Критик-дилетант

«Из всех критиков самый великий,

самый гениальный, самый непогрешимый – это время».

                            Виссарион Белинский

 

В декабре 1962 года в Доме приемов на Ленинских горах первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв устроил встречу с представителями творческой интеллигенции. Присутствовало 350 человек: литераторы, кинематографисты, артисты, живописцы, архитекторы, скульпторы, журналисты, композиторы. Среди приглашенных был и народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.

Расул Гамзатов вспомнил об этой встрече в годы перестройки и гласности. А поучительна она тем, что о художественном произведении порой судят не по таланту, а по случайным обстоятельствам.

Руководитель страны Хрущев, пользуясь высоким положением, сообщает в своем выступлении о некоем замечательном, на его взгляд, украинском писателе Винниченко и всем советует прочитать его рассказы. На самом деле этого писателя мало кто знал. А Хрущев зря его рекламировал, ибо писатель был правым эсером, крупным антисоветским деятелем, националистом. В молодости Хрущёв читал его рассказы. В своем выступлении он пересказывает содержание рассказа «Маленький Пиня». В одной тюремной камере отбывают срок семеро заключенных. Они устраивают подкоп для побега. Кому же лезть первым? Выбор падает на Пиню. Он был худенький и небольшого роста. Он согласен. Но ставит условие: «Раз уж мне лезть первым, я буду всем командовать: ты делай то-то, ты – то-то». И стал над всеми начальником. Так вот, резюмирует Хрущёв, я и есть «маленький Пиня»! Я буду вами командовать!

В СССР в центральных газетах об этом эпизоде не было сказано ни слова. Цензура запретила. А вот на Западе Хрущёва открыто стали величать Маленьким Пиней, на что он сильно обижался. И было за что. Оказалось, что Пиня – это Пинхус. Имя-то еврейское. Так или иначе Маленький Пиня стал знаменит.

Когда Хрущёва сняли со всех постов в 1964 году, западногерманский журнал «Штерн» посвятил этому событию пол-номера. Открывался еженедельник огромным портретом Хрущева, над которым крупным шрифтом напечатано: «Маленького Пини больше нет!» На второй странице опять портрет Хрущева и крупный заголовок: «Самый разговорчивый политический деятель современности ушел со сцены, не сказав ни слова!»

Когда Расул Гамзатов об этой истории рассказал на одном из собраний правления Союза писателей Дагестана, то напомнил, что политика и литература несовместимы. Литературную оценку любому произведению должен давать лишь компетентный критик, а не дилетант.

Тут мне вспомнилась книга воспоминаний премьер-министра Италии, вышедшая в Москве в 1989 году в издательстве «Прогресс» на русском языке. Автор – Джулио Андреотти, назвал свою книгу «СССР, увиденный вблизи». Он присутствовал на похоронах Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова. Он пишет: «Самое худшее воспоминание – это когда нам раздали тексты выступлений некоторых ораторов и в одном из них я прочел, как член Союза писателей, говоря об усопшем, горячо благодарил его за указание, «что нужно было писать и что – не нужно».

Вот такая грустная и поучительную история.

Ибрагим Гасангусейнов