человек долга и чести – выбор мэра Саида Джапаровича был верен и точен, он, видимо, редко в людях ошибался. Саиду Амирову хорошо был известен его послужной список, профессионализм, человечность и ответственность. Кто он?
Шамиль Асланов родился 2 сентября 1941 года, в селе Куруш, Докузпаринского района. В 1962г. окончил Дагестанский механический техникум, дважды призывался на действительную военную службу, прослужив более 6 лет от техника наземного оборудования ракет оперативно-технического назначения до заместителя командира морского десчантного подразделения в г. Севастополе. В 1968 году окончил зональную комсомольскую школу в Ставрополе, затем университет марксизма-ленинизма, в 1976г. – Академию МВД СССР в Москве, с 1989 по 1992гг. – Высшие академические курсы МВД в Москве. Полковник в отставке. Более 25 лет работал в системе МВД РД, последовательно занимая должности заместителя начальника столичного РОВД, начальника ОБЭП, УУР, 6 Управление, ЭКУ МВД. Кавалер ордена Мужества и многочисленных правительственных наград Республики Дагестан и Российской Федерации. Заслуженный работник МВД СССР, заслуженный юрист Дагестана, доцент кафедры права дагестанского технического университета, автор ряда научных работ по криминалистике, истории и этнографии. Короче говоря – крепкий орешек. Вот такому человеку доверили судьбу ополченцев, впоследствии, он это доверие оправдал.
Итак, Асланов – командир Интербригады, в 1999 году вместе с Амировым возглавил отряды самообороны в г. Махачкале, принимал личное участие в боевых действиях в августе, сентябре 1999г. по изгнанию бандформирований из Дагестана. Как это было…
«8 часов 20 минут, 2 августа 1999 года вооруженные отряды боевиков численностью до 2000 человек под командованием известных террористов Басаева и Хаттаба с благословения лидеров международных экстремистских организаций вероломно вторглись с сопредельной Чечни, почти беспрепятственно миновав границу с Цумадинским и Ботлихским районами, на территорию Дагестана» — такая информация разлеталась по всем каналам в прессе…
Я в своем материале не буду описывать военные действия армии, милиции, ополченцев. Писать о том, сколько убито и ранено солдат, милиционеров, местных жителей. Этим займутся военные эксперты, учтут ошибки, просчеты властей, военных…
Я считаю, нужен психологический анализ событий, кто как действовал в самые тяжелые дни в республике и какой последовал результат.
Прав Шамиль Захрабович, когда в своей книге «Дагестан. Интербригада август-сентябрь 1999г.», написал: «В этой огромной деятельности главную и порой ведущую роль всегда играла личность. История учит нас, что личность в движении масс всегда являлась ее катализатором. А сколько достойных людей проявилось в Дагестане в дни борьбы с бандформированиями и религиозными экстремистами?! Открывая главу «Солдаты народной армии», мы, отдавая должное, первым бойцом считали Амирова Саида Джапаровича».
В те дни кабинет главы администрации столицы Саида Амирова превратился в своеобразный «Смольный», куда шли ходоки-патриоты со всей республики. Нужно отметить, одним из первых в Республике Дагестан под его руководством был организован оперативный штаб в администрации г. Махачкалы. Действительно, информированность аппарата администрации о происходящих в республике событиях позволяла ему выработать оптимальные мероприятия по их реализации.
Амиров, работая многие годы в правительстве, курируя религиозные объединения и общественные организации, не понаслышке знал обстановку в Дагестане.
Возвращаясь к тем события, вспомнить и то, что знаменитое обращение Саида Джапаровича по радио и телевидению к дагестанцам дало особый толчок. Народ воспрянул духом. В администрацию города толпами приходили люди со всех районов республики с требованием об их вооружении для отпора террористам. К 10 августа число добровольцев, записавшихся в отряды самообороны города перевалило за 2 тысячи человек.
«В этих отрядах воевали от мала до велика, от министра до рабочего, от депутата Народного Собрания до олимпийского чемпиона. Все они монолитно выступили против тех, кто пытался диктовать чуждую нашему духу идеологию, находились в отрядах самообороны, защищая дома, улицы, поселки, города, районы и в целом республику», — так писал командир Интербригады Шамиль Асланов.
