«Все, что должно быть сказано, уже было сказано.
Но так как никто не слушал,
все должно быть повторено снова».
Андре Жид
Это высказывание идеально подходит к тем прошедшим событиям в республике, которые я постараюсь проанализировать и дать свою оценку. Понимаю, что слова могут и строить мосты и сжигать их, поэтому буду их выбирать осмысленно.
…Распад страны. Смутные времена – можно сказать и кровавые – когда убийство человека ничего не стоило, тогда человеческая жизнь стоила дешевле буханки хлеба. Конечно, хрупкое равновесие в республике долго продолжаться не могло. И это показали события 21 мая 1998 года, приведшие к массовым беспорядкам и захвату здания госсовета и Правительства Республики Дагестан. Почему это случилось?!
Сегодня каждый житель республики и растущее поколение хотят знать правду. Да, нужны достоверные источники. Нужны свидетели тех событий. Правда нужна как никогда. Хватит говорить общими фразами, отводя читателя от реальности. Сегодня один из источников – это книга Саида Амирова «События и политика», изданная в 2001году. Автор пишет: «Внимательно выслушивая людей, я всегда стараюсь найти баланс интересов всех сторон, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Однако в Дагестане у отдельных людей сформировалась особая психология, когда они под угрозой обострения социального напряжения требуют постоянных уступок от властей, и руководство в большинстве случаев шло на уступки их амбициям. Как бы считаясь с высшими интересами сохранения стабильности и мира в республике…».
Итак, разъяренная толпа хлынула на площадь столицы. Видно было какие цели преследовали их участники. Организаторами вооруженного мятежа являлись криминальные элементы, религиозные экстремисты, коррумпированные чиновники, которые при поддержке сепаратистских и внешних сил поставили под угрозу жизни тысячи граждан, мир и спокойствие в Дагестане.
В своем обращении мэр города Махачкалы Саид Амиров к гражданам города и Дагестана в связи с событиями 21 мая 1998 года, сказал: «…Я как всенародно избранный Глава администрации города Махачкалы в целях защиты конституционного строя, жизни и имущества граждан принял решение об обеспечении безопасности жителей. Обращаюсь к вам, граждане Махачкалы и всего Дагестана, с призывом поддержать нас в защите Конституции и Законной власти. Власть должна меняться только в рамках цивилизованного, демократического, конституционного процесса. Призыв его был услышан народом».
На последней неделе мая 1998 года непосредственно после описываемых событий мэр Махачкалы Саид Джапарович дал интервью газете «Молодежь Дагестана». Он сказал: «Руководство МВД и ГУВД найти не мог, младший офицерский и рядовой состав подразделений МВД не может что-либо сделать без приказа своего начальства. Председатель Госсовета Магомедали Магомедов находится в Москве. Многие высокопоставленные чиновники нашего Белого дома растерялись или попросту сбежали оттуда. Вот поэтому я дал распоряжение принять все меры по защите здания администрации города…».
И мэра поддержали все здравомыслящие махачкалинцы – кому был дорог город и республика. Когда толпа безудержно громила кабинеты и сейфы Госсовета и Правительства, к зданию Администрации мятежники и близко не смогли подойти, потому что знали, что городом руководит настоящий защитник и патриот республики, который не на словах, а на деле несет всю ответственность за столицу, за город, за республику. В этой чрезвычайной ситуации он поступил правильно – как мужчина – как защитник Отечества.
Саид Амиров всегда был государственником, проводником воли федерального центра в Дагестане. Если быть правдивой, скажу, к сожалению, и сегодня в республике не перевелись люди, претендующие быть политиками и не брезгующие любыми средствами ради достижения своих корыстных целей.
