Отечество – значит от отца! Значит семья, род, и традиционно — тухум – основа дагестанских скреп. Ну и если рассуждать, что было «ОТ ОТЦА», то, конечно же, в первую очередь во все времена, а особенно в Дагестане это было ремесло. Пример мастерства отца, уважение и почет к нему окружающих, востребованность результатов его труда и добрая долгая память через века, являлись мерилом, по которому не только оценивали освоенное прикладное мастерство прямых наследников мастера, но и то, как они его приумножали на благо семьи, рода, тухума, села и отечества в целом. Возможно, благодаря этому мы имеем множество династий во многих профессиях. Приведу только несколько примеров:
род Омаровых – Уммупазиль Авадзиевна (заместитель руководителя Аппарата Уполномоченного по правам человека России) дочь Авадзи Саидовича, главного ученого секретаря Дагестанского филиала Академии наук СССР; юрист и правовед, кандидат юридических наук, профессор. Бессменный Председатель Верховного суда ДАССР с1970 по 1992 годы.
род Магомедовых – Магомедали Магомедович, председатель народного собрания Дагестана, его сын Магомедсалам Магомедалиевич – заместитель руководителя Администрации Президента России.
династии врачей Закарияевых (Шахбан Мирзабекович, Мурад Шахбанович, Магомед Мурадович), Блаевых-Мунгиевых; и др.
род Умахановых – Магомед-Салам Ильясович Умаханов — советский дагестанский партийный, государственный и общественно-политический деятель. С 1956 по 1967 год — Председатель Совета Министров Дагестанской АССР. С 1967 по 1983 год — первый секретарь Дагестанского обкома КПСС. А его сын Умаханов Ильяс Магомед-Саламович в 1998 году был назначен вице-премьером Республики Дагестан. Курировал экономику, религию и межнациональные отношения. И с декабря 2010 по 17 марта 2021 года был вице-спикером Совета Федерации.
Но есть у нас, в Республике, и династии, которые традиционно только Дагестанские и характеризуются именно дагестанскими скрепами – всемирно известные ремесленники по серебру. Таких семей как в наши дни, так века назад, большинство в Кубачах.
Кубачи… Что же это за поселение, чем знаменито на весь мир? Поселок расположен в 20 км к юго-западу от районного центра Уркарах и в 170 км к югу от Махачкалы в междуречье рек Мехкилекотты и Кинтуракотты, на высоте 1600—1800 метров над уровнем моря. В VI—XV веках Кубачи уже был центром независимой области Зирихгерана, жители которой назывались зирихгеран (от персидского кольчужники). Около 1467 года впервые упоминается имя Кубачи или Гюбечи, что на тюркском означает «бронники, изготовители доспехов».
Поселок Кубачи один из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. С раннего Средневековья известен изготовлением кольчуг и оружия. Самое знаменитое ремесло кубачинцев — производство художественных изделий из металла, от оружия и военных доспехов до украшений и предметов домашнего обихода. Во времена Советского союза важнейшим предприятием кубачинцев являлся Кубачинский художественный комбинат, на котором работало до 500 человек. Кузницей кадров для комбината являлась кубачинская средняя школа. У каждого ученика с 10 класса шел трудовой стаж по работе на комбинате. К сожалению, сейчас мастера работают дома. А вот как они добиваются такого величайшего искусства при изготовлении своих изделий – остается для всех тайной
Рассматривая кубачинские изделия – оружие, предметы быта, браслеты, шкатулки и т.д. – невольно хочется понять, что за секреты хранят кубачинцы, изготавливая такую красоту. Очень хорошо об этом сказал Расул Гамзатов:
Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера.
И главное, все жители этого поселка — от мала до велика — Мастера. Для примера возьмем только одну семью Изабакаровых, которая как две капли воды похожа на остальные семьи, проживающие в Кубачах, но в то же время самобытна, уникальна по своему, является примером для подражания другим как в мастерстве, так и в духовно-нравственной преемственности.
Гаджиомар Бахмудович Изабакаров ювелир, Заслуженный художник России, Заслуженный деятель искусств Дагестана – последний из именитых кубачинских златокузнецов старшего поколения. Невозможно переоценить то, что он сделал для сохранения и развития кубачинского и иранского искусства.
Ученикам Кубачинской общеобразовательной средней школы с углубленным изучением основ кубачинского ювелирного искусства более 55-ти лет он передавал свои опыт и знания. На уроках Гаджиомара Бахмудовича дети прикасались к великому таинству резца, к волшебной серебряной сказке. Он был наставником для сотен одаренных кубачинцев, признанных ныне ювелиров-серебряников.
Гаджиомар Бахмудович написал книгу «Основы кубачинского искусства». Многое сделал автор книги, чтобы школа в Кубачах, единственная школа в Советском Союзе, имела собственную программу трудового обучения – программу обучения школьников основам кубачинского искусства. Ученики школы вместе с аттестатом о среднем образовании получают дипломы ювелира.
