О роли Института школ

Ещё в 2021 году в республиканских СМИ были опубликованы наши статьи, затронувшие весьма важные, да и злободневные проблемы республиканского значения: «Институт языков – не архив», «Есть язык – есть народ», «Учебный год без учебников», «Мозаика народов и культур» и т.д. В них речь шла об уникальности такого уголка земли, как Дагестан, где на относительно небольшой территории функционируют более 30 языков с многочисленными формами их существования, в том числе диалектами, говорами и наречиями. С одной стороны, — это наша гордость и радость, ведь у нас столько же культур, традиций и обычаев, которые суммарно не встречаются во всех других республиках Северного Кавказа вместе взятых. Такова отличительная черта нашей республики, которая сохранилась со времён Кавказской Албании со всеми тремя подгруппами языков по генеалогической классификации: 1) аваро-андо-цезской, их 14 языков; 2) лезгино-табасаранской, их 10 языков; 3) лакско-даргинской подгруппой с многочисленными формами их существования. В своём становлении и дальнейшем развитии все они прошли три этапа: 1) на основе аджама (до 20-х гг. ХХ века); 2) на основе латиницы (до 30-х гг. ХХ века); 3) на основе кириллицы (с 30-х гг. ХХ века по настоящее время). Продолжая свою концепцию, считаю необходимым отметить то, что сегодня нет необходимости говорить о целесообразности сохранения и дальнейшего развития родных языков в нашей полиэтнической республике. Они являются кладезем народной мудрости, фиксируют динамику изменения и развития нашего общества. С другой стороны, действующее состояние изучения пяти младописьменных (аварского, даргинского, лезгинского, лакского и табасаранского) и трёх новописьменных (агульского, рутульского и цахурского) языков, не говоря уже о других трёх тюркских и двух индоевропейских языках, на которых также ведётся обучение, в настоящее время не выдерживает никакой критики. Уму непостижимо, что в соседней Чечне на изучение родного языка сохранилось 5 часов, а у нас в Дагестане — всего 2 часа, а местами, особенно в городских школах, перешли на 1 час. Чему можно научить за столь малое количество времени? Однако мы все спокойно сидим и ждём, пока проблема не разрешится сама по себе в самом худшем варианте. Между тем, из-за нашей нерешительности могут произойти самые серьезные последствия, касающиеся национальной и культурной идентичности народов Дагестана. По крайней мере, уже отчетливо вырисовываются первые признаки, ведущие к неблагоприятному сценарию развития событий – исчезновению или умерщвлению наших младописьменных и новописьменных языков. К сожалению, в последнее время у нас в Дагестане похожие парадоксальные явления систематически происходят почти во всех областях.

Элементарные примеры. В области развития науки и образования в республике многое зависит от действий профильного ведомства – Министерства образования и науки и, в частности, от конкретных установок самого министра, его своевременных и адекватных действий по купированию острых насущных проблем и применению комплексного эффективного подхода к их скорейшему разрешению. Если он душой и сердцем будет болеть за отведенный ему участок работы, за интересы контингента учащихся школ и студентов ВУЗов, за развитие и укрепление научного потенциала своей республики в целом, то любая возникшая проблема после ее детального изучения, в конце концов, получит свое разрешение в интересах всего населения республики, в интересах науки и образования.

Положа руку на сердце, могу утверждать, что из всех бывших республиканских министров образования только Бадави Гаджиев понимал, для чего в самые тяжёлые военные годы, а именно в 1943 году, Совнарком под руководством государственного и партийного деятеля Алексея Косыгина распорядился о создании единственного и уникального в своем роде «Института школ» именно в Дагестане. В СССР и в России он был, есть и остаётся единственным институтом именно такого направления. Поэтому в Институте школ (ныне НИИ педагогики) учёным были созданы необходимые условия для работы по всем областям науки, в том числе и для составления учебных программ, учебников и учебных пособий для школ своей республики по всем литературно-письменным языкам. Будучи человеком преданным системе образования родного края, а также обладая прекрасным организаторским талантом, Бадави Саидович принимал самое активное участие во всех мероприятиях, проводимых в Институте школ, в том числе в республиканских и международных конференциях, часто проводимых по плану этого же образовательного учреждения. Был создан и специальный фонд для издания плановых работ и учебно-методической литературы сотрудников. Порою казалось, будто в республике функционирует только одно министерство: была развернута активная деятельность во взаимодействии со всеми вузами и другими образовательными учреждениями. Правда, тогда функционировали «Дагучпедгиз» и «Книжное издательство». Даже в санитарно-гигиенических целях учебники переиздавались через каждые 2-3 года. И это тоже было заслугой Бадави Саидовича. К глубокому нашему сожалению, они уже ликвидированы и все учебники и учебные пособия на наших родных языках издаются в московских коммерческих издательствах, где нет ни одного специалиста по дагестанским языкам, причём с промежутком 7-8-9 лет, т.е. как им заблагорассудится.

