Основа национальной идентичности

Среди многочисленных проблем, которые волнует народ — это отношение к историческому прошлому.

Историческая память является выражением процесса сохранения прошлого опыта народа. Память концентрирует в себе не только открытую для всех информацию, но и латентные источники — такие, как семейные предания и легенды, рассказы, народные песни и т.д.

Человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не знает важнейшие события, вехи ее истории, родословную своей семьи, историю своего села, народа. Знание о семейной родословной тесно переплетается с историей своего народа.

Национальная самоидентификация всегда играла огромную роль в личном поведении людей, но ее значение особенно возросло на современном этапе. Тяга к историческому знанию возросла. Интерес к прошлому продиктован желанием знать правду о прошлом, стремление расширить кругозор, потребностью понять и узнать корни своего народа, желанием знать уроки истории, опыт предшествующих поколений, стремлением найти в истории ответы на злободневные вопросы.

История своего народа будет всегда «ближе» к сердцу, чувствам, социальным ценностям и настроению людей. Народ, лишенный своей истории перестает быть народом.

Разрушение ментальных основ исторического сознания народа приводит к разрушению всего национального самосознания, следовательно, народ лишается смысла своего исторического бытия, исчезает из истории как цивилизационная и духовно-культурная общность.

История любого народа, даже самого малочисленного — огромная духовная ценность, участница человеческой цивилизации. Глубокое заблуждение тех, кто проявляет какое-то легкое отношение к изучению истории любого народа, по-обывательски убаюкивая себя при этом приверженностью глобальным прогрессивным тенденциям современного социально-культурного развития.

Результаты исследований даются нелегко. Для этого необходимы обширные и глубокие знания. Ученый должен быть верным сыном своего народа, а не гостем. Только служение правде поднимает авторитет ученого.

Сама история ставит современного ученого перед необходимостью правдивого анализа прошлого. В освещении истории не должно быть ремесленничества. Главный критерий любой научной работы — его долголетие, а проверку временем выдерживают лишь правдивые, основанные на фактах труды. Работа ученого похожа на нелегкий труд землепашца, каменщика и т.д. Для создания труда ученому необходимы факты, как каменщику материал для строительства объекта. Чем крупнее ученый, тем значительнее задачи встают перед ним — перегоняя друг друга, рождаются новые идеи, новые замыслы. Научный мир и возможности ученого неисчерпаемы и напоминают колодец: чем чаще черпаешь воду, тем больше она прибывает. Но осуществить задуманное могут те, кто способен на титанический труд. Глубокий смысл имеет известное изречение: гений — это девяносто девять процентов потения. Талант без настойчивости бесплоден. Труд ученого требует дисциплины, высокой организованности: необходимо преодолеть в себе отвращение к листу чистой бумаги; писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения. От ученого требуется не праздная легкость, а вдумчивая и сосредоточенная работа. Чтобы исследовать проблему ученому надо приковывать себя к столу кандалами и работать каждый день. Рабочее место ученого не только его письменный стол, но и везде, где он находится. Труд ученого — это изнурительное занятие, которое можно сравнить с занятием искателей жемчуга. Научная деятельность — это дорога без отдыха, работа без объявления выходных дней. Недовольство достигнутым — это святое чувство подлинного ученого.

Неполнота источников затрудняет задачи исследования многих вопросов истории любого народа. Для освещения исторического прошлого дагестанских народов наряду с археологическими данными, письменными источниками важное значение имеют устные историко-этнографические материалы.

Тема исторического прошлого аула и в целом народа всегда занимала не только исследователей. Для дагестанского селянина нет большего удовольствия, чем поговорить о прошлом своего села, происхождении народа, языка. На этот счет можно услышать множество легенд и преданий, порою самых забавных и невероятных. Селяне проявляли большой интерес к генеалогии тухумов.

Очень важным фактором сохранения народностей Дагестана в течение тысячелетий является осознание ими единства, как этносов, народностей. Через все катаклизмы своей бурной и сложной истории, связанной с завоеваниями крупных агрессивных государств Передней Азии и Юго- Восточной Европы горцы Дагестана пронесли представление не только о единстве территории своего обитания, но и укрепили сознание своей неразъединяемой культурно-исторической общности и это имело решающее значение для последующего хода истории Дагестана.

Проблемы, связанные с историко-хозяйственным развитием требуют увязки с природно-географическими условиями. Человек тесно связан с природой, во взаимодействии с ней строит всю свою жизнь. Об этом К.Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

И поэтому «всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории».

Доверие общества к истории и историкам поколеблено из-за частых конъюнктурных переоценок. Старые фальсификации, сменяющиеся новой ложью, как писал академик Ю.А. Поляков, заставляют хромать на обе ноги не только науку, но и общество.

Критика прошлого стала повальной модой и, по сути, хорошим тоном новых исследований и всей нашей публицистики. В неприятии своей истории, созданной кровью и потом предшествовавших поколений, мы перещеголяли самых яростных и непримиримых антисоветчиков.

У нас подчас не хватает смелости открыто сказать , что не все забытое старое плохо, что многие традиционные приоритеты не утрачивают своего значения и ныне, когда каждое поколение историков создает свою историю. Есть вечные ценности и универсальные истины. Отказ от них – регресс. Традиция и новация не противопоставление, а необходимое взаимодополнение.

В истории – должно быть место для разных подходов и всех направлений. Иначе она мертва как наука. Стремление к исторической объективности, добротность материала и способов его обработки — важнейшие принципы работы.

Нельзя не заметить, что большинство так называемых «новых» идей современной российской историографии заимствовано у Запада (постмодернизм,         гендерная история, социальная антропология, культурология и т.д.). Но многие из этих направлений на Западе уже выдыхаются или сменяются новыми. На смену им приходит интерес к частным фактам и явлениям, истории казуальности, индивидуальных проявлений, роли особенного в истории.

Несистемность изучения истории, Дагестана сокращение часов на нее в пользу других непрерывно возникающих дисциплин ведет и к историческому нигилизму, и просто к невежеству.

В обществе отсутствует понимание того, что происходит эрозия исторической памяти народа, характеризуется и осмеивается его прошлое, и чем это грозит в будущем. Упадок исторической грамотности в нашей стране (а точнее большая неравномерность и случайность исторических представлений) очевидны. Корни этого — в средней школе. Но одной из причин этого явления является недостаток добротной популярной научной литературы, привлекательной для читателя.

Истории известны примеры исчезновения многих крупных государств и народов. Несмотря на непрерывные нашествия многочисленных завоевателей и их ассимиляционную политику дагестанцы горцы сумели отстоять себя от исчезновения на протяжении тысячелетий.

 

Магомед Гасанов,

профессор