Гаджиомар Бахмудович Изабакаров родился в семье потомственного кубачинца-златокузнеца 1 января 1931 года. С самого детства, как и все кубачинские дети, он учился у отца искусству гравировки, а в свободное время рисовал орнаменты. В 1938 году он поступил в кубачинскую семилетнюю школу. В самый разгар Великой отечественной войны в Кубачах открывают школу фабрично-заводского обучения художественной обработки металла, где школьников учат мастерству гравировщика.
Будущий прославленный ювелир учился хорошо, стремился к познанию для него неизвестного. Окончив с отличием семилетку, юный художник работает в кубачинской артели «Художник» гравировщиком. В то время молодёжь понимала, что для полноценной жизни необходимы знания и стремилась к ним. В 1949 году Гаджиомар поступил в Буйнакское педагогическое училище, а в марте 1952 года его призвали в армию. После того, как отдал службе Отечеству положенные три года, окончив училище, он вернулся на работу в артель.
Юноша постоянно изучал медночеканную и бронзовую утварь из домашних музеев сельчан, орнаменты надмогильных памятников, средневековые каменные рельефы, украшающие кубачинские дома.
В артели вместе с Гаджиомаром и его отцом работал замечательный мастер Гаджи Кишов, позже ставший лауреатом Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Гаджи видел стремление юноши к ювелирному делу, к гравировке, к резьбе по камню. Он стал подсказывать, поправлять и в какой-то степени опекать будущего, да нет – настоящего – юного художника, а помощь младшему и является одной из основных скреп Дагестана.
В 1960 году Гаджиомар поступает в Московский технологический институт Министерства местной промышленности РСФСР на художественно-технологическое отделение, выдержав большой, в 7 человек на место, конкурс. Кроме стипендии в это время, он получает зарплату мастера кубачинской артели. После окончания учебы Г. Изабакаров возвращается в артель в качестве художника-технолога.
В 1981 и 1986 годах благодаря Изабакарову и педагогическому коллективу кубачинской школы были изданы школьные программы по основам кубачинского искусства и художественной обработке металла.
Гаджиомар Изабакаров через всю свою жизнь пронес искреннюю любовь к родному аулу. Он продолжал популяризировать традиции златокузнецов из древнего царства Зирихгеран, своих предков. Гаджиомар чувствовал, видел все через орнамент. Как отмечает в своем очерке о Гаджиомаре Изабакарове Саид Ниналалов
«…Стремясь достичь гармонии подлинной красоты, он интуитивно собирал фрагменты узоров в единое целое. Подобно музыкальному и поэтическому ладу, которые мы угадываем по первым ноткам, по начальным строчкам стиха, он распознавал узор по штрихам, по точкам, по завиткам. Прославленный мастер работал над своими изделиями в разных техниках – гравировки, чернении и чеканки, филиграни и выпиловки по слоновой кости, выемчатой и перегородчатой эмали».
Шедевры Гаджиомара Изабакарова и его учеников демонстрировались на множестве всесоюзных и 17 зарубежных выставках. Новые и новые поколения учеников представляли свои работы на Выставке достижений народного хозяйства в Москве, завоевав с 1969 по 1991 годы 113 наград. Это высокое признание педагогического гения мастера, который обучил азам гравировки тысячи ребятишек, оставив о себе добрую память в сердцах благодарных земляков. Сам Мастер – обладатель бронзовой, серебряной и золотой медалей ВДНХ и множества дипломов лауреата художественных выставок».
В 2008 году национальная премия общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» за сохранение традиций служения народному искусству была вручена семье Изабакаровых.
За заслуги в области изобразительного искусства 1 апреля 2011 года указом Президента России Гаджиомару Изабакарову было присвоено звание Заслуженный художник Российской Федерации.
К 85-летнему юбилею творца в 2015 году в Махачкале прошла персональная выставка «Уроки Гаджиомара». Открывая выставку, искусствовед Татьяна Петенина отметила:
«Вся его жизнь – это урок, пример для нас. В нем мы ощущаем фантастическую преданность профессии, мастерству, любимому краю. Перед вами эскизы – порядка 100 работ, выполненных с 1947 года и до самого начала экспозиции. Они – его неисчерпаемый источник, муза».
Гаджиомар Изабакаров писал: «Необычен аул Кубачи, необычны его дома. Почти в каждом доме есть комната – хранилище антикварных редкостей. Кубачинцы издавна славились как страстные собиратели антиквариата. Они ходили по странам Востока и скупали редкий фарфор фаянс, медные изделия, что были сделаны китайскими, французскими, персидскими и венецианскими мастерами триста-четыреста лет назад. Много в домашних музеях и изделий самих кубачинцев».
Народный художник России Расул Алиханов в «Кубачинских очерках» (Ленинград, издательство «Художник РСФСР», 1976) рассуждает о страсти кубачинцев к собирательству:
«Как настоящие мастера, они любили и умели ценить чужое мастерство, покупали его в большом количестве и везли к себе домой вместе с парчой, шёлком и другими тканями. Так поколениями и создавались коллекции, до сих пор нередко пополняющиеся по старинному обычаю. Владельцы хорошо разбираются в происхождении, возрасте, марках иностранных изделий, которые хранят наряду с местными».
