Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход цивилизационного развития Дагестана.
Исследование особенностей и этапов развития дагестанской цивилизации имеет важное значение в научном и практическом отношении. Уникальность и своеобразие Дагестана в том, что этот регион несет в себе черты цивилизаций Востока и Запада. Сравнительное освещение исторического прошлого Дагестана с окружающими регионами, сопоставление выявленных на территории региона разнообразных памятников с аналогичными в различных зонах позволяет показать как общие, так и особенные черты и этапы дагестанской цивилизации.
Под цивилизацией некоторые исследователи понимают устойчивый в своих основных типологических чертах и архетипах духовный, социокультурный и хозяйственный этнорелигиозный комплекс. Его системообразующие факторы: религиозно-нравственное мировоззрение, символическое пространство, природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования, формы государственно-политической организации, самоуправления, правоотношений и способов социокультурной коммуникации.
Своеобразие дагестанской цивилизации было отмечено в литературе еще в XIX в. В своих путевых заметках, опубликованных в 1870 году, Н.И. Воронов писал: «Страна эта представляет замечательный, в высшей степени своеобразный мир, и в общих чертах и в мелочах, сложившийся по одной мерке, по одному идеалу, так что не будет натяжкой приписать ему обладание своего рода цивилизацией».
Вопрос о дагестанской цивилизации, поднятый еще в XIX в., не стал предметом исследования до последнего времени. И только на рубеже XX-XXI вв. стали говорить о цивилизационном подходе при изучении региональных и национальных историко-культурных систем.
В советскую эпоху цивилизационный подход противоречил задачам создания единой культурной общности, поэтому все национальное, региональное подлежало унификации.
В 90-е годы XX века обозначались первые шаги применения цивилизационного подхода к истории Кавказа при сохранении системного анализа, характерного для исследований в рамках формационной методологии.
Новые и новейшие археологические исследования на территории Дагестана во многом изменили прежние представления о ранних этапах истории дагестанского общества и его культуры. Современная методика научного поиска, археологические, этнографические и лингвистические изыскания дагестанских ученых значительно отдалили в глубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, сложений цивилизаций.
Дагестанская цивилизация – это органическое стяжение традиций доисламского периода, воспринятого опыта высокоразвитого арабо-мусульманского мира и начавшейся во второй половине XIX в. ориентации дагестанской культуры на Европу.
Для исследования вопросов генезиса и развития дагестанской цивилизации важное значение приобретают археологические материалы о древнейших следах культуры на территории края, о возможности последовательной смены различных этапов общества.
Из историко-культурных областей непосредственный интерес при освещении темы дагестанской цивилизации представляет Закавказье, непосредственно примыкающее и порою входящее в переднеазиатский очаг человеческой цивилизации. Поэтому особенности цивилизационного развития Дагестана в различные эпохи могут быть плодотворно освещены в сопоставлении с развитием Передней Азии, Закавказья обществ, которые имели близкие связи и параллели с древнейших времен. Занимая промежуточное положение между Передней Азией и Северным Кавказом, закавказские общества играли весьма важную роль в распространении воспринятых у ближневосточных цивилизацией достижений другими, отдаленными от него регионами, в частности, с Дагестаном. Древнейшая цивилизация, которую условно называют дагестанской по территориальному признаку местонахождения ее памятников, имеет глубокую историю.
Как считают археологи, палеолит Дагестана обнаруживает значительное сходство с синхронными культурами Закавказья, Северного Кавказа и Восточного Средиземноморья.
Исследователи акцентируют внимание на сравнительном изучении памятников последующих эпох на территории Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана и отмечают, что памятники неолита, энеолита, бронзы дагестанского происхождения вполне вписываются в хронологические рамки культурно-исторического развития всего Кавказа.
Дагестан – древнейший очаг возникновения и развития земледелия и скотоводства, металлургии и металлообработки, один из мировых очагов развития террасного земледелия. Палеоботанические обследования дали возможность предположить, что наряду с переднеазиатским очагом земледелия к древнейшим очагам земледелия может быть отнесен и Дагестан. Когда крупнейший ученый XX в. акад. Н.И. Вавилов писал о Дагестане, как об одном из очагов земледельческой культуры, под этим он подразумевал и дагестанскую цивилизацию. В экономике неолитических племен Дагестана четко фиксируется возрастающее значение земледельческо-скотоводческого хозяйства. В эпоху энеолита земледельческо-скотоводческое хозяйство становится основой экономики дагестанских племен.
Исследователи отмечают, что «культурно-историческое развитие раннеземледельческого общества Северного Кавказа эпохи ранней бронзы соответствует уровню развития сопредельных областей Кавказа и Передней Азии, находящихся на этапе формирования цивилизации. Культурно-историческое развитие раннеземледельческого общества Северо-Восточного Кавказа шло по переднеазиатскому пути, при котором оно завершается, как правило, сложением классового общества и цивилизации. Однако процесс становления на Северо-Восточном Кавказе классового общества и формирования ранней цивилизации не получил закономерного завершения.
