По долгу и призванию  

80 лет – это возраст мудреца и учителя, возраст расцвета ученого, когда весь опыт и потенциал на вершине. Академия «Каспий» и редакция газеты «Дагестанская жизнь» поздравляют директора Института непрерывного педагогического образования ДГПУ , профессора Магомеда Хайбулаевича Хайбулаева с этой значимой датой и желают ему новых творческих успехов…

— Я благодарен и редакции, и Академии «Каспий» за поздравления.

 

Магомед Хайбулаевич, что было самым трудным в Вашей педагогической деятельности?

— Вначале хотел бы сказать о том, что было самым радостным. Когда заканчивал педучилище в Буйнакске, меня направили на практику в Гунибский детский дом, и я впервые столкнулся с детьми и по прошествии 5-6 лет они постоянно писали мне, советовались со мной, и вот тогда понял, что профессию выбрал правильно. А вот недавно на встрече со старшеклассниками г. Махачкалы один задал мне вопрос : «А когда мы с преподавателями будет на одной волне?». В этом вопросе было затаенное желание того, чтобы детей понимали и слышали. Вот это и самое трудное – быть с детьми на одной волне. То есть, идти вместе с ними к успеху, к достижению поставленной образовательной цели.

 

Думается , что именно так и поступали русские учителя, которые приезжали в 20-30 е годы, а затем и в середине прошлого века в Дагестан. Академия «Каспий» провела несколько конференций и семинаров, посвященных русским учителям в Дагестане. А какова роль русского учителя в Вашей личной карьере?

— Могу сказать, что очень важно, когда есть человек, которого можно назвать своим Учителем. И дело даже не в том преподавал ли он в школе или в вузе. Что касается лично меня, то в начальных классах была у меня русская учительница Лидия Васильевна. С ней было очень интересно и познавательно общаться нам, сельским детям. Вспоминаю, как она говорила, что скоро вокруг земли будет вращаться искусственная луна. И это ее предвидение воплотилось в жизнь, в 1957 году был запущен искусственный спутник Земли.

Когда я учился в педагогическом училище был у нас классный руководитель, замечательный преподаватель Виктор Ильич. При распределении он так рьяно меня защищал, мол, этот парень должен дальше учиться и министерство должно найти квоту для дальнейшего обучения в вузе. И вот после окончания педучилища я оказался в Ростовском педагогическом университете. Там судьба меня свела с очень интересным и принципиальным человеком и педагогом Поповым Игорем Пантелеймоновичем, инвалидом Великой Отечественной войны. Когда он узнал, что методист кафедры, где он работал, берет взятки, он в знак протеста ушел с работы. Я часто себя спрашиваю, а мог бы сам так поступить? И отвечаю сам себе, что вряд ли..

В аспирантуре был у меня научный руководитель Поляков Валерий Алексеевич. Я ему очень благодарен за то, что он меня научил русской письменной речи. И вот сегодня я , используя эти знания , могу писать статьи, монографии, книги, правлю тексты своих коллег и подопечных. Вот неполный список русских учителей , которые собственно и определили мою судьбу как педагога и человека, которые оказались в этой профессии и по долгу, и по призванию.

 

А не считаете ли Вы, что русский учитель в Дагестане должен обладать специфическими качествами? К примеру, в 2011 году я в журнале «Дагестан» написал очерк о русской учительнице Тюбинской школы Кумторкалинского района Таисии Бондарь, которая научилась аварскому и кумыкскому языку, чтобы быть ближе к местным жителям, ведь многие из них не знали русский язык. Сегодня она уже на пенсии, но продолжает трудиться в поселковой школе, где ее почитают и уважают как коллеги –учителя, так и дети.

— Если русский учитель принял культуру , традиции народа, с которым ее свела судьба, а если еще изучил его язык, то успех такого учителя обеспечен.

Хочу привести такой же пример из жизни нашего села Нижнее Гаквари. Была у нас директор школы Таисия Никифоровна, которую уважали все сельчане.

 

Свой опыт Вы посвящаете подготовке педагогических кадров. Можете ли Вы сравнить этот процесс раньше и сегодня. Появились ли какие-то новые явления. И что бы Вы взяли из прошлого?

— Этим педнаследием мы пользуемся до сих пор. Да, мы ищем новые формы, методы, у нас сегодня более насыщенная информационная среда, можем в динамике представить какие-то исторические события. Если сравнить мотивированность студентов, поступавших в педвуз тогда и сегодня, то в прошлом она была выше. Да и у тогдашних выпускников перспектива была более понятная и определенная, они точно знали, что их ждет именно педагогическая деятельность. Сегодня перед выпускником множество вариантов, он вправе выбирать местожительство, более оплачиваемую специальность. И в этом есть и свои плюсы , и минусы. Среди этих минусов можно назвать нехватку учителей, их дефицит в республике составляет — более чем 600 учителей. Только в моем родном Цумадинском районе на 30 школ лишь 2 преподавателя физики. И это не только узковедомственная проблема, но и политическая.

