Духовно-нравственное воспитание учащихся

У табасаранского народа, как и у других народностей Дагестана, своя древнейшая история и богатейшая культура. Известный греческий историк и географ Страбон, когда писал о 26 народностях Кавказской Албании, вначале давал сведения об истории табасаранского народа первого века нашей эры. В те времена их называли «таваспарами», а край «Таваспаран» или «Табарсалан». Потом в четвёртом веке известный армянский учёный Егише Вардапед в своей книге «История Егише», свидетельствуя о древнем табасаранском народе, пишет: «Когда шли войны между хазарами и персами, руководитель армянских войск Васак Сюни, защитив сторону персов-сасанидов, одаривая руководителей горцев подарками, пугая народ, иберийцы и другие народности Кавказской Албании, горные и степные войска горной страны Таваспарана, покорять которую не смогли, повернули в свою сторону». Поэтому на самом деле становится ясным, что табасаранское царство в первом и втором веках жило там же, где сейчас расположен нынешний Табасаран.

Табасаранский народ в прошлые века перенёс, конечно, много тяжёлых испытаний и страданий. Ради сохранения родного края и своего народа, обычаев, культуры и традиций сколько крови пролили табасаранцы в войнах с гуннами, персидскими сасанидами, арабами, монголами, сельджуками, кизилбашами установить, точно, конечно, не представляется возможным, хотя история, будучи по идее статичной, как говорят, теперь стала самой гибкой наукой. В любом случае, это можно подтвердить по сей день сохранившимися разрушенными населёнными пунктами, могильниками, святыми местами, народными сказаниями и т. д.

В любом случае, каким бы тяжёлым ни было прошлое, мы обязаны его знать, ибо без прошлого нет и не может быть настоящего. А настоящее протекает также ради будущего. Следовательно, прошлое, настоящее и будущее должны быть взаимосвязаны. Да и сегодня, начиная с СВО, что бы мы ни делали, работаем ради будущего наших детей, внуков и правнуков, ради обеспечение их всем необходимым, в первую очередь ради укрепления независимого ни от кого своего государства, родного края. Над решением этих и многих других проблем работают не только учителя, особенно родных языков и литератур, но и все служащие и учёные, в том числе доктора и профессора, да и чиновники, все те, кому дороги свой край и люди, живущие в этом краю.

В этом плане особо можно выделить двух джулинцев (из села Джули Табасаранского района) – Сафаралиева Низами Эседуллаевича – заместителя директора по научно-методической работе ГБУ РД «ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи», кандидата филологических наук, и Курбанова Магомеда Муслимовича – ведущего научного сотрудника сектора родных литератур, доктора филологических наук, профессора – победителей конкурса на грант Главы Республики Дагестан в области образования, науки, техники и инноваций в 2023 году за издание сборника «Духовно-нравственное воспитание учащихся: на примерах фольклорных и литературных произведений табасаранцев» под руководством ответственного редактора, директора Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи, кандидата философских наук, в совершенстве владеющего ведущим языком лезгинско-табасаранской подгруппы иберийско-кавказских языков Альбины Сефербековны Аруховой.

В сборник впервые вошли бытующие до сих пор в табасаранской культуре и литературе оригинальные и заимствованные варианты мифов, преданий, легенд, притч, сказок с комментариями, паспортизацией текстов собирателей и популярные тексты из произведений табасаранских писателей. Он публикуется как в познавательных целях внеклассного чтения учащихся, так и для нравственного их воспитания. В целом этот сборник должен быть настольной книгой каждого табасаранца, хотя издание, по мнению авторов, предназначено для филологов, историков, этнографов, учителей родного языка и литературы, учащихся школ и любителей табасаранского фольклора и литературы.

После вступительного слова авторов в сборнике идут 5 глав и комментарии.

Таким образом, структура сборника и последовательность содержания глав с комментариями никаких сомнений не вызывают. Каждая глава, каждый параграф имеют свои цели и задачи, чётко, ясно и вкратце изложенные в сборнике. Так, например, даже во вступительном слове авторов, останавливаясь на эсерах (литературных произведениях) и мифах, нагълах и кьисах (сказках, сказаниях и легендах), составители называют их авторов, годы издания (от 30-х до 90-х годов прошлого столетия), проблематику и значение. При этом охватывают произведения всех ведущих писателей и поэтов табасаранского народа, в том числе Темирхана Шалбузова – автора первых букварей и учебников, создателя табасаранского литературного языка на основе имеющихся диалектов, говоров и наречий, Абумуслима Жафарова – основателя табасаранской литературы, автора первой и наиболее популярной повести «Крылатый браконьер», Манафа Шамхалова – автора двух романов, Багира Раджабова – вершины табасаранской поэзии и прозы, автора трёх исторических и историко-эпических романов («На заре нового дна», «Тайна чести», «Герои не умирают»), многочисленных повестей и других произведений в поэзии и прозе. Одним из главных героев произведений Багира Раджабова является Мирза Калукский, оставшийся в памяти табасаранского народа как легендарный поэт и воин. По всем параметрам своей деятельности равных 94-летнему Багиру Раджабову пока что в табасаранской литературе нет. Один из талантливых поэтов и журналистов табасаранского народа, обладатель премии «Золотое перо», покойный Пирмагомед Касимов писал:

 

Кто ты, дорогой Багир Раджабович,

Поэт, журналист, юрист, политик?

Одно знаю – ты шёл верной дорогой

И в порядочности твоей

Нет ни у кого сомнений.

 

Авторы данного сборника, хотя совершенно справедливо больше внимания и уделяли анализу творчества Багира Раджабова, и выделили для этого более 100 страниц, также совершенно справедливо и в соответствующем аспекте анализируют типичные произведения почти всех и остальных писателей и поэтов, в частности: Шагьвеледа Шагьмарданова, Шамиля Казиева, Гусейна Абдурахманова, Муслима Курбанова, Керима Маллаева, Эседулаха Сафаралиева, Саади Раджабова, Сувайнат Кюребеговой, Абдуллаха Абдурахманова и Эльмиры Ашурбеговой.

Первая глава «Мифы и легенды» состоит из 20 народных произведений, каждое из которых имеет своё содержание, значение и назидание. Так, например, таково содержание мифа или легенды 4 «Солнце и Луна» на стр.13.

Говорят, что Солнце – сестра, а Луна – брат. Брат влюбился в сестру, однако сестра влюбилась в другого и она, пока брат спит, сбежала из дома. Ночью, когда брат просыпается, начинает искать свою сестру. После этого Солнце днём на улицу выходит, а Луна днём спит, по ночам, чтобы искать своего брата, ходит по небесам.

Нарочно или просто так не придумаешь. Вдумайтесь хорошо и сделайте вывод о значении данного мифа.

Определённый интерес представляет содержание и другого мифа «Почему кошка падает только на ножки». Люди об этом, может быть, и не знают, а других вариантов тоже нет. Какая-то духовность, конечно, есть.

Кошка – особо любимое и милое животное. Как люди говорят, когда пророк Мухаммад молился, в рукав его шубы заползла змея и готовилась ужалить пророка. Тут же появилась кошка, схватила её и задушила. Вот тогда пророк Мухаммад и погладил её. После этого с какой бы высоты и откуда бы не падала кошка, она не падает на спину, а только на ножки садится. Вот тогда и разрешил Пророк кошке жить с людьми.

Вот таких интересных мифов, легенд, сказок и сказаний, о которых мы и не слышали, в первой главе сборника. Разумеется, они представляют большой интерес не только для учащихся национальных школ, но и имеют определённое воспитательное значение духовного характера и для взрослых.

Вторая глава в сборнике «Сказки мифологии» состоит из 7 разделов, которые так же, как и в первой главе, представляют определённый интерес и имеют особое воспитательное значение для подрастающего поколения. Так, например, на странице 27 в сказке «Красная баба» читаем о том, что Красная баба – это дикое животное с женским лицом. У неё же красное тело и длинные красные косички. Она, чтобы прикончить одну красивую беременную женщину, которая вот-вот должна родить ребёнка, 40 дней и ночей караулила и крутилась вокруг неё. Наконец, к женщине, родившей ребёнка, она подходит с лицом соседки. Когда молодая мама начала говорить, Красная баба тут же засунула руку ей в рот, резко вытащила внутренности, пошла на речку, помыла их и съела.

В давние времена в селении Тураг Табасаранского района один человек встретился с этой же бабой. Видит, что она моет чьи-то внутренности. А тот человек подошёл сзади, взял Красную бабу за косички и профессионально отрезал мизинец на правой руке. Красная баба, конечно, заплакала, умоляла отстать и обещала больше не трогать ни одной женщины из его рода и дала клятву. А мизинец Красной бабы в Тураге передавали друг другу из поколения в поколение, и ничего она больше никому плохого не смогла сделать.

Наибольший интерес в сборнике представляет и третья глава, состоящая из 36 сказок. Здесь также каждая сказка представляет определённый интерес и имеет определённое воспитательное значение. Она может быть связана то ли с природными явлениями, то ли с различными происшествиями, приключениями и т.д. Так, например, в сказке «Каменный мальчик» речь идёт о происшествии давних времён. Жители села Ругуж Табасаранского района до сих пор помнят о нём и рассказывают, передавая из поколения в поколению.

