Роман о народном подвиге

В Дагестанском книжном издательстве после семи поэтических изданий в 2024 г. вышел в свет роман «Тайна чести» талантливого поэта – публициста, члена союза писателей России и Дагестана Багира Раджабова.

Книга посвящена памяти легендарного поэта-воина табасаранского народа — Мирзы Калукского.

«Тайна чести» — крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных событиях истории Дагестана XVIII века. Героизм табасаранского как и остальных народов Страны гор против персидских завоевателей нашли в романе правдивое историко-художественное воплощение. Как описывает автор, табасаранские ополченцы первыми принимали удары персидских полчищ.

Интерес Раджабова к теме борьбы с завоевателями побудил его как историка, писателя и политика откликнуться на эти давние события. Он сумел извлечь из анналов истории самые существенные эпизоды и исторические факты. По сути, они и стали становым хребтом романа.

Автор достаточно подробно изучил историю борьбы дагестанских народов и создал цельное произведение. Можно сказать, что на табасаранском литературном небосклоне появился первый историко-эпический роман-эпопея.

«Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!» — писал Александр Блок. Автор книги, человек весьма требовательный к себе, видимо, не раз стирал случайные черты, и мир его романа оказался прекрасным.

Здесь автор выступает как писатель-реалист. Он обращается к общественной жизни, конфликтам эпохи, социальной психологии людей, их повседневному быту и духовному миру, описывая все это очень жизненно и правдоподобно. Автор точно показывает закономерные тенденции общественного развития того времени. Словом, колорит эпохи, совокупность ее особенностей в романе воспроизводятся выразительными художественно- историческими средствами и особенностями. Эпоха, проникнутая романтикой, соответствует эмоционально возвышенному мироощущению автора. Ему, человеку эмоциональному и диалектически мыслящему, человеку с высокими гражданскими и патриотическими чувствами, далекая эпоха эта кажется очень близкой.

Дагестан, как свидетельствуют источники, несколько столетий был ареной геополитических и стратегических интересов великих держав, яблоком раздора между ними, особенно между Персией, Турцией и Россией.

В первой половине XVIII века страна гор была раздроблена на феодальные владения и союзы сельских общин, подвергалась непрекращающимся нашествиям иноземных захватчиков, страшнейшими из которых оказались неоднократные походы персидских завоевателей во главе с грозой вселенной Надир-шахом. Его нашествия, как справедливо воспроизводит автор, не ограничивались грабежами и разорением сел, убийством народных героев и их семей, оказавших врагам яростное сопротивление. Весь путь захватчиков по табасаранской земле был усеян разоренными и сожженными дотла селами, телами убиенных под копытами вражеских коней мужчин, женщин, стариков и детей. Оставшиеся в живых подвергались унижениям и оскорблениям. Кизылбаши в побежденных селах насаждали свои жестокие порядки, пагубно влиявшие дальнейшему прогрессивному развитию народа.

Сама эпоха, суровые ее вызовы повелительно требовали устранить опасности, грозящие человечеству со стороны могущественных агрессивных стран, развернуть активную народно-освободительную борьбу против их гнета, произвола, порабощения.

Описывая неравную, но героическую борьбу своего народа против тиранов и угнетателей, автор помогает читателям вырабатывать активную жизненную позицию, учит мыслить и действовать, воспитывать лучшие морально-нравственные качества.

В романе выразительно отражена жизнь табасаранского народа, запечатлены его высокие нравственные идеалы, патриотические чувства и стремление к независимости, ярко воспроизведен образ неспокойной эпохи, события и конфликты того времени. В нем воплощены высокие морально -нравственные качества дагестанского народа. Автор с большим мастерством исследовал сложные социальные перипетии и коллизии той эпохи, утверждая идею дружбы дагестанских народов, их естественную любовь к своему горному краю. Велика сила воспитательного воздействия романа на читателей. В нем не только рельефно и справедливо воспроизведены события истории, не только показана самоотверженная героическая народно-освободительная борьба горцев против персидских завоевателей, но и очень выразительно раскрыт духовный мир людей той эпохи.

Текст романа изложен высоким, выразительным слогом. Характерная особенность речевой ткани – его афористичность. Она свойственна и авторскому изложению и диалогам персонажей. Автор блестяще владеет искусством диалога.

В своем воззвании к Андалалскому старшине Калук Мирза призывает его и всех предводителей других народов к объединению и тесному сотрудничеству, устранению бессмысленных преград, разъединявших дагестанские народы. В объединении он видел ту силу, которая сделала бы Дагестан более мощной страной. Воззвание Калук Мирзы пронизано духом патриотизма, призывающего всех дагестанских ханов и беков сплотиться перед угрозой нашествия персидских завоевателей.

В романе создано множество положительных образов. Каждый из них неординарен, индивидуален и не похож один на другого. Многие из них, несомненно, будут волновать сердца читателей разных поколений своей необыкновенной выразительностью и обаянием. Героический дух, жажда подвигов ради освобождения своего народа от иноземных завоевателей присущи всем им.