Конечно, отбирали лучших из лучших, кто служил в армии, прошел сквозь огонь Афганистана, был в горячих точках, физически и морально-психологически крепок, патриотов своей земли.
Саид Амиров, выступая перед ополченцами, сказал: «Сегодня первый сводный отряд, численностью 350 человек, состоящий из представителей 10 национальностей республики, отбывает в селение Ботлих, для оказания помощи Вооруженным Силам России и органам внутренних дел, которые вступили в бой с бандитскими формированиями… Каждым из вас сегодня может гордиться город Махачкала и республика. Каждый из вас проявил высокую гражданственность, добровольно записался в состав Интернациональной бригады, встал на защиту конституционного строя и территории Дагестана…
Я, как глава Администрации города Махачкалы, начальник оперативного штаба, прошу вас проявить высокие воинские качества: смелость, дисциплину и ответственность за судьбу родного Дагестана… Знайте, ни один завоеватель за всю историю не захватил Дагестан, это никому не удастся и сегодня! Махачкалинцы верят вам и надеются на вас. В добрый путь!».
Вот такое теплое напутствие сопровождало наших ополченцев на бой. Итак, интернациональный отряд добровольцев прибыл в Ботлихский район 11 августа в 22 часа 30 минут. В это время в двух километрах от райцентра боевики пытались ворваться в небольшое село Миарсо. И в этот критический момент прибыл отряд – 350 вооруженных бойцов.
Вот как Шамиль Захрабович, в своей книге, описывает те события: «…Я до сих пор не могу забыть увиденного тогда в райцентре Ботлиха. Представьте: темень, проливной дождь, боевики стоят в двух километрах от села, управления никакого, местные жители испуганы и растеряны… А тут вдруг подмога, целый отряд из Махачкалы. В морально-психологическом плане эффект был мгновенный и очень сильный».
Не только в этом селе — морально-психологический эффект произвела Интербригада и по всему Дагестану. Нужно отметить в республике создавались сводные отряды подобные Интербригаде – чувство патриотизма всколыхнуло весь Дагестан именно оно и сегодня помогает нашим участникам СВО дагестанцам быть в первых рядах, защищая свою Отчизну, не зря у нас 16 ребят дагестанцев — на полях сражения стали Героями России. Это о чем-то говорит. Информации слишком много, иногда приходится перебегать от одной мысли к другой.
Продолжая свой рассказ , командир говорит: «А утром, к 5 часам наш отряд уже занял отведенную нам позицию – мы заменили десантников Российской армии: они выдвинулись к селу Годобери, а мы взяли под свою охрану 20 километров в стратегически важной зоне. В том числе охраняли так называемый Красный мост, еще один мост – Белый, а также аэропорт, ряд других объектов. Кроме этого, часть бойцов оставалась в Ботлихе для поддержания порядка и охраны».
Конечно, нужно подчеркнуть, что армейцы-солдаты старались беречь добровольцев, в пекло их не пускать, хотя наши ополченцы рвались в самые горячие и опасные участки фронта… разве неугомонных, дерзких, смелых ребят удержишь в узде.
Ополченцы не только поддержали ботлихцев морально, но пришлось махачкалинским ополченцам повоевать.
Шамиль Асланов рассказывает: «И там пришлось, и в Новолакском районе. В известной ныне всем операции по деблокированию окруженных в селе Новолакское липецких омоновцев и местных милиционеров участвовал и наш отряд под началом главы администрации Кировского района г. Махачкалы Артура Исрапилова. Он, кстати, уроженец тех мест, что во многом облегчало боевую работу».
В этой статье, не могу не упомянуть своего земляка-родственника, ополченца Джамбуева Магомеда Джамбуевича, был депутатом НС РД, главой администрации Кайтагского района, активным участником боевых событий 1999, организатором и руководителем отрядов самообороны. Как человек мужественный и решительный со своими двумя сыновьями и командующим вооруженными силами в Ботлихском районе Булгаковым дважды через кордоны боевиков совершил поездку в с. Анди «и встречался с местным населением» — вспоминает Шамиль Захрабович о нем.