Наблюдения исследователей над эволюцией дагестанской материальной культуры с середины II тысячелетия до н.э. до VII в. до н.э. показывают, что в ее развитии прослеживаются закономерности, присущие культуре соответствующих хронологических этапов сопредельных областей Кавказа.
Уже в VII-IV вв. до н.э. успехи в развитии земледелия, скотоводства и различных отраслей промыслов и ремесла, особенно в освоении производства железа привели к разложению первобытно-общинных отношений и формированию социальной организации нового облика дагестанского общества.
Если в странах Передней Азии и Ближнего Востока основой цивилизации стала бронза, то на территории Северо-Восточного Кавказа железо легло в основу прогресса культуры и экономики, которая привела к классообразованию и формированию государственности. На это время выпадает напряжение, созданное скифскими походами и столкновение местных племен с ираноязычными кочевниками и позже, как полагают, и участие предков современных дагестанских народов в походах скифов в Переднюю Азию.
В общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н.э. здесь существует один центр государственности и классового общества – Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья — древняя Колхида; в эллинистическое время — остальные районы этого региона — Иберия (современная Восточная Грузия и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).
Кавказская Албания — первое полиэтническое образование предков современных народов Дагестана, сыгравшее важную роль в истории народов Кавказа и Передней Азии.
Немаловажную роль в историко-культурной, хозяйственно-экономический и социальной жизни дагестанского общества сыграл ряд внутри- и внешнеполитических факторов, прежде всего нахождение Дагестана в сфере персидской цивилизации, а позже, с середины VII в. — арабской.
В V-X вв. Дагестан не представлял единого, этнополитического целого. На его территории существовало несколько небольших государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Хайдак (Кайтаг), Гумик (Кумух), Филан, Джидан, Зирихгеран и др. По своему составу они были преимущественно моноэтническими единицами. В истории Дагестана особое место занимали образования другого типа, которые были известны в литературе XIX в. как «вольные общества», а с 50-х г. XX в. как союзы сельских общин. Параллельное существование государственных образований монархического типа и практически независимых от них союзов сельских общин, сформировавшихся по территориальному принципу, свидетельствует об общей синхронности исторического развития дагестанских горцев в средние века и последующие столетия. На территории Дагестана были известны десятки союзов. Это редкостный для истории феномен свободного и равноправного сосуществования государственных образований разных типов и форм многочисленных народов и этнических групп, осознание ими при имеющихся различиях своего единства, неразрывности исторических судеб – определяющая черта дагестанской самобытности, это завет дагестанской цивилизации. Федерации и конфедерации сельских общин сыграли огромную роль в истории дагестанских народов, способствуя, прежде всего, раскрепощению человека.
Основой дагестанской цивилизации являлась сельская община — аульский джамаат, который воплощал многое: низовая форма народной демократии, форма местного общественного самоуправления, народное собрание, где реализовались свобода слова, свобода мировоззрения. Джамаат формировал гражданские отношения и правовые нормы, создаваемые самим народом.
Дагестанская сельская община брала на себя также и функции государства и тем самым приобретала и политический суверенитет. Это во многом обусловило своеобразие исторического пути Дагестана, на протяжении веков формировало уникальность общественного поведения.
Одной из социально значимых ценностей дагестанской цивилизации является обычное право — адат. Адат — норма неписаных законов. Возникновение некоторых дагестанских адатов относится к эпохе бронзы. При сложной социальной культуре, резко возросшей производительности труда, в условиях военных столкновений общество нуждалось в определенных сводах правил общественного бытия. Раз установившись, адат переходил к десяткам последующих поколений почти без изменений.
Касаясь вопроса об искусстве горного домостроительства в Дагестане, этнограф Н.И. Воронов писал о «своего рода дагестанской цивилизации». Строительное дело и архитектура поселений горного Дагестана представляют как весьма самобытное явление. Будучи на Кавказе одной из важнейших областей круглоплановой архитектурной традиции, горный Дагестан характеризует ее своеобразное локальное развитие.
В раннем средневековье влияние тюркской цивилизации в Дагестане, особенно в восточной его части, было значительным. С севера наступали кипчаки, с юга — сельджуки. Усиление тюркского влияния способствовало дальнейшему упрочению позиций ислама. Распространению тюркского влияния в Дагестане содействовали и монгольские завоевания. Влияние тюркского мира и тюркской цивилизации отразилось в письменных, устных материалах, а также топонимике.
Уже в X-XI вв. возникли первые образцы собственно дагестанской литературы. В конце XI в. житель Дербента Мухаммед, сын Муссы ад-Дербенти создал крупный трактат-энциклопедию суфийских терминов под названием «Райхан ал-хакаик ва бустан аддакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»). В начале XII в. житель Дербента (имя его осталось неизвестным) сочинил крупный исторический труд «История Ширвана и Дербента». В начале XIV в. создан свод различных исторических рассказов под общим названием «Тарих Дагестан». Его составитель — Мухаммед Рафи. В середине XV в. в Кумухе Ахмед, сын Ибрагима ал-Иамани сочинил этикодогматический трактат «Вакф ал-Мурад» («Соответствие предмету желанием»). Дагестанская литература X-XV вв. на арабском языке отличалась, таким образом, своим жанровым разнообразием.
