В нашей республике каждый год отмечается день родного языка и проводится диктант. Нисколько не умоляя роль языка для каждого народа, хотелось бы обратить внимание представителей власти, всей общественности на проведение диктанта по истории родного края. И, может быть, через интерес к истории мы бы подтолкнули интерес к языкам, на которых говорили исторические персонажи, так как родной язык и история края неразрывно связаны.
Надо сказать, что люди даже могут забыть родной язык, но корни свои запомнят благодаря знанию истории края. Поэтому, чтобы знать историю свою, важно ее изучение, какая она была и есть. А для этого необходимо создание доступных, увлекательных учебников, учебно-методических и наглядных пособий. Должны быть написаны и изданы альтернативные учебники с привлечением преподавателей вузов и ученых научных учреждений.
В преподавании истории Дагестана следует сочетать формационный и цивилизационный методы. Это позволит показать глубину и многомерность исторического процесса, чтобы учащийся, студент умели общее воспринять через частное и в то же время частное осмысливать как целое.
Единство человеческой истории раскрывается через процесс взаимодействия культур, чье достояние транслируется в пространстве и во времени. История свидетельствует о том, что единство человеческого рода при всей несхожести культурных особенностей различных стран и народов – реально существующий феномен. Современное человечество сплочено воедино экономическими, социальными, политическими и культурными связями, но единство это возникло отнюдь не сразу, оно продукт многовековой истории.
«История человечества не какой – то безликий процесс, — пишет академик Н.И. Конрад, — она очень конкретна и слагается из деятельности отдельных народов, имеющих каждый свое собственное лицо. Но в то же время как часто смысл исторических событий, составляющих, казалось бы, принадлежность только истории одного народа, в полной мере открывается лишь через общую историю человечества».
Важно преодолеть односторонний подход к изучению истории дагестанских народов. Для этого необходимо значительно расширить источниковую базу и критически переосмыслить ранее господствовавшие в исторической литературе, а ныне устаревшие взгляды стереотипы и концепции, учесть национальные особенности края.
Многие издавна укоренившиеся в историографии схемы и концепции региональной и национальной истории, в том числе и истории Дагестана, не выдерживали испытания времен, обнаружили свою теоретическую несостоятельность и несоответствие действительному ходу общественного развития. Обнаружилась и их идейно- политическая заангажированность. В большинстве случаев этим стереотипам и схемам присуще упрощение истории, изображаемой как прямолинейное движение, идущее исключительно по восходящей линии, притом непрерывно от «худшего» к «лучшему».
Слабо освещены в литературе и в школьных учебниках темы по древней истории Дагестана: о происхождении дагестанских народов, периоде, связанном с вхождением Дагестана в Кавказскую Албанию, и др. Изучение Кавказской Албании представляет не только чисто познавательный интерес, но имеет и важное теоретико-методологическое значение, ибо обогащает систему категорий и понятийный аппарат исторической науки, ее теоретические основы.
Дагестан не был изолирован от внешнего мира. Своеобразие Дагестана как этнокультурного явления определяется во многом особенностями его местоположения на пути из Европы в Азию, на Ближний Восток. Исторически дагестанские народы всегда тяготели к странам Передней Азии, связаны были с многими народами Кавказа.
Следует объективно говорить о роли России в исторических судьбах народов Дагестана. Будучи евразийским государством не только в силу своего географического положения, но и потому, что она синтезировала в своем развитии элементы западной и восточной цивилизаций. Не надо приукрашивать историю взаимоотношений феодальных владений Дагестана с Россией. В зависимости от внешнеполитической обстановки на Кавказе дагестанские правители ориентировались на Россию, Иран и Турцию. Поэтому писать о трогательной дружбе России и Дагестана в XVI-XIX вв. безосновательно. Требуется объективное освещение истории русско-дагестанских взаимоотношений. Учет географического и геополитического факторов во многом может прояснить и некоторые конкретно исторические ситуации. Формирование внешней политики того или иного феодального владетеля Дагестана во многом происходило под влиянием геополитических тенденций.