После него другой министр Ш.К. Шахов вместе с А.Ш. Карибовым собрал весь авторский коллектив института и принял совершенно необоснованное, даже парадоксальное решение: авторам и составителям учебников и учебных пособий с одним и тем же объёмом, с одним и тем же учебно-методическим материалом, выполненных на основе одних и тех же стандартов, выплачивать гонорар за печатный лист в зависимости от количества пользующихся ими учащихся. Вот тогда и покинули это учреждение составители учебников и учебных пособий по новописьменным (агульскому, рутульскому и цахурскому) языкам.

Следующий министр (У.А. Омарова), у которой имеются «особые заслуги в области науки и образования», даже не вела приём не только граждан, но и работников сферы образования, не соизволила хотя бы познакомиться с сотрудниками Института школ, так сказать, одного из своих же подведомственных учреждений. Неоднократные попытки заведующих секторами попасть к ней на приём по вопросам издания своих плановых работ, фактически работающих уже на «архив», также не увенчались успехом. Зато ей удалось в приказном порядке потеснить сотрудников Института, отобрать шесть помещений из тринадцати, закрепить их за министерскими работниками и ликвидировать библиотеку.

О такой набирающей обороты пагубной тенденции свидетельствует и тот факт, что в дагестанских вузах закрыты все учёные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, тогда как только на одном филологическом факультете Дагестанского педагогического университета их было три. Уму непостижимо и то, что после этого в Ингушетии, где функционирует один язык, открыли совет по языкам, а в полиэтническом Дагестане закрыли и не оставили ни одного. Это тоже, безусловно, «большая заслуга» наших руководителей и учёных, бывших председателей советов, их непомерных потребностей и т.д. Никого не волнует и тот факт, что мы сами постепенно умерщвляем свои родные языки, культуру, традиции и обычаи. Об этом также свидетельствует значительное сокращение учебных часов по родным языкам и литературам в школьных программах. А теперь еще одно совершенно необоснованное и неверное решение этого вопроса принято нашим министерством: изучение своего родного языка учащимися городских школ дать на откуп директорам школ и родительским комитетам, т.е. по их желанию. Спрашивается: чем мы хуже, например, татар? Там даже русские и представители других народностей, которые учатся в татарской школе, обязаны изучать татарский язык. Ведь и у нас должно быть своё «Я» в конце концов. Родной язык – это душа и сердце каждого человека. Это материнский язык. Он находится в крови каждого человека, отражая родовую и национальную память. Мыслительный процесс у детей, особенно сельской школы, так или иначе, происходит на родном языке. Ведь они дома, на улице, да и в школе говорили на своём родном языке. В принципе каждый человек должен гордиться своей национальностью, уметь хотя бы читать и писать на своём родном языке. «Гомер ХХ века» Сулейман Стальский, поэт аула и планеты Расул Гамзатов, да и многие другие наши поэты и писатели прославили на весь мир Дагестан именно на родном языке. В настоящее время в этой области также происходят одни парадоксы, и ощущение неотвратимого приближения беды преследует нас. Страшно представить себе, что будет с изучением родных языков и их будущим в Дагестане, если ликвидировать и НИИ педагогики им. А.Тахо-Годи вслед за Дагучпедгизом и Книжным издательством. Проблема вполне серьезная и животрепещущая, ее нужно решать безотлагательно с учетом ухудшающегося положения дел в области науки и образования РД. Обидно то, что в настоящее время дети даже начальных классов стали говорить на русском языке не только в школе, но и на улице и дома. А многие родители, не понимая последствий этого процесса, радуются и гордятся своими детьми, да и сами начинают общаться с ними на русском языке. В результате происходящего в школьных программах, да и в других документах Министерства образования и науки, появляются приписки типа: «…посещать уроки родного языка или изучать родной язык по желанию детей или решению родителей…». Все эти вопросы, да и всякого рода другие приписки, Министерство науки и образования РД обязано было согласовать со специалистами НИИ педагогики и кафедр родных языков вузов РД.