Забегая вперед скажу, бойцы отряда не подвели Саида Амирова – они показали высокий дух, решимость честно исполнить свой патриотический долг.
Конечно, в отдельных населенных пунктах Цумадинского, Ботлихского районов местное население защищало свои дома, села, но, когда им на помощь пришли своюдные отряды ополчения из других городов и районов, они от защиты перешли в наступление на позиции бандитов, стали клеймить предателей и провокаторов, оказавшихся в их среде, объединившись с милицейскими подразделениями, они смело отражали атаки бандитов.
За службу в ополчении добровольцы не получали ничего, только недавно им стали давать льготы. Тогда ими двигало чувство патриотизма, желание защитить от захватчиков свою землю. Они знали, что если они не остановят бандитов на дагестанских рубежах, то террористы пойдут дальше, у них были большие амбициозные планы.
Появление Интербригады способствовало укреплению боевого духа местных жителей, которые поняли, что их не оставят в беде, что весь Дагестан встал на их защиту. После решения поставленных задач, прибытия большого контингента регулярных войск в район конфликта, сводный отряд был возвращен в Махачкалу.
В тот период была и острая проблема с беженцами, в городе их было размещено более 6000. Они были распределены по интернатам, санаториям, базам отдыха, различных ведомств, муниципальных мероприятий и в частном секторе. Город оказывал им необходимую помощь в материальном обеспечении одеждой, продовольствием, медикаментами.
В своем интервью Саид Амиров, в связи с событиями в Цумадинском и Ботлихском районах, корреспонденту ГТРК «Дагестан» Магомедову, сказал: «Важным подспорьем в нашей работе стало создание Военной комендатуры в городе Махачкале. Комендантом назначен генерал Николай Николаевич Гришин, заместитель командующего 58-й армии… Разработан план совместных мероприятий оперативного штаба, комендатуры и ГУВД по обеспечению безопасности и общественного порядка в городе, охране предприятий жизнеобеспечения и особо важных объектов, осуществлению полного контроля над въездом и выездом транспорта, грузов и граждан в город. Для совместного патрулирования на блокпостах и охраны объектов задействованы 700 бойцов Махачкалинской Интербригады…».
После этих событий прошло уже двадцать шесть лет. Патриотизм, героизм дагестанцев и сегодня не отнять, он у них в крови. В ходе «прямой линии» 20 июня 2019 года, Владимир Путин сказал: «Действительно, страна находилась в очень сложной ситуации, и если бы тогда террористам удалось реализовать свои планы в Дагестане, возникли бы системные проблемы на всем Северном Кавказе, а потом и в Поволжье. Надо отдавать себе в этом отчет. Но этого удалось избежать, мы сохранили суверинитет, территориальную целостность страны… Дело даже не в боевой мощи этих ополченцев, а в мощи их духа и желания сохранить страну».
«В борьбе с бандформированиями ополченцы сыграли неоценимую роль, — считает и Герой России, генерал Виктор Казанцев, в то время командующий Северо-Кавказским военным округом. Ополчение по его словам, было создано по инициативе мэра Махачкалы Саида Амирова. Ему нужно отдать должное – он первым выступил по телевидению с обращением к дагестанцам. Его слово всегда было весомо среди земляков, авторитет его был непоколебим, потому что никогда его слово с делом не расходилось».
В первый день войны, глава Махачкалы Саид Амиров позвонил Виктору Казанцеву и спросил: «Чем вам помочь?». Тот ответил: «Только едой, потому что ничего нет, солдаты голодные».
И за полдня Саид Джапарович все организовал, отправил два полных КАМАЗа – хлеб, тушенка, мука… Да, по инициативе Амирова из Махачкалы машинами отправлялось продовольствие, а дагестанцы повсеместно обеспечивали солдат горячей пищей и водой. В тот период Российская армия остро нуждалась в поддержке населения. И армия ее впервые почувствовала у нас, дагестанцы выполнили свой гражданский долг.
