Практико-ориентированное обучение  

В Сергокалинской школе №1 прошли два взаимосвязанных мероприятия-конкурс детского рисунка и семинар для учителей предметов «Рисование» и «Труд» по теме «Метапредметные подходы на уроках рисования и труда». И были они посвящены выдающемуся педагогу, бывшему директору Сергокалинского педучилища и завучу этой школы Идрису Абакарову.

В своем вступительном слове директор Академии «Каспий», профессор Магомед Абакаров разъяснил понятие «метапредметный подход в образовании». По его мнению, правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ФГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, мы должны ответить на три вопроса:

Первый — «Зачем знать и уметь?». То есть, присутствует ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.

Второй — «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников.

Третий — «Как это применить?». Другими словами, речь о практико-ориентированности.

На метапредметных уроках школьники развивают разносторонние навыки, важные не только для учебы, но и для жизни.

Обращаясь к учителям, он сказал, что они должны достичь активного участия учащихся на уроке. Это, во-первых. Второе. Развитие навыков. Третье. Сотрудничество: Ученик должен активно сотрудничать с одноклассниками, обмениваться мнениями и идеями. Работа в команде помогает лучше понимать материал и развивать коммуникативные навыки.

Преподавание данных предметов на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни.

Магомед Идрисович отметил, что Академия «Каспий» проводила семинары по этой тематике в 2017 и в 2022 годах. Тогда ставилась задача — помочь педагогам сформировать творческий подход, эстетическое отношение к действительности в процессе преподавания этих предметов. Многое из этого актуально и сегодня, однако время не стоит на месте, сегодняшний семинар посвящен актуальным вопросам обновления содержания предметов с акцентом на метапредметный подход.

Он пожелал участникам семинара активной и плодотворной работы и выразил надежду, что учителя–практики района поделятся своим опытом преподавания. Тогда эта работа будет взаимополезной.

С основным докладом — о преподавании учебного предмета «Труд (технология) в условиях внесения изменений в ФОП ООО» выступила, учитель школы № 18 Рамазанова г.Махачкалы, отличник образования РФ, член Общественно-консультативного Совета Академии «Каспий» Атикат Магомедова.

Она проинформировала, что важным элементом этих изменений стало трудовое воспитание. Теперь для привлечения учащихся к труду разрешение родителей не требуется. В пояснительной записке указано, что закон принимается «в целях усиления роли труда в воспитательном процессе».

Сравнивая федеральную рабочую программу по предмету «Технология» и новую программу по предмету «Труд», она выделила несколько ключевых отличий. Во-первых, это статус программы: теперь она обязательна к применению наряду с такими стратегически важными предметами, как русский язык и литература, история. Это поднимает статус предмета на новый уровень и привлекает к нему больше внимания со стороны родителей, общественности и методических служб.

В первом-четвертом классах на уроки труда отводится один час в неделю, в пятом-седьмом — по два часа, а в восьмом-девятом классах — один час.

Учебный процесс будет включать обязательные и вариативные модули.

Обязательные модули включают:

— Производство и технологии

— Технологии обработки материалов и пищевых продуктов

— Компьютерная графика и черчение

— Робототехника

— 3D-моделирование, прототипирование, макетирование

Вариативные модули могут включать:

— Автоматизированные системы

— Животноводство

— Растениеводство

Разница между трудом и технологией заключается в том, что цель уроков технологии не просто создание поделок, а обучение детей общим принципам работы с различными материалами и технологиями.

Содержание курса также претерпело изменения. Оно стало более практико-ориентированным. Критические замечания, высказанные в адрес прошлогодней программы, были учтены. Первый модуль «Производственные технологии» был значительно переработан. Теоретические аспекты, которые ранее занимали много времени, теперь интегрированы в практико-ориентированный модуль обработки материалов и пищевых продуктов.

Модули, связанные с черчением и основами графической грамоты, были расширены, а в разделе «Робототехника» появились новые темы, такие как беспилотные летательные аппараты. Увеличилось количество часов на изучение беспилотных летательных аппаратов и программирования. Ученики теперь не только программируют, но и конструируют свои модели, что способствует воспитанию человека труда.

Как подчеркивают специалисты, новые особенности уроков труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с различными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении.

О роли учителя в формировании метапредметных компетенций говорила также руководитель практики Махачкалинского гуманитарного колледжа Саида Шейхова. Преподаванию изобразительного искусства и технологии как фактору формирования мировоззрения учащихся в развитии культуры в обществе посвятила свое сообщение замдиректора по научной работе Республиканского лицея для одаренных детей, кандидат искусствоведения Разитта Гаджиханова.Директор Мамедкалинской художественной школы, заслуженный деятель искусств РД Гамзат Гусейнов говорил о роли музеев в реализации творческих способностей ребенка для дальнейшей их реализации средствами «Изобразительное искусство» и «Технология». «Использование возможностей образовательных программ для проведения дополнительных занятий культурно-просветительской направленности по освещению героических страниц истории народов России, в том числе Дагестана». Так озаглавил свое выступление профессор ДГПУ, заслуженный деятель искусств РФ, Почетный педагог-наставник Хан Баширов.

В ходе состоявшейся дискуссии обращалось внимание на важность сетевого взаимодействия между школами. Если в какой-либо школе не хватает инструментов или материалов для реализации программ по робототехнике или другим направлениям, это можно компенсировать за счет сетевых договоров с организациями дополнительного образования.

Это могут быть IT-кубы, точки роста и другие образовательные учреждения, которые помогут реализовать программу по труду. Главная задача — перейти от описательного характера обучения к практическому: чтобы дети работали руками и выполняли реальные задачи. И был сделан вывод, что основным методом, предложенным в новой программе, станет метод проектной деятельности.

Затем состоялось подведение итогов финала конкурса рисунка памяти Идриса Абакарова, которое прошло под девизом «Творчество рождается в детстве». Важнейшей задачей конкурса является — развитие творческого потенциала и национальной идентичности учащихся, а также реализация творческих способностей учащихся средствами предмета «Изобразительное искусство».

Председатель жюри конкурса Гамзат Гусейнов отметил, что «самое главное пусть царит дух творчества. Даже если вы не займете призового места, участие в конкурсе повлияет на духовное развитие детей. Все дети талантливы». Член жюри, руководитель практики Махачкалинского гуманитарного колледжа Саида Шейхова поблагодарила организатора конкурса — Академию «Каспий», его руководителя Магомеда Абакарова. Она также оценила труд учителей, подготовивших ребят. Подводя итоги конкурса, Гамзат Гусейнов отметил, что перед жюри стояла непростая задача по определению лучших работ. Критериями оценки стали соответствие тематике выбранной номинации, глубина раскрытия темы, аккуратность исполнения, соблюдение всех требований к оформлению работы.

Затем прошло торжественное награждение победителей и призеров конкурса грамотами и денежными призами. А участники семинара учителей получили сертификаты

 

Эдуард Эмиров