Их имена в моем сердце

Люди умирают для того, чтобы жило человечество

В.Г. Белинский

 

Отца своего я не помню, была слишком мала, когда он добровольцем ушел на фронт, отказавшись от брони, которую ему предоставляло государство. Пропал без вести. Где похоронен воин Гладощук Андрей Федорович – не знаю, могилу его не нашли. Я не видела счастливых глаз моего отца, не слышала его наставнических слов, не ощущала его ласковых рук, не почувствовала его заботливого отношения к себе…

Благодатная земля Дагестана приняла тело моей мамы Радионовой Агнии Федоровны навечно, как свою, несмотря на то, что по крови и по рождению она не дагестанка. Я решила, что и мой папа тоже должен быть здесь, в Дагестане, и посадила в бугленском сквере Победы, который сельчане разбили в честь 75-летия Великой Победы, дерево в его честь. Теперь я могу прикоснуться к нему, посекретничать с ним, как бы я сделала, если бы папа был жив. Недавно на берегу моря я увидела деревья, посаженные руками горожан и названные Садом родителей. Я попросила разрешения и тоже посадила деревья в честь своего отца и мамы. Теперь они вообще рядом со мной.

Мама не воевала, но ей достались все тяготы оккупации: мало того, что было голодно, холодно и страшно, нас еще обязывали присутствовать на публичных казнях пленных, заставляли смотреть, как заживо сжигали в подвалах ни в чем неповинных евреев. А среди них попадали и люди других национальностей. Однажды в такой подвал забрали и мою маму, благо, соседи выручили – принесли ее документы и меня.

Мои двое дядей Николай и Юрий Бармины ушли на фронт почти детьми. Николай погиб, Юрий израненный прошел всю войну, но вернулся в чине старшего лейтенанта с множеством наград за храбрость и мужество, проявленных в боях за Родину. Он удостоен двух основных орденов – Красной Звезды и Отечественной войны первой степени. После войны он долгое время, до самой смерти, работал фотокорреспондентом ТАСС по Красноярскому краю. Его и сейчас вспоминают добрым словом за ратные и трудовые подвиги.

Дедушка и бабушка по матери моей невестки Потаповы Федор Иванович и Антонина Михайловна познакомились на фронте. Он ушел на фронт из Махачкалы, так как родился и жил здесь. Севастополь, Измаил, Одесса, Николаев, Херсон, Керчь… Всех городов, которые освобождал Федор Иванович не счесть. И, наконец, 9 мая…ПОБЕДА. Но не для него. Только в феврале 1947 года медкомиссия не разрешила им, потрепанным войной, летать на современных скоростных самолетах. Капитан-лейтенант запаса Потапов, награжденный тремя орденами, 12 медалями вступает в гражданскую жизнь: инструктор Махачкалинского горкома КПСС, секретарь парткома судостроительного завода им. М. Гаджиева, председатель горисполкома и секретарь горкома КПСС Буйнакска, заместитель председателя госпартконтроля, министр бытового обслуживания ДАССР. Антонина тоже была призвана в армию в первые дни войны. Она была телефонисткой. И этим все сказано.

Дедушка по отцу моей невестки Савельев Александр Иванович тоже прошел через горнило войны. Победа его застала в Чехословакии. Но группа фельдмаршала Шернера не признала капитуляции. Наши войска продолжали воевать. Еще 10 мая 10 человек из дивизии Савельева погибли. В боях они потеряли еще 38 бойцов, было много раненых. И это уже в дни Победы! Еще 12 мая они принимали пленных власовцев. Война для них 9 мая не закончилась. Чехи встречали наших бойцов-освободителей хлебом-солью. После войны Александр Иванович долгие годы готовил учащихся политехнического техникума к службе в армии, многие поступали в военные училища по примеру своего учителя. Савельев кавалер ордена Красной Звезды, обладатель 18 медалей. Сейчас их уже с нами нет, но память о них жива, а значит и они с нами.

Видимо, потому что все мои близкие прошли через горнило войны, мне хочется воскрешать погибших, а это можно сделать через память о них. Значит нужно писать больше о тех, кто ценой своей жизни, своей ограбленной молодости позволил нам жить. Действительно это нужно не мертвым, это нужно живым!

 

Эмма Тыщенко