Жизнь с большой буквы

Ежегодно издаются сотни библиографических книг, это не может не радовать мыслящего человека, потому что каждая из них занимает свое место, обогащая нашу жизнь новыми именами, событиями, мышлениями… Во всех есть частица истины, которая помогает сопоставлять факты, анализировать, чтобы понять период времени в котором жил наш современник.

Итак, в этом году издана книга «Счастье служить людям». Название книги само говорит за себя. В книгу вошли очерки, рассказы и поэтические произведения, посвященные Перзият Курбановне Багандовой, известному государственному и общественно-политическому деятелю, предпринимателю и меценату. Авторы, составившие книгу материалов – ее единомышленники, коллеги, земляки с благодарностью рассказывают о ее незаурядной, талантливой личности и о том большом вкладе, который она внесла в духовную и социально-экономическую жизнь республики. Книга – своеобразное свидетельство эпохи, издана к юбилею Перзият Багандовой.

Она никак не могла остаться незамеченной. Объемная, масштабная работа, которая раскрывает ключевые события жизни, показывающие ее личность и силу духа. Биография Перзият Курбановны – это служение людям и долгу. И в ней, как в зеркале отражаются ее идеалы, мысли…

Видимо, испытания закаляют сильную личность. Да, она пробивалась в жизни сложным, тернистым путем, подсказывающим как нужно выстоять под ударами судьбы. Она всегда вносила живую струю в деятельность, где бы не трудилась. Жизнь нередко проверяла ее на прочность и всякий раз она одерживала верх пропуская все хорошее и плохое через свое сердце.

Мы знаем, что жизнь устроена так, что достоинство государства зависит от людей, образующих это государство. И самая главная ценность – человек созидающий, преобразующий его новыми мыслями и идеями.

Я думаю, что все этапы ее жизни в одной статье полностью невозможно раскрыть, потому что слишком она насыщена событиями, фактами. Чтобы как-то понять ее образ – нужно взять любой отрезок времени из ее биографии. На мой взгляд один из плодотворных периодов ее работы, когда она была министром социального обеспечения Дагестанской АССР – министром социальной защиты населения Республики Дагестан. Тем более нужно отметить, в то время, она была единственным руководителем отрасли в Российской Федерации, награжденная Орденом Дружбы. Ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РД». Старшее поколение хорошо знает, что в Советское время за красивые глаза не награждали.

В своей статье я хочу дать слово тем сотрудникам, которые работали с ней, могут дать достоверную информацию и раскрыть «кухню» министерства.

31 июля 2024 года в Русском театре отметили юбилей Перзият Курбановны и провели презентацию ее книги «Счастье служить людям». На вечере было сказано много добрых слов в ее адрес, обстановка вечера была теплая, непосредственная, было море цветов… Это была настоящая встреча, соратников и близких. Радость не описать. Встретились люди, которых жизнь раскидала в разные стороны.

 

В своем выступлении на презентации Ханича Ибрагимова, руководитель органа соцзащиты Левашинского района сказала: «Грянула перестройка, и вся устоявшаяся на тот момент система соцобеспечения оказалась абсолютно неприемлемой. В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране, с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания значительной части населения, расслоения общества, ростом числа безработных, появлением беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства, очень остро встала проблема обеспечения социальной защищенности граждан. Люди оказались без работы, средств к существованию, без жилья и т.д. Стало очень понятным, что в этой обстановке необходимо было поменять компетенции, функции службы социального обеспечения республики, реорганизовать их в соответствии со сложившейся ситуацией. Счастьем для дагестанского населения оказалось то, что в тяжелое время руководство министерства осуществляла женщина, хорошо видевшая и понимавшая ситуацию – Перзият Багандова».

 

В своей статье «Одна из лучших дочерей Дагестана» Маина Абдулмуталибова, руководитель социальной защиты населения Сулейман-Стальского района пишет: «Скупимся мы на доброе слово и не всегда ценим людей по достоинству. Я хочу при жизни отдать должное этой прекрасной женщине, матери, известному политику, яркому представителю дагестанцев, большому патриоту. Не всегда работники тепло отзываются о своих бывших руководителях, а я могу похвастаться, что имела честь работать с Перзият Курбановной, когда она была министром».

В продолжение своих мыслей Абдулмуталибова пишет: «…Перзият Курбановна умела увлекать людей новой созидательной идеей, делом, советом, предложением. Хочется особо отметить, что с ее приходом начался новый этап в развитии социального обеспечения граждан республики. В лихие 90-е годы происходили всевозможные изменения в структуре и функциях министерства, появились новые обязанности…».

