В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки имени Расула Гамзатова представлена выставка книг и журналов «Лети, моя песня!», посвященная юбилею популярной дагестанской певицы, заслуженной артистки Российской Федерации, народной артистки Дагестана Муи Гасановой.
Муи Рашидовна родилась 10 июля 1930г. в Гунибе в семье выходцев из Чоха Рашида и Марин.
Песня звучала и жила в сердце Муи с самого детства. Выступление молодой, красивой девушки со звонким, хрустальным голосом услышал сочинитель чудесных аварских мелодий Ахмед Цурмилов. Долго работал он над каждой новой мелодией. Часами сидела Муи у самодеятельного композитора, разучивая новые мелодии.
Горный Дагестан, как и весь наш край, издавна не был обделен талантами. Певцов, музыкантов, поэтов, прекрасных мастеров различных ремесел хорошо знал, ценил и любил народ. Здесь родился и окреп певческий талант, молодой певицы Муи и народ поддержал ее.
Гуниб стал одним из самых чистых, незамутненных родников поэзии Расула Гамзатова, источником его вдохновения и творческих открытий. Первый раз голос Муи он услышал в мае 1957году, приехав в Гуниб.
Великий поэт увидел в застенчивой сельской девчонке, будущую истинно дагестанскую певицу.
Дорога в жизнь, в искусство сложилась бы совсем иначе, если бы не внимание и не поддержка Расула Гамзатова молодой, мало кому известной голосистой исполнительницы народных песен из Гуниба.
Расул очарованный ее голосом, пригласил певицу в Махачкалу. Через несколько дней она уже работала в известном коллективе — Государственный ансамбль песни и танца Дагестана.
Все годы, десятилетия творческого восхождения Муи Гасановой, Расул Гамзатов поддерживал и заботливо вывел ее на самые престижные сценические площадки Москвы и всей страны – и как исполнительницу поэтических шедевров, и как народную певицу представителя многоязычного и многокрасочного искусства Дагестана.
В 1960году, после Декады дагестанской литературы и искусства в Москве, где она участвовала, ее пригласили на работу в инструментальный хор Даградиокомитета. В этом прекрасном, интересном творческом коллективе она прошла настоящую профессиональную школу. Наряду с другими известными певицами Муи старалась изо всех сил, не зная усталости в репетициях, отшлифовывала каждую фразу, каждую ноту в песне, чтобы придать им выразительность. Старания не пропали даром, незаметно исполнительское мастерство поднималось вверх, упорный настойчивый труд выдвинули ее в число признанных исполнительниц народных песен.
Всю свою насыщенную событиями творческую жизнь Муи не расставалась со своим верным другом – бубнем. И в Москве, и за рубежом, в зной и стужу везде и всюду бубен был ее верным другом. Для Муи – это не только музыкальный инструмент, который она берет в руки для исполнения песен, он для нее символ, способствующий развитию и процветанию ее таланта.
Я пела в Москве фестивалю всему,
Пою и на свадьбах, и в клубе,
Но как бы я спела тому одному,
Мой бубен, мой бубен, мой бубен…
Памятником большой, яркой дружбы Расула Гамзатова и Муи Гасановой явился цикл стихов, посвященный Муи. «Песни Муи», посвященные певице, перевел на русский язык известный поэт-переводчик Яков Козловский. На них композиторы Дагестана и России написали мелодии. Эти стихи, превратившиеся в песни, поют многие популярные артисты Дагестана. Песню «Мой бубен» пела выдающаяся польская певица Анна Герман. Более пятидесяти лет на своем родном языке, не теряющим красоты, чудесным голосом Муи пела про свой бубен, который не изменял ей всю жизнь.
Муи Гасанова становилась звездою на всех творческих вечерах Расула Гамзатова, где бы они ни проводились. В концертном зале имени Чайковского в Москве Муи пела без микрофона под бубен. Когда в зале звенел ее чистый голос, многие думали, что она поет с вершины высокого Гуниба. После ее исполнений, зал гремел, аплодисментами и Муи радовалась, что ее песня на гортанном аварском языке дошла до сердца слушателей. В какой-то миг даже не поверила, что ее с таким восторгом принимают искушенные столичные и иностранные поклонники песенного искусства.
В знак большой дружбы и благодарности за эту дружбу Расул дарил любимой певице каждую свою новую книгу, с дарственной надписью.
Муи посчастливилось петь в сопровождении симфонического оркестра под управлением лучших дагестанских дирижеров Дагестана – Мурада Кажлаева, Ширвани Чалаева, Сейфулы Керимова, Наби Дагирова. И везде их ждали благодарные слушатели.
Тридцать лет продолжалась трудовая песенная вахта на Дагестанском радио, полностью отдавая себя искусству.
Она участвовала со своими выступлениями, на Днях и Декадах дагестанской литературы и искусства. Объездила весь Северный Кавказ, была в Грузии, Средней Азии, Сибири, Прибалтике, Чувашии, Киеве, Волгограде, Москве, Ленинграде, не раз выезжала за рубеж — в Болгарию, старалась нести людям подлинно народную песню, дагестанскую музыкальную культуру.
Везде ценили наше искусство, наши мотивы и неповторимые ритмы, звучание дагестанских инструментов. Высокую песенную культуру народов Дагестана, уходящую вглубь столетий.
Твой след, Муи, неизгладимый,
Он в сердце у народа твоего,
Их память сохранит твой голос звонкий
И сердце доброе твое.
Гаджиева Патимат