Академия «Каспий» на протяжении 3 лет при поддержке Управления образования г.Каспийска в рамках проекта «Педагогическое наследие Дагестана» проводила семинары по актуальным проблемам образования.
Очередной семинар состоялся в Каспийской гимназии 11 по теме: «Состояние преподавания родных языков и литератур в образовательных организациях школ РД: основные проблемы, тенденции и перспективы обучения родным языкам и литературам на всех этапах непрерывного образования в соответствии с ФГОС».
Семинар был посвящен Ахмедулаху Гюльмагомедову, доктору филологических наук, профессору, академику РАЕН, заслуженному деятелю науки РФ и РД, автору более 500 научных статей, книг и фундаментальных трудов.
С приветственным словом к собравшимся обратился директор гимназии Мурад Идрисов. Он заметил, что проведение семинара весьма символично, ведь учебное учебное с недавних пор носит имя Гомера 20 века Сулеймана Стальского. Он пожелал участникам семинара плодотворной работы.
Затем со вступительным словом выступил директор Академии «Каспий», доктор экономических наук, профессор Магомед Абакаров.
Он отметил, что языковое многообразие выступает неотъемлемой частью культурного наследия, как показывает история, пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры и утере национального своеобразия. По этой причине необходимо воспитывать у молодого поколения бережное отношение к родному языку, продемонстрировать важность его знания.
Именно этим и занимался в своей научной и педагогической деятельности Ахмедулах Гюльмагомедов, выдающийся ученый-лингвист.
Магомед Идрисович представил экспертов, принявших участие в семинаре. Это руководители-Республиканского Центра изучения родных языков, общественных организаций по поддержке родных языков, редакторы газет и журналов на национальных языках, общественные деятели, деятели культуры, а также учителя-практики, преподающие родные языки.
Он также выразил надежду, что участники семинара отметят актуальность заявленной темы и взаимную заинтересованность в обмене опытом образовательных учреждений республики в вопросе сохранения и развития родных языков. Он подчеркнул, что всем необходимо- считать задачи развития родных языков приоритетными в работе органов республиканских власти и управления, муниципальных образований;
— шире и эффективнее развивать контроль институтов гражданского общества за состоянием преподавания родных языков в образовательных учреждениях республики;
— принять дополнительные меры по своевременному изданию учебников, учебных программ, методических и наглядных пособий; развивать деятельность, направленную на формирование толерантности и гармоничного межэтнического и межконфессионального общения молодежи; обеспечить условия для гармоничного развития и преподавания родных языков с учетом этнолингвистических особенностей республики и более полного использования потенциала этнокультурных традиций региона; активизировать обмен опытом высших и общеобразовательных учреждений через проведение межрегиональных мероприятий, круглых столов, вебинаров по теме сохранения и развития родных языков в полиэтнической среде. Особое внимание он обратил на более активное освещение республиканскими средствами массовой информации положительного опыта деятельности местных органов власти и образовательных учреждений в деле сохранения и изучения родных языков как важного фактора национального самосознания народов республики.
Интересным и познавательным было выступление директора Центра изучения родных языков Дагестанского государственного университета Марины Гасановой, который действует с 15 декабря 2016 года. Она проинформировала, что за этот период сделано немало: проведены в различных регионах республики круглые столы, семинары, посвященные проблемам сохранения, изучения и развития бесписьменных языков; встречи с дагестанскими поэтами и писателями; конкурсы сказок, преданий и легенд на каратинском языке, который проводился среди школьников ряда сел Ахвахского района, а также – организован конкурс «Эхо предков» (аудирование преданий и легенд на каратинском языке).
Продолжена работа над проектами «Аудиокниги на родных языках» и «Русские сказки на родных языках», основными исполнителями которых стали студенты и магистранты. Центром установлено взаимодействие с министерством образования Дагестана, Управлением образования города Махачкала, школами и вузами.