Расул Алиханов рассказывает о приобретении, сделанном дедом Гаджиомара Изабакарова, из которого можно сделать вывод, что богатейшая, уникальная коллекция в доме мастера начала собираться его предками века назад: «В доме Изабакарова Бахмуда хранится до сих пор персидское блюдо, за которое его отец когда-то отдал корову с теленком».
Крупными коллекциями обладали Расул Алиханов, Гаджиомар Изабакаров, Расул Омаров, семья Палачевых. О коллекции народного художника – ювелира Гаджиомара Изабакарова упоминает в своей книге «Персидские фаянсовые изделия» (Санкт-Петербург, Р.С. Ханукаев, 2015) Роман Ханукаев, сын Семена Нисановича Ханукаева, страстного собирателя древностей и друга Гаджиомара Бахмудовича.
В коллекциях кубачинцев есть изделия с отбитыми краями, есть и склеенные из черепков. Отец Расула Алиханова Алихан Ахмедов рассказал следующее:
«Когда я был в Нью-Йорке в 1914 году по своим торговым делам, я заметил в мусорном ящике китайское блюдо, расколотое пополам. Минут тридцать я ходил вокруг ящика, не в силах оторвать от него глаз. Мне было неудобно взять это блюдо, но я не выдержал и решился на это. Только я наклонился над ящиком, как из окна высокого дома стали бросать монеты. Меня приняли за нищего. Я отскочил и убежал, краснея от стыда, но стал наблюдать за блюдом издали. Часа через два, когда народу вокруг стало меньше, я быстро схватил оба куска этого блюда, завернул их в бумагу и отнес в гостиницу. Вернувшись в Кубачи, я аккуратно склеил блюдо и повесил его среди предметов своей домашней коллекции».
В коллекции Изабакаровых есть еще одна уникальная тарелка – с изображением петуха. Эта иранская тарелка XIV века в коллекции кубачинских антикваров не цельная. В Эрмитаже есть аналогичная тарелка более позднего времени.
«Любовь к старине, преклонение перед искусством древности – вот чем замечательны кубачинцы.- утверждает Ильяс, сын Гаджиомара известный кубачинский ювелир и знаток антиквариата. — Среди них есть и немало подлинных искусствоведов, прекрасно разбирающихся в старинных тканях, в посуде, в резьбе, в фарфоре, фаянсе, умеющих безошибочно определить век предмета, значимость в его выполнении, хотя эти люди не имеют специального образования».
Всеми этими качествами обладал Гаджиомар Изабакаров, эти же качества имеет Ильяс Изабакаров, продолжающий традицию предков.
Через всю свою жизнь Гаджиомар Изабакаров пронёс любовь к родному аулу.
«Каждый, кто побывал в ауле Кубачи, никогда не забудет того впечатления, которое производит селение златокузнецов. Нигде на Кавказе не встретишь такого селения. Аул необыкновенен своим расположением, архитектурой, своими размерами. Некоторые путешественники сравнивают его с водопадом. Действительно, каменные каскады домов, порожистыми уступами сбегающие вниз, напоминают водопад. Дома покрывают весь склон горы – от вершины до подножия. На первый взгляд кажется, будто со дна ущелья поднимается невиданных размеров небоскреб», — эта запись сохранилась в архиве сына Мастера, Ильяса Изабакарова.
В домашнем музее Изабакаровых хранится много иранской медно-чеканной утвари – кувшины, банные принадлежности, другие изделия
Гажиомар Изабакаров продолжает свой рассказ:
«Очень интересно и странно, но в Кубачи не зафиксированы ни турецкая керамика Изника XVI—XVII веков, ни прекрасные турецкий ткани того же периода. Возможно, это показывает, что кубачинцы были больше связаны с Ираном. Среднеазиатские вещи в Кубачи почти не встречаются. В наши дни Кубачи является хранителем большого количества памятников искусства и очень выделяется среди других селений Дагестана. В горных районах на северо-западе и юго-западе Дагестана иногда попадались только отдельные вещи. Создается впечатление, что кубачинцы собрали значительную часть своих коллекций в конце XIX века. Не исключено, что коллекции существовали и ранее, но это пока н удаётся подтвердить».
Большую помощь в атрибутации коллекции произведений мастеров Кубачей помогал друг Гаджиомара заведубщий отделом Востока Эрмитажа Анатолий Алексеевич Иванов, который приезжал к Изабакарову ежегодно. Он очень любил Кубачи и создал в Эрмитаже три действующие выставочные комнаты, посвященные Кубачам. Однако, и трех комнат для Кубачей мало постоянно подчеркивал Анатолий Алексеевич.
Нет с нами Мастера и учителя, коллекционера, кубачинца, антиквара Гаджиомара Бахмудовича. Он ушел в мир иной, но в его доме в Кубачах остался домашний музей.
Мечта сына и внука Гаджиомара Ильяса и Бахмуда Изабакаровых о создании музея должна быть реализована. Как говорит Ильяс Изабакаров в созданном музее будет отдельное места для заведующего отделением Востока Эрмитажа, ученого, знатока и большого патриота Кубачей А.А.Иванова. Памятью жив человек, жива история семьи, тухума, страны.
Эмма Тыщенко