Благодарю мой народ

«О сокол, сокол бесстрашный

Настанет день золотой,

Аллах да поможет

Ты увидишь дом родной».

 Магомед Атабаев, народный поэт Дагестана

 

Песню «Сокол» написал народный поэт Дагестана Магомед Султанмурадович Атабаев, к юбилею экс-мэра Махачкалы Саида Джапаровича Амирова, а исполнила эту песню народная артистка РД Хадижат Ибрагимова, на кумыкском языке. И сегодня эта песня в ее репертуаре, люди с большой теплотой приняли песню, потому что она посвящена мужественному дагестанцу, который понимал чаяния народа и много доброго и правильного сделал, для благополучия горожан, за период работы с 1998 по 2013гг.

И добрая память, как мы знаем, остается на века – это аксиома. Народ знает, что автор отразил саму суть реальности, боль, надежду и веру в будущность. И все кто знал Магомеда Атабаева, знаком с его произведениями, не сомневаются в искренности, в правдивости его слов и выражений…

Я одна из тех, кто не может слушать эту песню без волнения и сопереживания, она действительно поднимает дух и веру в светлое будущее.

Каждый знает, что он был одним из талантливых поэтов современности в республике.

Жаль, что в 60-80гг. прошлого века он не стал партийным проектом, как некоторые, у которых сегодня книги пылятся в киосках, а его книги стали редкостью, нет нигде, кроме библиотек и в частных руках. Да, он талантлив, самобытен, неповторим.

Все говорят, что если Магомед Атабаев написал бы только одно стихотворение «Где отцы» — это было бы достаточным, чтобы прославится, стать известным в Дагестане. Эта песня отражает – насколько он может воздействовать на эмоции человека, она – гимн отцам, погибшим на войне, боль утраты, потери… Его песни, проза не остались незамеченными нашими людьми.

Вот, что о нем написал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Магомед Атабаев – необычный талант. Так и должно быть у яркого дарования и его судьба – образ жизни и характер мировосприятия».

А Абдул-Вагаб Сулейманов, народный поэт Дагестана, сказал: «У истоков кумыкской поэзии стоял гениальный Ирчи Казак. Затем последовали другие поколения дооктябрьского периода, поэты советской эпохи и нынешние птенцы перестройки. Но накаты новых волн не заглушили звонкий, всегда и везде узнаваемый голос Магомеда Атабаева. В его поэзии причудливо, в гармонии присутствуют мысль, чувство, красота…».

Наш известный, почитаемый Аткай Аджаматов, народный поэт Дагестана, отметил: «Родословная Магомеда Атабаева восходит к Атабаю – бесстрашному бунтарю, соучастнику похищения Ирчи Казаку красавицы из крепости Абдулмуслим Шавхала. Мать Магомеда Пачаханум – племянница Нухая Батырмурзаева. Магомед Атабаев – крупный поэт. Так и бывает: дерево благородных корней всегда дает плоды сочные, крупные, неподдающиеся червоточине».

Народный писатель РД, литературный критик Камал Абуков, подчеркивал: «Поэзия Магомеда Атабаева мне близка именно своей непосредственной, «наделанной» народностью».

В этих высказываниях корифеев – сама суть жизни и творчества Магомеда Султанмурадовича, поэтому я считаю нет необходимости повторять его автобиографию, историю его жизни и бытия.

Поистине он народный поэт – его песни пошли в народ, и сегодня всеми востребованы его стихи. Из-под его пера вышли не только стихи и песни, полные гордости и любви, но и хлесткие сатиры, пронизанные чувством неприятия пороков.

Полный анализ его произведений сделал в свое время Камал Абуков в своей книге «Любовь благодарная» (Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления).

Нужно отметить, что Атабаев не любил отмечать свои юбилеи, стесняясь внимания к своей личности. Всякая пышность, вычурность ему были противны и чужды. Он был очень стеснительным человеком, из-за лишнего внимания к его творчеству смущался, как дитя. Я в жизни не встречала такого великого, талантливого поэта, но такого скромного человека. Он работал в маленьком кабинете, без ремонта, где вечно с потолка капало, его рукописи попадали под дождь, в кабинете пахло сыростью и была у него допотопная печатная машинка, на которой он печатал замечательные стихи. Только был слышен стук клавиш — тик-так. Но в этот кабинет заходили десятки поэтов, журналистов, кому нужно было редактировать и корректировать стихи, статьи, получить добрый совет и консультацию. Он помогал всем бескорыстно.

На данный момент не могу не привести его высказывание на юбилее, посвященном 60-летию. Может быть это есть единственное его благодарение.