Образы Дигер Мажвада, Калук Мирзы, Муртазали, Тавакала, Гаджи Билала, Лингер Шабана, Гаджи Бата, Магомед Мирзы Аги, Гюлназ, Лейлы, Арзи, Зублар, Гиджар идеальны. Они наделены многими внешними и внутренними достоинствами.

Оригинален образ отважного сына воина, талантливого поэта и мыслителя Калук Мирзы, душа которого откликалась на все события того времени выразительными метафорами и афоризмами. Поэт наряду с философскими стихами создавал и образы лирической поэзии, в которых воспеты тончайшие чувства человеческой души. Они отличаются романтической приподнятостью и изяществом поэтического повествования.

Калук Мирза – сын своего времени и своего народа, в полном смысле этого слова. Он олицетворяет собой дух национального единения страны гор, активным и деятельным борцом которой был он сам.

История Дагестана знает немало бессмертных имен, но имя Калук Мирзы в пантеоне общечеловеческой истории стоит рядом не только с теми, кто самоотверженно боролся за свободу и независимость своей Родины, но и с теми, кто создавал неувядаемые образцы крылатой поэзии. Он хорошо знал фольклор своего народа, пословицы и поговорки, метафорически емкие выражения народной речи, и они, как яркие звезды на небосклоне, рассыпаны в изящных его стихах и памфлетах. Он один из родоначальников табасаранской литературы. Поэт наполнял поэтическое слово социальным и философским содержанием, обогатил его новыми выразительными средствами. Он достойно воспевал и восславлял человека. Его поэзия звучит как гимн человеку тогда, когда в самой жизни он был подавлен, унижен и обречен. Его стихи «Ответ хану», «Воззвание к народу», песня, посвященная традиционной восточной теме «Счастливый Соловей» — шедевры табасаранской и дагестанской литературы. Они наполнены призывами к сплочению, восхвалениями свободы и счастья.

Судьба Калук Мирзы – типичная для тех времен – это судьба мужественного и талантливого человека, который позволил себе быть вольнодумцем смелым и независимым.

Калук Мирза был образованным человеком своего времени. Будучи в Стамбуле у родственников, покинувших родные места еще во время нашествия полчищ хромого Тимура, он жадно изучал историю, философию, астрономию и естествознание. Духовное развитие поэта проходило в старинном Стамбульском университете, основанном еще в 1453 году. Поэт обладал глубоким и оригинальным мышлением, умел сопоставлять и обобщать свои знания. Все беды своего народа и родного края он видел в разобщенности его народа, их хозяйственной и культурной отсталости, в отсутствии своей государственности и институтов его управления.

Выступая на сельских сходах, он призывал народ обрести свою судьбу. Поэт, вытягивая свою руку вперед, говорил народу: «Посмотрите на мои пальцы, они тонкие и слабые, их можно легко согнуть (и он по одному сгибал их). А вот, когда мы их сожмем в кулак, обретем неодолимую силу.

Поэт, как и все, был земным человеком. Ничто человеческое ему не было чуждо. Его любви к Лейле автор романа придал особый лиризм, очень выразительно описав моменты их встреч.

Индивидуальны и выразительны в романе и образы представителей ополченцев. Ярко выраженными и обаятельными предстают перед читателями образы народных героев – мстителей: Гаджи Бата, Лингер Шабана, Пулата, Булага, Алихана, Джабара и Гаджи Юсуф Эфенди.

Автор намеренно не жалеет для отрицательных героем темных красок, чтобы показать их мошенническую мораль, высмеять моральную низость, пошлость и несостоятельность. Малла Эфенди, Мазая и многих подручных Надир-шаха, как и самого шаха, автор изображает людьми, лишенными признаков человечности. Они кровожадны и хищны в своих стремлениях.

Идея, ставшая лейтмотивом романа, полностью, объединенные силы горцев Дагестана с позором изгоняют из родного края непрошенных гостей.

Издание романа, в котором правдиво воспроизводятся грандиозные героические сцены борьбы дагестанских ополченцев и разгром Надир-шаха, — это поистине знаковое событие.

Дагестан ныне переживает не лучшие времена. Роман «Тайна чести», несомненно, явится серьезным подспорьем в деле укрепления единства народов Дагестана. Кроме того, роман Багира Раджабова, бесспорно, окажет большое патриотическое воздействие на подрастающее поколение молодых дагестанцев.

Думаю, огромный труд автора книги заслуживает всяческих похвал. Багир Раджабович – человек непререкаемого авторитета, высокой порядочности и культуры духа, безупречной нравственности и огромной созидательной энергии. Его публицистика, поэзия и проза давно полюбились дагестанскому читателю, и, думаю, новый роман «Тайна чести» ожидает еще немало положительных откликов.

 

Магомед Гасанов,

профессор