Создание ополчения в зоне боевых действий и формирование Интербригады, как позже говорил Виктор Казанцев, показало, что народ с армией и что «нас победить невозможно».
Начальник оперативного штаба 1999 года Саида Джапарович, написал: «Вот такими непобежденными останутся наши защитники Отечества в памяти народа».
Заместитель главнокомандующего, Герой России, генерал-полковник Владимир Булгаков, отметил: «…помощь была, я скажу, очень солидная с их стороны. И они проявили героизм, патриотизм в этом плане. Их никто не заставлял! Никто! Они пришли сами… помощь, я говорю, со стороны ополченцев была колоссальная!».
Борьба против агрессора приняла подлинно всенародный характер, все объединились против террористов. Ополчение формировалось в течение всей военной операции, оказывая поддержку регулярным войскам.
И родина высоко оценила подвиг ополченцев Интербригады. Многие бойцы Интербригады награждены орденами Мужества, а Шамилю Асланову, Баганду Магомедову и Максиму Магадову эту высокую награду в Кремле вручил лично Владимир Путин. Но среди награжденных нет Саида Амирова, даже в тех списках, где вручали именные часы главам администраций городов и районов республики за личный вклад в борьбе против террористов, вторгшихся в Дагестан.
В августе-сентябре 1999 года награды получили главы администраций: Гумбетовского – М. Гаджиев, Левашинского – Н. Гапизов, Сергокалинского – К. Мирзаев, Карабудахкентского – У. Насрутдинов, г. Кизляра – В. Паламарчук.
27 января 2000 года Председатель Госсовета РД Магомедали Магомедов от имени Владимира Путина лично вручил им именные часы.
Какая вопиющая несправедливость! Почему в этом списке, нет мэра Махачкалы?! Заместитель администрации города Махачкалы Баганд Халадаевич в своем интервью, сказал: «…И очень жаль, что поведение Саида Джапаровича в той ситуации, практически – подвиг, так и не оценено до сих пор в должной мере. Мы то получили кто орден, кто другие награды, а он ничего не получил… Это несправедливо! Ведь именно махачкалинская Интербригада стала предвестником нашего успеха, внесла психологический перелом в ход войны, что было в тот момент самым важным. Что ж, будем надеяться, что те, от кого зависит, исправят несправедливость по отношению к Саиду Амирову…».
Зря Баганд Магомедов надеялся, потому что власти не захотели назвать его Героем, по этому поводу очень сокрушался и Шамиль Асланов. Чтоб справедливость восторжествовала писал разные обращения в вышестоящие инстанции, но увы! Все безрезультатно.
Обращаясь Владимиру Путину он писал: «Мы, бойцы народного ополчения «Интербригады», отстоявшие в 1999 году совместно с силовыми структурами страны Конституционный строй и территориальную целостность России, обращаемся к вам с просьбой проявления милосердия, в отношении бывшего мэра г. Махачкалы Амирова Саида Джапаровича, который в критическое время стоял у истоков создания и организации сил обороны в борьбе с международными бандформированиями на территории республики Дагестан…». Таких обращений было сотни…
«Мы, ополченцы «Интербригады», где в списках № 1 значится Саид Амиров, убедительно просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, проявить к нему внимание и гуманность». Генерал-майор Шамиль Асланов.
К сожалению, никто его не услышал. Оказывается настоящие патриоты ныне в опале, а Саид Джапарович не на свободе, где искать справедливость?!
Остается только одно – дагестанский народ никогда не забудет тех событий, которые произошли в девяностых и какую роль сыграл тогда мэр нашей столицы Саид Амиров. Народ и история не забывают ни хорошее, ни плохое.
Сам Саид Джапарович знает, что падать духом нельзя и это главное, этому учит и нас, хотя находится вдали от нас.
Мы, дагестанцы верим в гуманность, наступит время, когда Амиров будет на свободе! Будем жить с надеждой и верой. А светлая память о Шамиле Захрабовиче навсегда сохранится в сердцах родных, близких и друзей.
Патимат Тазаева