Магомед Атабаев, сказал: «Благодарю мой негромкий в словах, стойкий в испытаниях, открытый душой и совестливый народ за то, что ты есть на этой земле, выдержав все испытания, сохранил себя, нравы, язык, честь и достоинство. Счастлив тем, что с гордо поднятой головой и не потупив взгляда, ты вступил в третье тысячелетие…

…Благодарю кумыкскую степь, простирающуюся между неспокойным Каспием и многоязычными горами, которые соединила, породила мою небольшую судьбу с большой судьбой многонационального Дагестана…

Благодарение – моя молитва, моя судьба, мое прошлое, день сегодняшний и возможно какое-то будущее, если…».

И я больше не слышала и не читала его юбилейных речей, к сожалению. Он был не из тех поэтов, которые каждые пять лет отмечают свой юбилей.

А так для читателей его поэзии – праздником была каждая встреча с ним. Зная его творчество и поэзию, так хотелось каждому из нас с ним встретиться, поговорить, но, к большому сожалению, он редко бывал на торжествах и пышных мероприятиях. Я познакомилась с ним случайно – эта встреча состоялась у кумыкской поэтессы Джаминат Керимовой. Из-за своего здоровья она редко выходила в свет. Все ее встречи, дни рождения проходили в ее скромной квартире. В 80-90 годы прошлого века я работала в специализированном управлении отделочных работ (СУОР-3), заместителем директора по кадровой работе. Побывав несколько раз в гостях у Джаминат решила помочь ей с ремонтом квартиры, как говорится сейчас проявить благотворительность. Я предложила облицевать кухню, ванную, туалет. Квартира сама была опрятна, чиста и уютна, своего рода для творческих людей, как Мекка, из-за того, что она всегда дома и с улыбкой встречает гостей. Мы в любое время ходили к ней в гости, зная ее гостеприимство, хлебосольность, приветливость, радушие.

Обычно гости вносили свою лепту для облегчения ее жизни. И я хотела быть ей полезной и нужной, как и другим, которым протягивала руку помощи, это моя наследственность от предков.

Итак, я у нее познакомилась с Магомедом Атабаевым. Он всегда был очень востребован и известен. Везде гремели его песни в исполнении певцов: народной артистки РСФСР Бурлият Ибрагимовой, заслуженной артистки России Бурлият Эльмурзаевой, народного артиста РД Магомедзапира Багаутдинова, народной артистки Дагестана Хадижат Ибрагимовой, народной артистки республики Зайнаб Абсаматовой, народной артистки РД Рукият Гамзатовой. И всех, конечно, не перечислишь.

При одной встрече, когда Магомед Атабаев был в гостях у Джаминат Керимовой, я рассказала о пережитых моей семьей годах, как семью моей матери раскулачили и выслали в Киргизию и как они жили в ссылке. Это была болезненная тема для меня. Рассказ получился очень эмоциональным. Внимательно послушав, Магомед Султанмурадович мне сказал: «Ты интересный рассказчик, нужно об этом написать и нужно серьезно отнестись к своему творчеству. Ты думаешь Патимат, все, о чем ты говоришь другие знают? Нет! У тебя очень развит аналитический ум. Ежедневно, хоть одну строчку пиши, руку набей. И ни одного дня без строчки – вот это должно быть твоим девизом по жизни».

Хотя я крепко запомнила его слова, но у меня конечно не получалось ежедневно сидеть за столом, потому что будничная суета часто поглощает мое святое время. Нужно отметить, с этого дня я более серьезно отнеслась к моим рукописям, почувствовала их необходимость. Моя семья, мой тухум, село, район – вот некоторые важные точки моей писанины, моих размышлений и раздумий. Его одобрение и поддержка сыграли определенную роль в моем творчестве. Я стала печататься в разных изданиях. И он не оставлял мои публикации без внимания. Когда накопилось достаточно статей, предложил с ним издать совместную книгу. Вот так просто он мог поддержать начинающих молодых журналистов и поэтов.

Помощь оказывал всем, если видел крупицы таланта у молодых. Широкой души был человек, его доброта, понимание человека не до конца оценено и сегодня. Многим поэтам помог он поверить в себя, чтобы крепко стояли на ногах.

Итак, в 2005 году совместно издана книга «Чаша терпения». В основу книги вошли рассказы, очерки, статьи об известных современниках и, конечно, моя больная тема – малочисленный народ – этносы – кайтагцы.

Я немного хочу остановиться на этой книге. Эта моя первая книга, мой первый восторг и надежда. Она и вера в мой талант, которую мне внушил Магомед Атабаев. В книге четыре части. Сегодня хочу остановиться на первой части «Железный человек».