В XV в. ислам стал уже государственной религией почти во всем Дагестане. Неизбежным спутником исламизации было создание мечетей и мусульманских учебных центров (медресе, мектебы). Арабский язык и литература к концу XV в. получили широкое распространение.
Дагестанская цивилизация испытала влияние и Российской, которая складывалась и развивалась в тяжелых условиях. Российское государство возникало и развивалось как многонациональное. Хотя присоединение новых земель и некоторых народов носило мирный характер, присоединение же Северного Кавказа, в том числе и Дагестана к России, произошло разными путями.
Дагестанские народы в составе России сохраняли ограниченное местное самоуправление с элементами государственности, с учетом национальных и религиозных традиций.
Дагестан, как часть России, был втянут в русло модернизации, начало которому положило капиталистическое развитие. Фабрично-заводские товары российских губерний вытесняли с рынка изделия дагестанских кустарей и, горец «переряжается из своего национального костюма в костюм европейского лакея».
Во второй половине XIX – начале XX в. Российская империя оказалась местом пересечения всех общественных противоречий, которые были свойственны тогдашнему обществу.
Образование СССР создало условия для развития народов, входивших в его состав. Ускоряется процесс культурного развития. Вместе с тем разрушаются и разграбляются сотни мечетей, сжигаются арабистские библиотеки, преследуются духовные деятели.
Перекосы имели место и в государственной политике. Игнорировались потребности социально-экономического, культурного развития как некоторых народов республики, так и этнических групп.
На современном этапе борьба различных геополитических тенденций, теорий общественного развития во многом определят развитие как мировой, так и локальных цивилизаций, в том числе и дагестанской.
Перестройка, демократизация и гласность высветили ряд вопросов, на которые раньше мало обращалось внимание. Это, например, вопросы языка, развитие национальной культуры.
Однако в целом состояние образования, культуры характеризуется недостаточным финансированием, ухудшением материально-технической базы образовательных и культурных учреждений. Зато основательно спонсируются и финансируются мечети.
Прав Расул Гамзатов, который с сожалением говорил, что «сегодня церкви, мечети, все религии присоединены к государству, а культура, искусство оторваны и отброшены от него».
Возрождение дагестанской цивилизации только через религию было бы слишком наивно. Мечети, церкви материально надо поддерживать, верующим людям, священнослужителям надо помогать. Но нельзя позволить переходить ту грань, которая отделяет светское общество от религиозного. Во всех цивилизованных странах религия отделена от государства, и это положение считается естественным всеми слоями общества, в том числе и религиозными деятелями.
Дагестанская цивилизация еще обладает запасом прочности. Она неоднократно впадала в кризисы, но из них выходила окрепшей. Она сохраняет и умножает свою самобытность, опираясь на общедагестанскую идею, межнациональное согласие в конфликтах, спорах.
Высоко отзывался о дагестанской цивилизации диктор популярной во Франции телевизионной программы «52 минуты» Жан Бертолино. По его словам, Дагестан «единственный многонациональный регион на Европейском континенте, где мирно сосуществуют несколько десятков национальностей. Уникальность подобного сообщества многими еще не осознана. Не побоюсь заявить о том, что это бесценное достояние мировой цивилизации…Мне кажется, что пример Дагестана мог бы послужить добрым уроком для всей Европы».
Из всего сказанного вытекает, что Дагестан внес в мировую цивилизацию свой неповторимый элемент. И выдвижение на повестку дня проблемы изучения дагестанской цивилизации является актуальной задачей не только на современном этапе развития нашего края, но и на перспективу.
В современной геополитической ситуации важно сохранить единство Дагестана, быть в составе России, дальнейшее укрепление связей с народами Северного Кавказа и Закавказья. У России были, есть и останутся свои интересы на Кавказе, в частности, в Дагестане, и они совпадают с интересами каждого дагестанского жителя. Это в свою очередь и впредь будет способствовать взаимообогащению дагестанских народов, их поступательному цивилизационному развитию.
В современной нестабильной и неустойчивой жизни важное место занимает процесс самоидентификации общества, осознания своей сущности, особенностей, места в мировом сообществе.
Цивилизационный подход в современном, сложном, меняющемся мире очень важен для каждого гражданина в качестве мировоззренческого компонента. Современный человек должен представлять мир в его реальной многоцветной палитре. Миропонимание, основанное на признании многовариантности развития, уважение к иному образу жизни и иным ценностям особенно важно для Дагестана, общественная ткань которого всегда отличалась сложностью и многообразием.
Магомед Гасанов,
заслуженный деятель науки РФ и РД