Те же мысли продолжает заместитель министра Магомед Мусилов: «С ее приходом многое изменилось, работа стала более эффективной. Те проблемы, которые раньше не находили решения, теперь решаются. Если не решался вопрос на уровне Совета министров, она не постесняется, зайдет к Председателю, а если надо, то и в Москву обратится. Она сумела добиться выделения зоны отдыха на побережье Каспийского моря. Там мы разместим сборно-щитовые дома для летнего отдыха инвалидов…».

С ней работали люди, преданные своей работе – милосердные.

 

Ахмед Рашидов, начальник отдела министерства, заслуженный работник социального обеспечения России в своей статье «Бескорыстное участие в жизни людей», пишет: «…Однажды Перзият Курбановна спросила меня: – Сколько инвалидов лежат в четырех стенах и смотрят в потолок, не имея возможности выйти на улицу за неимением коляски?». Я ответил, что не знаю, потому что такой учет не велся и никто такой вопрос не ставил. А нуждаемость в кресло-колясках определялась врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), а они такой учет тоже не вели. Даже принятые на учет инвалиды годами не обеспечивались колясками из-за ограниченности финансовых средств для их приобретения. Багандова за тот сложный год решила эту застарелую проблему. По обращению министра Кизилюртовский завод фосфорных солей выделил средства и было закуплено 120 колясок, а еще 240 колясок Перзият Курбановна приобрела из управления соцобеспечения Краснодарского края, обратившись телеграммой к Председателю Правительства России Силаеву и Краснодарский крайком партии».

Продолжая свои мысли Ахмед Рашидов, пишет: «Махачкалинское протезно-ортопедическое предприятие подчинялось Ростову-на-Дону и недостаточно обеспечивалось необходимым оборудованием и комплектующими материалами. Министру, с большим трудом, удалось перевести его в ведение Министерства соцзащиты Дагестана. Вследствие нехватки оборудования предприятие не могло своевременно изготовить протезы для конечностей инвалидов, и им приходилось месяцами ожидать в очереди. Для решения этой проблемы Багандова выехала за границу, и был подписан договор с немецкой фирмой «Отто-Бок» на 480 тысяч немецких марок для поставки оборудования».

На юбилейном вечере Ирина Гусейнова, заместитель министра соцзащиты Дагестана, сказала: «В министерстве социальной защиты появились новые направления работы, связанные с социализацией взрослых и детей, попавших в острые жизненные ситуации. Багандова пригласила меня на работу в министерство… Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (Махачкала) является и сегодня базовым и опорным стационарным социальным учреждением, осуществляющим социально-медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями с заболеванием детским церебральным параличом.

По словам Ирины Александровны в 90-е годы успешно развивалась сеть социальных учреждений республики, в которых нуждалась значительная часть населения, особенно семьи с детьми. Становление и развитие социальных учреждений для безнадзорных несовершеннолетних в Республике Дагестан состоялось до появления соответствующих нормативных документов в России. Жизнь заставляла идти на шаг впереди. Мы открыли в 1991 году и ныне действующий приют для бездомных людей старшего поколения. Для работы в Министерстве нужны были высококлассные специалисты-профессионалы.

Как эта проблема решалась Лидия Григорьева, заведующая Общим отделом Минсоцзащиты РД в своей статье «Высокий профессионализм и человечность», пишет: «Для получения профильного образования были открыты заочные отделения в финансовом техникуме Махачкалы (среднее экономическое образование), а также в Армавирском техникуме (среднее юридическое образование). Обучение кадров шло постоянно: семинары, обеспечение нормативным материалом, направление на курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург и многое другое…».

Лидия Григорьева отмечает: «Еще помню, как благодаря ей было осуществлено следующее:

Поездка в Германию в целях приобретения оборудования для протезно-ортопедического предприятия.

Отправка участников ВОВ в хадж за счет внебюджетных средств министерства.

Отправка группы круглых сирот в турпоездку в США, и последующая встреча с ними в министерстве. Об этой встрече до сих пор помнят ее участники и говорят, что это в корне изменило их жизнь.

Полная компьютеризация работы всех звеньев соцзащиты республики.

Учреждение и выпуск газеты «Социальная защита».

Выступления по телевидению работников для разъяснения возникающих вопросов.

По согласованию с Председателем Правительства Абдуразаком Мирзабековым за счет сэкономленных бюджетных средств, были улучшены жилищные условия 8-ми работникам министерства. Вопросы обеспечения жильем соцслужащих не решались десятилетиями, и лишь благодаря заботе и ходатайству Багандовой они были решены».

Продолжая свои мысли, Лидия Григорьева, пишет: «В Министерстве соцзащиты России, как одна из лучших, не раз отмечалась деятельность Министерства Республики Дагестан и его министра. Следует отметить, что она буквально подтянула коллектив министерства, из него ушла серость и обыденность, все работали с полной отдачей и на совесть, зная, что делают нужное, богоугодное дело».