Саиду Амирову задали вопрос – как могло произойти подобное? Кто в этом виноват? Он как всегда вещи называл своими именами, невзирая на авторитеты, сказал: «Думаю, что мы все, руководители всех уровней расслабились, притупилась наша бдительность, мы, как нормальные люди, и подумать не могли, что во главе одурманенных, бесчинствующих и ослепленных злобой людей окажутся не просто дагестанцы, а люди при высоких должностях, депутаты – братья Хачилаевы, председатель Махачкалинского городского собрания Махмудгаджиев.
Вы спрашиваете, кто виноват? Виноваты те, кто начинал с мелкого жульничества, афер, не брезговал грязными деньгами, а став «крутыми», должности получили, арсеналы, оружия накопили, стали претендовать на лавры национальных лидеров, в парламентах стали заседать. И этого им показалось мало захотелось покомандовать республикой».
Как говорится: «Аппетит приходит во время еды».
Забегая вперед хочу сказать, что недавно установили памятник бывшему Председателю Госсовета Магомедали Магомедову. Выступающие перед открытием вспоминали события минувших дней, а именно 21 мая 1998г.
Высокие гости вспомнили, что после срочного прилета в Дагестан в аэропорту его уговаривали остаться в г. Каспийске, но Магомедали Магомедович не послушался никого и сквозь толпу проследовал в Госсовет.
Как мы знаем, Саид Джапарович Магомедали Магомедовичу советовал не оставаться и не задерживаться в Каспийске и не открывать новый центр власти там, а твердым шагом вернуться в столицу и зайти в свой кабинет и взяться за восстановление конституционного строя.
Говоря об этом, ни разу не вспомнили заслуги экс-мэра Саида Джапаровича, за те недавние события, хотя прошло двадцать семь лет – это не простительно для нас.
Председатель Госсовета Магомедали Магомедович понял, раз мэр Махачкалы смог защитить столицу, то он должен быть рядом с ними. У него есть опора и защита – горожане, и жители республики. И всегда в жизни, чтобы не происходило в семье, в роду, в селе – всегда нужны надежные люди.
Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что все это широко освещалось в прессе, народ был взбудоражен.
Журналист Вахтанг Шелия газеты «Новая газета», писал: «Попытка захвата власти мятежным группировкам не удалась по ряду причин. Во-первых, в те несколько часов, когда Дом Правительства был захвачен, а милиция деморализована, оплотом законной власти стала городская Администрация. А находившиеся там люди — представители многих национальностей во главе с Амировым в глазах большинства наблюдателей и населения республики защищали правое дело».
Страшно подумать, что было бы если они не защитили «правое дело». Сколько было бы жертв – безвинно убитых, тем более у нас многонациональная республика.
Продолжая свои мысли, Вахтанг Шелия, пишет: «На протяжении последних четырех лет тактика М. Магомедова по отношению к политикам «Новой волны» национально-криминального толка заключалась в стремлении их умиротворить, отдавая под контроль этих людей те или иные должности в руководстве республики…».
Как в народе говорят: «Аппетиты молодых волков растут непрерывно», так же как у «новых» — дагестанцев. В конечном итоге, все события прошедших лет показали политика умиротворения – проблем не решает в республике. Нужна была иная политика в Дагестане, без кризисных ситуаций, без войны…
Как море не прощает ошибок, так и политика не прощает оплошностей властей, а впереди нас ждал судьбоносный 1999 год, который принес в республике столько бед и потерь. Эта уже другая история – эта история войны и защиты народом Отечества. И к этой теме мы еще вернемся.
Заканчиваю свою статью, хочу сказать, у нас, у дагестанского народа сегодня есть уверенность в завтрашнем дне.
Это особенно наглядно видно в Послании Главы республики Дагестан Народному Собранию. В нем Сергей Меликов, сказал: «Республика уверенно движется вперед и главная основа этого движения – стабильность, межнациональное согласие и гражданский мир. Это наше безусловное достояние, которое мы обязаны сберечь».
Действительно, задача власти создавать условия для такого общества, где каждый чувствует свою сопричастность и защищенность, мы живем с надеждой и верой в будущность наших детей и внуков.
Патимат Тазаева