Мы с одного корабля …

Я общаюсь с потомком Рухун Али — классика нашей лезгинской литературы Рамазаном из турецкого города Бурса. Он всегда просит меня, об одном: «Если не трудно, то, пожалуйста, пройдись по святым местам, нашего прапрадеда Рухун Али, его потомкам, родным и всем сельчанам Ахтынского района Дагестана большой салам. Это село Джаба, где он родился и жил в селе Рухун. А я очень люблю путешествовать, тем более, когда речь идет о великих поэтах, мне очень дороги такие мгновения творчества.

Гаджи Али — эфенди Ар Рухуни родился в 1772 году в селе Рухун, ныне Сулейман- Стальского района в большой семье имама. Рухун Али является потомком одного из трех братьев, переселенных из села Джаба Ахтынского района(350 лет назад). И брата звали Гъарач, чьим именем называли их род. Сначала он учился в местном медресе у своего отца, потом в Ахтах. Ученый богослов писал стихи на арабском, турецком языках, является одним из первых поэтов, писавшем на лезгинском языке. В Дагестане его знали, как отличного каллиграфа, он перевел и переписал много книг, в своих стихах он подчеркивал — человеку надо показать праведный путь, в его творчестве было место и любовной лирике. Его стихи вышли в книгах «Асран АС Яраги» (1909 г., Темирхан Шура). Великий богослов умер после завершения хаджа по дороге домой под Тифлисом, там его и похоронили, как говорят его праправнуки. Он тесно дружил с поэтом Мирза Али Ахты тоже. Сегодня продолжается не только его род, но и род его учеников…

И вот я еду с родным человеком Рамазана Абасовым Бахадином, тоже потомок Рухун Али, в село Мака Сулейман-Стальского района. День был чудесный, мы подъехали к персиковому саду, около трассы, на повороте Эминхуьр. Фрукты только начинают созревать, хозяин — Хайир Абасов принял нас радушно. Местечко — очень красивое, цветы, розы кругом, дул приятный свежий ветерок. Потомок Рухун Али сразу нам организовал завтрак, рядом стояла лезгинская печь, как где он колдовал над свежей заваркой. Не успел Хайир подать нам на стол, как с разных сторон подъехали к нам и другие потомки Рухун Али. Я была рада увидеть среди них моего однокурсника, заслуженного учителя РД Тажибова Мирзефера, он тоже оказался родным Рухун Али. Заслуженный работник культуры РД Сефибег Гаджибеков, предприниматели Ахмад Махмудов, Гарач Абасов, тут мы уже познакомились поближе. За большим столом, под высоким деревом, началась наша задушевная беседа. Я тут вспомнила, как Мирзефер один из первых в Юждаге провел вечер памяти Рухун Али в школе, где он работал. А до этого он попросил художника Саида создать образ поэта, портрет он нарисовал, глядя на лица его потомков. Учитель много знал о поэте по рассказам арабиста Галиба Садыки. У того сохранились рукописи Рухун Али.

Махмудов Ахмад издал на свои сбережения книгу про Рухун Али. Он нам прочитал наизусть стихи поэта, чётко знал историю своего прапрадеда. Багаутдин Абасов тоже знал многое, рассказал о неизвестных страницах из жизни поэта. В старом селе Рухун, на кладбище стоит надгробный камень Рухун Али, который поставили его сельчане, чтобы потомки не забыли славного земляка. Абасов по рассказам деда знал, что Рухун Али был на хадже, и что его похоронили приблизительно в аджарском селе. Он первый поехал в Турцию искать родных, нашел и сегодня общаются все родственники. Сефибег рассказывал о творчестве поэта, и был горд, тем, что потомки Али сегодня живут на разных широтах земли, и все они знают своих, все они дружны и гордятся поэтом. Знают, как часть книг Рухун Али забрали его внуки с собой три века назад в Турцию. Часть книг сгорела во время пожара в доме Эфендиева Магомеда в городе Дербенте в 1919 году. Кстати, Магомед Эфендиев, последние годы вел дневник и был помощником великого русского писателя Льва Толстого, писатель взял его на поруки из тюрьмы, куда его посадили по заявлению хана округа, якобы он в ночь праздника Весеннего благоденствия из рогатки выстрелил в глаз богатого, но сельчане все знали, что эта дело было сфабриковано. Писатель уважал Магомеда за ум, правдивость, любовь к природе, он писал картины, но жаль, в то время Толстой не знал, что в жилах Магомеда текла кровь двух известных великих поэтов. Рухун Али и Етима Эмина , жена Эмина Тюкезбан была внучкой Рухун Али. Тут за столом вспомнили и Фатиму Аликберову, родом из Штула врача, ученого, она говорила Садыки, что поэт Али является прадедом ее бабушки по матери. Когда мы общались, позвонил известный агульский поэт, который пишет и на лезгинском языке Камалдин Ахмедов, я ему сказала, что я на встрече с потомками Рухун Али, он тут же начал по телефону читать стихи Али наизусть. Всем это очень понравилось. Мы тут вспомнили и про Рамазана Эмиргамзаева, тоже потомка, который издал книгу про Рухун Али и про рухунцев. В связи с болезнью, не смог прийти на эту встречу. Большой род Азизхановых из селения Джаба также являются потомками Рухун Али.

В городе Кагалым Ханты-Мансийского округа живет предприниматель Абасов Абас Ибрагимович, который тоже потомок Рухун Али, он всегда гордится своим предком.

Я напомнила присутствующим как долго дружил он с ахтынским поэтом Мирза Али, как друг другу они посвящали свои стихи, а Магомед Ярагский говорил про Али так: «Мы все на одном корабле, но ведет его Рухун Али». Высокая оценка… Само время нам показывало, что у нас было много известных личностей с того корабля. Их имена, как звезды сияют в памяти народа, в каждом доме есть книги про них, и продолжается род. Мне давно интересна жизнь Рухун Али, потому я написала о нем пьесу, создала его яркий, мудрый образ, поэта, мыслителя и ученого арабиста, который один из первых написал стихи на своем родном языке. Потому мне очень важна была эта незабываемая встреча с потомками Рухун Али. Через их лица я видела славный образ. Я драматург, на сценах лезгинских театров а Азерббайджане и Дагестане ставили мои пьесы.

Встреча была незабываемая. Поблагодарив гостеприимного хозяина плодового сада Хайира, мы покинули райский уголок с охапкой роз и корзинкой фруктов. Полные эмоций поехали, но не домой, а прямо в город Дагестанские Огни, к другому родственнику Рухун Али — к Мавлудову Мавлуду. 83 летний Мавлуд читал наизусть свои стихи про родной Рухун на одном дыханье, но почему он в тени оставался до сих пор, не издавал книги, я не поняла. Его стихи я отправила в «лезги ютуб канал». За короткий вечер он набрал более 500 просмотров. В роду Рухун Али были и другие поэты Абдулгамид, Магьмуд, современные Мазифат, Азнифат, Идрис, а может быть, еще есть? Узнав ближе о большом роде Рухун Али, я предложила Абасову Бахадину организовать большую встречу — вечер с участием потомков из Турции в Южном Дагестане.

Бикеханум Алибекова,

драматург