В 2017 году самым неожиданным образом был переведён на другую работу директор НИИ педагогики профессор Гамидуллах Исмаилович Магомедов, который более 20 лет весьма добросовестно посвящал свои силы и энергию развитию науки и образования, обеспечению школ учебниками и другой учебно-методической литературой, а на его место назначили со стороны сначала одного, потом другого руководителя, не имеющего никакого отношения к учебникам, да и к школе вообще. В результате этих назначений работа института очень серьезно пострадала в полном смысле этого слова.

Наконец-то НИИ им. А.Тахо-Годи в июне 2021 года получил в качестве директора весьма компетентного и эрудированного, хорошо знающего специфику полилингвальной дагестанской школы с её транспозиционными и трансференционными процессами обучения русскому языку, следовательно, и особенности межъязыковой интерференции, хорошо представляющего свои функциональные обязанности, более двадцати лет проработавшего в качестве заместителя Министра образования и науки РД специалиста – Альбину Сефербековну Арухову, с чем мы её поздравляем и обращаемся к ней с криком души о спасении и поднятии престижа народного образования в Республике Дагестан, причём с сохранением и дальнейшим развитием наших родных языков. Для достижения соответствующих успехов в своей работе ей крайне необходимо было принять все меры для освобождения помещений, занятых министерскими работниками, и дать свободу и простор квалифицированному коллективу института почти из 40 сотрудников, в том числе весьма эрудированных специалистов — докторов наук, профессоров, доцентов и кандидатов наук, профессионально выполняющих свои функциональные обязанности. Ей уже удалось привести в соответствие название института с его содержанием, восстановить сектор педагогики с последующим приглашением ранее работавшего там же специалиста-педагога, единственного автора учебных пособий по культуре и традициям народов Дагестана проф. Ш.А. Мирзоева (к глубокому нашему сожалению скоропостижно скончавшегося 12.04.2025г.) Новый директор освободила также конференц-зал, заваленный министерской макулатурой. С учетом того, что три последних министра ни разу не встречались с коллективом НИИ педагогики, хотя он числится их подразделением, невольно возникает предложение об отделении этого учреждения от министерства и создании специального фонда для издания соответствующей учебно-методической литературы по младописьменным и новописьменным языкам. Институт был, есть и должен остаться единственным учреждением и основой подготовки учебников и учебно-методических пособий для всех школ с младописьменными и новописьмеными языками, следовательно, и сохранения родных языков. Поэтому его надо беречь как зеницу ока, создав все условия для сотрудников и кабинеты для заведующих секторами. Считаем, что не просто недальновидно, но даже и грешно поднимать руку на такое учреждение. НИИ педагогики – основа сохранения не только родных языков, но и науки и образования в нашей республике. А некоторые наши земляки при наделении их властными полномочиями, к сожалению, тут же теряют контроль над своим разумом. Этим и объясняются многие парадоксы в нашей жизни, в образовании и науке. От отбора и назначения компетентных руководителей зависит успех любого направления науки и образования, особенно в условиях нашей самой многонациональной республики.

Обозначенные проблемы заслуживают особого внимания не только Главы РД Сергея Меликова и министра образования и науки РД Яхьи Гамидовича Бучаева (в первую очередь), но и всех руководителей образовательных учреждений и каждого из нас, кто имеет какое-нибудь отношение к образованию и просвещению.

 

Загир Загиров,

доктор педагогических наук, профессор