 

А что касается высшей школы. Ощущается ли нехватка кадров, традиционной линии преемственности?

— В моем родном вузе мы не можем найти молодого кандидата наук до 30 лет, нет доктора наук до 45 лет. Отсюда возникают немалые проблемы- распадаются научные школы, некому подхватить эстафету и двигать науку дальше.

 

Вам довелось участвовать во многих педагогических форумах, конференциях, симпозиумах. Что запомнилось, что произвело наибольшее впечатление?

— Все эти мероприятия очень важны, на них происходит обмен мнениями, взглядами на те или иные актуальные вопросы, обобщение предыдущего опыта работы, что очень важно. В педуниверситете стали традиционными проведение форумов под названием «Педагогический простор». На эти форумы мы приглашаем так называемых «учителей года», то есть тех. кто стали победителями и призерами всероссийских и региональных этапов конкурса «Учитель года».

 

Кстати, наша Академия «Каспий» также на свои семинары по тем или иным предметам приглашает «учителей года». К примеру, у нас были такие молодые и перспективные учителя, победители этого конкурса как: математик Егана Курбанова, географ Ильдар Хусаинов, филолог Алексей Шаулов и т.д.

— Они с удовольствием делятся своими методами работы, своими находками, демонстрируют мастер-классы, проводят интерактивный анализ своих уроков. Они вносят атмосферу творчества, новации. Мы пошли дальше — приучаем студентов проводить самостоятельно такие мастер-классы.

 

Есть ли научные труды, которыми Вы гордитесь больше всего?

— За свою 50-летнюю научно-педагогическую деятельность мною написано много книг, монографий, методических пособий. У меня, действительно, есть такие работы. К примеру «Технология педагогического исследования», «Дидактика профессионального педагогического образования». Там я все время ищу ответы на многие вопросы. В прошлом году я выпустил книгу «Педагогика игры: теория и практика». Эта увлекательная и познавательная книга, которая помогает осваивать учебный материал и дает большой эффект.

 

Да, спасибо за то, что подарили мне эту книгу, которая вышла в соавторстве с С.Алиевой и Н.Асваровым. В ней проводится линия, что актуальной задачей общеобразовательной и высшей школы является переход от экстенсивных к интенсивным технологиям обучения. И в этом смысле учебной игре Вы отводите особое место среди педагогических средств. И я подумал, а почему бы вам совместно с Академией «Каспий» не провести семинар именно по этому вопросу.

— Мы с удовольствием готовы сотрудничать.

 

Чтобы Вы сказали о роли наставничества в воспитании молодых учителей?

— У нас богатое педагогическое наследие, среди выдающихся учителей есть и народные учителя СССР и Герои Труда. Нам надо постоянно возвращаться к традициям дагестанского учительства, и этот бесценный опыт пропагандировать сегодня. Возвращаюсь к своему родному селу. Был у нас такой учитель родного языка Магомедрасул Закарьяевич, о котором ходят легенды. На его уроках была атмосфера творчества и познания. Он знал наизусть стихи наших поэтов на аварском языке, а ведь он не имел даже среднего образования. Это тот случай, когда говорят, «педагог от Бога», педагог по призванию.

 

В книге «Размышления с профессором» народный поэт Дагестана Сабигат Магомедова вместе с Вами затронула такие вопросы, как отношение к любви, к природе, науке, выбору жизненной стратегии, изучению народных традиций. Удался ли этот мысленный разговор с Вами, как пишет «Учителем Учителей»?

— Спасибо ей за такое внимание ко мне. Я эту книгу перечитываю и всегда нахожу что-то новое для себя. Она написана в интересном стиле, автор сравнивает добро и зло. И книга больше не обо мне, это размышление о жизни.

 

Спасибо Вам и вашим коллегам за активное участие в реализации программы «Педагогическое наследие Дагестана», инициируемой нашей Академией. Считаете ли Вы , что эту работу надо продолжать, вспоминая о вкладе выдающихся педагогов Дагестана , которые «несли свет» знаний в дагестанские города и аулы?

— Думаю, что это прекрасная идея, которую очень профессионально и с большим творческим подъемом проводит Академия «Каспий».

 

Беседовал Эдуард Эмиров