Недалеко от их села возле моста Зуртил простирается святая площадь (поляна), которая когда-то была полем битвы. В этих раццарах (гумнах) один мальчик пас своих овец. В один день туда пришли какие-то люди типа бродяг. Мальчик сразу узнал о том, что они пришельцы из других мест и похожи на попов. Из них один подошёл к мальчику и просил у него кусочек хлеба. Но мальчик, хотя у него были излишки съедобного, отказал и бродягам ничего не дал.

После этого попы, когда стали уходить, как бы хором произнесли:

«О, Аллагь, чтобы ты и твои овцы превратились в камни!» А на самом деле эти попы были весьма дорогими, милыми и святыми. После такого обращения они резко повернулись и ушли. Как они потеряли след, мальчик и овцы превратились в белые и чёрные камни. Среди этих камней особо выделялся один большой белый камень. Оказывается, это мальчик, который превратился в камень. А в народе до сих пор говорят: Когда весь народ – жители села Ругуж – станет щедрым, начнёт помогать бедным, оживится и этот камень. Оказывается, все жители этого села до сих пор молятся по этому поводу, да и ждут того дня, когда все они станут щедрыми и оживится мальчик.

Ещё больший интерес представляет сказка «Дюрх», точнее «Святой Дюрх». Порой язык не поворачивается назвать её сказкой. Это с древнейших времён было, есть и остаётся святое место не только для одного народа – табасаранцев –, но и для всех дагестанцев, в том числе и для приезжих, кто услышал об этом и побывал в Дюрке. Сущность его заключается в следующем: в стародавние времена известный шейх Табасарана Миган Шихмагомед, отправляясь в Мекку на хадж, остановился на одной возвышенности возле села Хустил Табасаранского района для совершения намаза. Во время намаза откуда-то весьма странно появились святые духи (привидения) и на ухо ему шёпотом сказали: «Это святое место!». После этого он приглашает всех хустилцев и говорит: «Дорогой жамаат (общественность села), после того, как Абу-Муслим пришёл в Табасаран, Дюрк у нас в горах стал святым». И на самом деле, таких мест в Дагестане всего два. А второе место, как всем известно, находится у подножья Шалбуздага.

Хустилцы после этого, разумеется, почистили, помыли и привели в полный порядок Дюрк (двухэтажное помещение прямо в скале), застелили коврами и начали молиться там, особенно по пятницам. Говорят, что в Дюрк пришли Святые духи и навсегда остались там. После этого, сколько бы веков ни прошло, по сегодняшний день из всего Дагестана почти ежедневно туда ходят с жертвоприношениями и последующими молитвами. Ну а с другой стороны, это большая помощь нуждающимся, детям и школам близлежащих сёл Табасаранского района. Хустилцы, конечно, гордятся такой достопримечательностью возле своего села и берегут её как зеницу ока в функциональном аспекте. А проректор Нижневартовского государственного университета из того же села Хустил Табасаранского района Ибрагим Мутелимович Ибрагимов, радуясь этой достопримечательности в своём родном селе, за счёт собственных средств поставил памятники у входа в священную пещеру Дюрк. Табасаранцы никогда не забудут и о том, что он же является единственным спонсором издания учебника для 5 класса «Культура и традиции народов Дагестана», в принципе настольной книги для каждого табасаранца, подготовленной доктором педагогических наук, академиком АПСН, профессором З.М. Загировым в 2024году. Выражаем ему благодарность от всей табасаранской общественности. Это не просто патриотизм человека, который любит свою Отечество, свой край и предан своему народу, а просто геройство человека, создавшего в Нижневартовске ещё народный хореографический ансамбль «Кавказ» и т.д.

Все эти сказки, легенды, притчи, да и другие литературные произведения табасаранских писателей и поэтов, которые вошли в память народа и в данный сборник, имеют большое воспитательное значение. Святые места, могильники имеются почти у каждого населенного пункта Табасарана. Из поколения в поколение передаются их истории и назначения. Следовательно, не только мы, но и подрастающее поколение относится к ним с большой ответственностью. Это наше незабываемое прошлое.

С учётом того, что анализ последующих глав сборника будет продолжен, от имени учителей и учащихся, родителей и детей, учёных, всей интеллигенции и общественности табасаранского народа хочется сказать большое спасибо Н.Э. Сафаралиеву, М.М. Курбанову (царство ему небесное) и, в первую очередь, – ответственному редактору, директору Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им А.А. Тахо-Годи А.С. Аруховой за издание данного сборника, аналогов которому нет не только в табасаранской, но и во всей дагестанской литературе.

 Загир Загиров,

доктор педагогических наук, профессор