Огромным было значение культурного фактора в истории Дагестана. Именно в сфере культуры с наибольшей полнотой воплощается единство и целостность процесса развития человечества осмысливается причастность народа, этноса, социума и самой личности к ходу истории, принадлежности ко всему человеческому сообществу.
Значительное место в учебном процессе занимает освещение роли мусульманской религии в истории Дагестана. Религия не только питала духовно-нравственные истоки, но и сформировала во многом образ жизни народов. Эта проблема долгое время замалчивалась, либо трактовалась извращенно. Между тем религия всегда занимала важное место в жизни дагестанского общества, влияя на его нравственное состояние, на социальную психологию всех слоев населения.
Нельзя однозначно отнестись и к вопросу о мусульманской системе обучения и воспитания. Многие исследователи, писавшие в прошлом, не находили ничего положительного в мусульманских школах Дагестана. Такой взгляд противоречит действительности, он игнорирует принцип историзма. Известно, что благодаря этим школам, представители дагестанских народов получили возможность приобщиться как к богатой арабо-мусульманской культуре, так и ко многим достижениям мировой цивилизации. У дагестанских народов немало деятелей науки, культуры, о которых почти ничего не знают не только учащиеся, но и остальные слои населения.
В публицистике, в общественном мнении и отчасти в научной литературе существуют разные взгляды на историю советского периода. Некоторые полностью зачёркивают семьдесят лет нашей истории, считая их «ошибочным» вариантом развития. Таким подходом к истории мы автоматически исключаем себя из общего исторического хода. Важно объяснить школьникам и студентам характер, масштаб большого скачка, который совершило общество в 30-50-е гг. XX века. На этом отрезке времени Дагестан стал аграрно-индустриальной республикой.
Нельзя поддерживать тех, кто считает, что «совершенно неправильно учили истории». Подобное утверждение можно объяснить лишь незнанием дела, распространившимся у нас своеобразным мазохизмом, не допускающим, чтобы у нас было что-нибудь хорошее. Нынешний кризис будет преодолен. Надо трезво оценить произошедшее. Крайне важно развернуть разработку теоретических и методологических вопросов с целью создания новых теорий общественного развития применимых в историческом исследовании. Необходимыми условиями успешного изучения истории Дагестана являются окончательное открытие архивов, более тесное сотрудничество с зарубежными специалистами, овладение новыми методами, подходами к темам. Первоочередная задача заключается в создании новых учебников и программ, отвечающих современному уровню. Смена исторических оценок не должна быть чисто конъюнктурной; необходимо, чтобы она опиралась на новые исследования. К сожалению, сейчас это условие не всегда соблюдается.
Чаще всего формой подачи материала служит перечень имен и достижений; соответственно знания, полученные учащимися, не глубоки и не позволяют воссоздать образ изучаемой эпохи.
В процессе преподавания истории Дагестана необходимо подчеркивать, что единству народов края способствовали само время и жизнь. И то, что они сохранили себя, убедительнее всего говорит о мудрости, которая указала им единственный путь взаимного существования – дружба, согласие, мир. Если мы будем знать свои корни, то будем понимать, что каждая эпоха нашей истории заслуживает бережного отношения.
Сегодня в нашей республике сложилась тревожная ситуация с преподаванием истории Дагестана в школах, высших учебных заведениях. Начиная с 90-х годов XX века произошло резкое сокращение часов по истории Дагестана как важнейшего предмета национально-регионального компонента. Эта ситуация не может не беспокоить общественность республики, национальную интеллигенцию, рядовых граждан. В связи с этим необходимо провести комплексную проверку состояния преподавания истории Дагестана в образовательных учреждениях республики с последующим обсуждением данного вопроса на уровне Правительства Республики Дагестан и выработкой соответствующих рекомендаций и предложений.
Отношение к истории, ее понимание – это зеркало, отражающее моральные ценности общества. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна сама возможность извлекать из прошедшего уроки будущего.
Магомед Гасанов,
профессор