В 90-е годы некоторые СМИ писали, что вот-вот начнется голод, люди волновались, особенно в интернатах, домах престарелых. И когда Перзият Курбановна приходила туда, интересовалась, как дела, старики отвечали: «Смерти ждем, доченька…».

В те годы не разрешалось ничего оплачивать наличными, только перечислением. Приходилось, конечно идти на риск.

Из рассказов Перзият Курбановны был такой случай: «Перечислила как-то совхозам Бабаюртовского района деньги, чтобы купили бензин и провели посевную. А в договоре прописали, что долг нам вернут зерном. Отвезли зерно на Шамхальский комбинат, перемололи, муку распределили по соцучреждениям. Я сказала руководителям: «Пеките хлеб сами». Позднее провели масштабный телемарафон – объявили сбор средств на ремонт социальных объектов. А еще создали фонд социальной поддержки помощи при министерстве и на средства этого фонда открыли промтоварный банк».

В те годы были дополнительно открыты пять новых по направлениям социальной помощи учреждений: приют для несовершеннолетних, для бездомных взрослых, центр социальной реабилитации детей, больных церебральным параличом, центр социальной помощи семье и детям, кризисный центр для женщин. Было открыто более 60 центров надомного обслуживания инвалидов в городах и районах».

Ханича Ибрагимова сказала: «…По личной инициативе министра внедрялись различные нестандартные формы социальной помощи населению по реабилитации инвалидов, в том числе оказания материальной помощи этим лицам. Так, впервые «завели» сберегательные книжки с первоначальным взносом всем детям-сиротам, добились выдачи земельных участков семьям, на попечении которых были дети-сироты. Также организовались телемарафоны и другие формы привлечения средств, в т.ч. обращения к людям, ведомствам, организациям и учреждениям, которые были в состоянии оказать помощь.

Ахмед Рашидов отмечает: «Впервые в истории Дагестана для изучения опыта работы Министерства социального обеспечения республики из Москвы приехала Министр социального обеспечения России Элла Александровна Панфилова. В сопровождении Председателя Правительства РД Мирзабекова Абдуразака Мардановича Панфилова и Багандова на вертолете вылетели в Бабаюртовский район и г. Дербент, где посетили социальные учреждения. На заседании коллегии министерства Панфилова высоко оценила работу наших социальных служб и работу Багандовой, сказав, что многому научилась у Перзият Курбановны. Позже для изучения опыта к нам приезжали коллеги из других регионов России».

Все новые начинания в социальной сфере начинались с нашей республики, потому что во главе министерства был руководитель, ищущий и идущий навстречу проблемам населения.

Например, открытие специальности «Социальная работа» в ДГУ связана с ее именем.

Приказом Комитета по высшей школе Миннауке России от 6 июля 1992 года № 142 утверждено направление новой специальности 521100 «Социальная работа» (уровень бакалавра) обучение 4 года. С этого дня министр социальной защиты Перзият Багандова начала поиск ВУЗа в Дагестане, который взялся бы за подготовку специалистов для системы социальной защиты населения. Инициатива министра нашла свою реализацию в ДГУ.

1993г. – первый прием – 25 студентов, 1994г. – второй прием – 31 студент, 1995г. создание социального факультета ДГУ. И первым деканом этого факультета стал Магомед Рамазанов.

Сегодня социальный факультет самый востребованный в республике – каждый человек хочет совершить добро, чувство милосердия впитывается ребенком с материнским молоком. Чтобы подтянуть престиж специальности, думаю можно утвердить именную стипендию имени Перзият Багандовой.

Вопросы социальной защиты населения должны быть приоритетным в республике, потому что мы социальное государство, с высокой нравственностью.

По словам сотрудников министерство в ее бытность пользовалось большим авторитетом среди жителей республики. В этом успехе ее роль, как руководителя, была очень велика, а социальная служба Дагестана по сопоставляемым показателям с 80 места по России вошла в первую пятерку.

Уроки ее жизни и «Школа Перзият Багандовой» и сегодня действует в разных социальных структурах в республике. Феномен ее работоспособности, личности еще подлежит изучению. Она – неутомимый труженик, патриот своей Родины, у нее много государственных и общественных наград. Она человек, который по Божьей воле, родилась в нужное время и в нужном месте на благо Отчизны.

В народе есть поверье, что каждого человека Бог одарил определенными способностями, наклонностями, а все остальное от человека, от мироощущения и познания окружающей среды.

Перзият Курбановна из тех, для кого чувство исполненного долга – смысл жизни.

 

Патимат Тазаева