Магомед Атабаев долгие годы проживал в Махачкале, поэтому хорошо знал жизнь города, видел огромные изменения, в последние годы, видел как жизнь кардинально менялась в лучшую сторону. Видел, как хаос, разруха… уходят от ворот города. Ему действительно, было с чем сравнивать. У него, как у поэта, было чуткое восприятие, страдания людей он пропускал через свое больное сердце. Вот поэтому в первой части книги много писал о руководителе Махачкалы – Саиде Амирове. Ему посвятил стихотворение:

 

Железный человек

 

«Выстрелы в ночи, поджоги, взрывы,

Исчезали люди без следа.

Мертвые не помнят, но мы живы,

Не забыть нам это никогда…».

 

Это и есть видение жизни поэтом. В умении чужое, отдаленное максимально приблизить к себе, пропустить через свою душу – это и есть главное, составляющее его поэзии. Как описал поэт так и жил город Махачкала в девяностые-нулевые, город прошлого века, пока Саид Амиров, вновь избранный мэр в 1998 не возглавил город. А затем, Магомед Атабаев, пишет:

 

«…Город как корабль без рулевого,

Потерял дорогу в новый век,

Чтоб в людей вселить надежду снова,

Нужен был железный человек.

 

Он пришел с мечтой о лучшей доле,

Стал порядок мудро наводить,

В нем слилдись и мужество и воля,

Не сломить таких, не победить.

 

Но забыли – человек железный,

Стезю опасную он выбрал сам,

Брать таких испугом бесполезно,

Может, он Аллахом послан нам».

 

Они непривычно просты, но обжигают сердце. При молчаливом, даже застенчивом складе характера автора ему была присуща творческая целостность и независимость суждений.

В этих нескольких строчках поэт смог описать весь сумбур и беспорядок в жизни города, в тот период, но в конце стиха есть надежда – пришел настоящий рулевой. И это большая находка для горожан. Оценили это люди, поняли ли достоинства Саида Джапаровича?!

Магомед Атабаев, пишет о нем: «Неутолимая жажда жизни, вечный зов надежды, дух мужества, непокорности и борьбы за человека, личности вели его, он упрямо и стойко шагал по трудным дорогам, искренне веря во все то, чему в свое время верили все мы…».

Продолжая свои мысли, поэт пишет: «…Люди верят ему. Все больше становится у нас в Дагестане и за его пределами его сторонников, готовых идти за ним, всячески помогать ему в трудной борьбе за социально-экономическое развитие столицы Дагестана, за создание нормальных, человеческих условий жизни для горожан, за превращение Махачкалы в один из красивейших городов Кавказа. А дел непочатый край! Город растет и хорошеет на глазах. Люди на себе испытали создаваемый благоприятный для жизни социальным климат, появление элементарных человеческих условий. Видя это, люди отовсюду потянулись сюда, стали возвращаться даже те, которые уехали в дальние края, кажется, что в недалеком будущем в столице республике будет жить половина Дагестана…».

Это и есть видение жизни художником, поэтом, писателем, современником. Поэт отмечает: «…Нет, люди не делают из него кумира, идола, или бога. Он встречается и разговаривает с ними на равных. Люди понимают, что он не лицемерит, не обманывает их. Они верят в него. Может быть, это самое главное!».

Да, люди верили, жили с надеждой, что жизнь и в дальнейшем улучшится в лучшую сторону. И эту веру и надежду народа сломали в один день – именно – 1 июня 2013 года. Все рухнуло, кануло в небытие. Поэт видит человек взят на прицел, то есть попал в список неблагонадежных – какими-то непонятными, черными силами.

В стихотворении «Сокол», Магомед Атабаев пишет:

 

В клетках сокол бесстрашный

С поломанным крылом,

Когда же настанет день прекрасный

Когда же родной увидишь дом…

 

Папаха мужчины свобода

Хоть смогли ее отнять,

Никаким бедам и невзгодам

Саида нашего не сломать.

 

Чашу терпения выпей сокол

Час испытания настал,

Под ударами судьбы жестокой

Ты все выдержишь как сталь.

 

Вера поэта, чаяния поэта – это голос народа, который он услышал в жизни. Для него нет чужой беды, чужого горя, а его стихотворение наполнено народным состраданием, неистребимым гуманизмом.

Читая строки Магомеда Атабаева, посвященные экс-мэру Махачкалы, не могу не вспомнить слова Камала Абукова, сказанные в адрес самого поэта: «Поэт – думающий и скорбящий, зовущий к светлому и ищущий опоры родному народу, в этом изнурительном безвременье».

Наш поэт Магомед Атабаев верит в справедливость и напоследок пишет: «Ты увидишь дом родной».

И вот на такой светлой и доброй ноте хочу завершить свою статью. Я благодарна судьбе, что в моей жизни встретились два гиганта – один Магомед Атабаев — поэт, другой Саид Амиров – созидатель.

И каждый из них оставляет добрый след, добрую память.

Патимат Тазаева