Центр принимает активное участие в ряде мероприятий, проводимых Управлением образования города в махачкалинских школах: «Лучший учитель родного языка», конкурс театрализованных представлений на родных языках, конкурс чтецов на родных языках. Центр родных языков ДГУ подключен к обсуждению проекта «Этнокультурная школа». Был проведен семинар городских учителей по проблемам повышения качества преподавания родных языков в школах. Продолжается совместная работа по созданию образовательных языковых концепций для городских и сельских школ Дагестана.
Марина Аюбовна отметила, что серьезным и значимым показателем работы Центра стала подготовка и издание словарей и книг на отдельных дагестанских языках при поддержке министерства по национальной политике и делам религий Дагестана в целях сохранения языкового наследия дагестанских народов и популяризации родных языков: «Русско-агульский и агульско-русский словарь», «Современный агульский язык», «Арчинский фольклорный материал», «Словарь кумыкских пословиц и поговорок», «Каратинские сказки», «Табасаранские пословицы и поговорки» и «Говорим по-табасарански», в издательстве ДГУ вышли словари пословиц и поговорок цахурского, агульского и арчинского языков.
По мнению Гасановой, функционирование Центра изучения родных языков на базе ДГУ укрепляет важные научно-педагогические и просветительские традиции – связь науки с системой образования, с практикой преподавания родных языков и популяризацией родных языков и дагестанской традиционной культуры в молодежной среде. В этом смысле то, что Центр изучения родных языков находится на филологическом факультете ДГУ, способствует решению тех задач, которые ставит сегодня Центр в качестве приоритетных.
В этот день Марине Гасановой было задано множество вопросов из-зала. Среди них и такой: «Почему сегодня у молодежи отсутствует интерес к родным языкам?».
Ответ специалиста содержал объективный анализ ситуации. Сегодня молодежь отдает предпочтение изучению не родному языку, а иностранному. К сожалению, родной язык остается малоэффективным в плане реализации каких-либо социальный функций. Даже востребованность его в бытовом плане, в семье невысока. А то, что бесписьменные языки с малым количеством носителей со временем могут исчезнуть, в этом, скорее всего, сомневаться не приходится. Этому способствуют разные объективные и субъективные факторы и обстоятельства – межнациональные браки, отток сельского населения в города, недостаточное внимание самих носителей к своему родному языку и другие. Изменение такой ситуации, возможно за счет расширения условий функционирования родных языков, повышения их статуса. Это издание литературы на родных языках, поддержка СМИ на родных языках, создание необходимых и благоприятных условий для обучения и изучения родного языка. До сих пор остается актуальным вопрос отсутствия и нехватки учебников по родным языкам в школах.
Во многом ее поддержали выступившие затем — зам.главного редактора республиканского журнала «Соколенок», народный писатель Дагестана Абдуселим Исмаилов; гл.режиссер Лакского музыкально-драматического театра им. Э.Капиева, заслуженный артист России, народный артист Дагестана Аслан Магомедов; заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДГПУ, Почетный гражданин г.Махачкалы Хан Баширов; заместитель Председателя дагестанского регионального отделения Союза журналистов России, главный редактор республиканской газеты «Нур» Байрам Абдуллаев; учитель даргинского языка и литературы Лицея № 13 им.Р.Гамзатова Уздият Алиева; учитель даргинского языка и литературы школы №9 им.Героев России-пограничников Сакинат Гаджиева; учитель аварского языка и литературы школы № 2 им. Героя Советского Союза Назарова А.А. Патимат Зургалова.
Они акцентировали внимание на том, что только усилий со стороны государства недостаточно. В каждой дагестанской семье должна прививаться любовь к своему родному языку и культуре, к традициям своего народа. Необходимо изменить самосознание дагестанских народов и поднять общественную и семейную значимость тех проблем, которые связаны с языком и культурой дагестанских народов. Родной язык должен осознаваться не просто как предмет изучения в школе, а как способ приобщения к культурному наследию своего народа и других генетически родственных дагестанских народов. Родной язык должен стать важнейшим компонентом духовной культуры дагестанцев.
Эдуард Эмиров