Академия «Каспий» уже давно стала своего рода дискуссионной площадкой по вопросам, связанным с образованием и воспитанием подрастающего поколения. К участию в разговоре приглашаются эксперты, специалисты в самых различных областях. В последнее время все чаще Академия проводит мероприятия военно-патриотической направленности. И неизменным их участником является Председатель Общественно-консультативного Совета Академии «Каспий», профессор ДГПУ, заслуженный деятель искусств РФ, Председатель Союза музыкантов РД Хан Мирзаханович Баширов.
Предлагаем его мнение по этой тематике.
— Мне в жизни часто приходится встречаться с молодежью. Эти встречи всегда носят демократичный характер. Вопросы задаются самые разные. Если раньше часто задавались вопросы типа: «А почему дагестанцев стали меньше призывать в Вооруженные силы?», «А куда делись такие понятия, как «патриотизм» и «интернационализм»? «Почему центральные СМИ так усердно муссируют термин «лица кавказской национальности»? Сегодня такие вопросы молодые люди уже не задают – СВО на Украине стала своего рода индикатором патриотического воспитания молодежи. Вопросы стали более углубленными и продуманными.
Самые любопытные сверяют собственное восприятие этих событий с моим мнением. Я сравниваю советский период и сегодняшнее время, и всячески пытаюсь демонстрировать свою осведомленность, отвечая на те или иные вопросы. Но наличие и качество вопросов не меньше характеризует подготовленность аудитории. Вместе со мной на этих встречах часто бывают руководители общественных организаций патриотической направленности, в том числе новых организаций , инициированных после начала специальной военной операции. Это Комитет семей воинов защитников Отечества, ДРОО « Сила в единстве». В них входят матери и вдовы, погибших наших ребят на Украине. Можно только восхищаться мужеством и стойкостью этих женщин-горянок, которые находят силы вести эту патриотическую работу. Могу назвать имена Председателя ДРОО «Сила в единстве» Патимат Пайзулаеву, вдову погибшего воина Загидат Ахмедханову, учителя школы №17 Махачкалы, мать воина, также отдавшего жизнь на Украине. Большую работу проводит Интизар Мамутаева, Председатель Комитета семей воинов Отечества.
Да, страна у нас большая, много различных субкультур, самосознаний. Но сегодня у нас одна задача –суверенность страны и защита Родины. И каждый политик, общественный деятель должен вносить свой вклад в это дело.
И еще. Понятие «патриотизм» невозможно отделить от другого слова «интернационализм». Из всех критических ситуаций в период возрождения идей патриотизма и интернационализма республика выходила обновлённой. Рост национального самосознания молодого поколения повышает чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Республика смогла показать пример единства всех дагестанских народов в деле защиты целостности Российской Федерации, когда противостояла тем силам, которые стремились отторгнуть Дагестан от России в период Чеченской войны 1994-1996г.г., и дать решительный отпор бандитским формированиям в августе – сентябре 1999г. В этом народам Дагестана помогло осознание себя гражданами и патриотами Российского государства, проживающими в Республике Дагестан. И сегодня дагестанцы показывают пример стойкости и приверженности патриотическим чувствам на поле боя во время СВО.
В идеологической работе молодёжи основным является преемственность поколений. Молодое поколение должно знать героическую историю своей страны. Процесс духовного объединения сложен, но предпосылки для этого имеются. Забвение гражданского воспитания молодёжи и патриотических традиций, разрыв поколений в годы реформ 90-х годов лишили молодёжь духовно-нравственной основы. В первые годы независимости России «патриотизм» вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму.
Образовавшийся вакуум в воспитательной работе, особенно в школах и вузах, привел к деградации ценностей молодёжи. Неопытная, духовно ещё не окрепшая, находящаяся на стадии становления личности, наша молодёжь в период «перестройки» сильно пострадала.
Большая ответственность в этом возлагается на средства массовой информации, которые являются мощными рычагами воздействия на общество, особенно на молодое поколение.
В этом смысле хочу поблагодарить ГТРК «Дагестан», особенно редакцию радиовещания на русском языке во главе со ст.редактором Бидернисе Гусейновой, коллектив редакции «Дагестанская жизнь», руководимой известным журналистом и редактором Гусейном Кабардиевым.
Эти редакции многое делают для искоренения идеалов западного образа жизни, в результате чего происходит отчуждение от норм морали, нравственности, возникновения амбиций, вседозволенности и безнаказанности,пропаганды культа обогащения, воспринимаемого многими как самоцель. Сегодня есть еще опасность культивирования бездуховности, которая усугубляется тем, что книги, песни, кинофильмы об истории нашей страны вытесняются зарубежными боевиками, бестселлерами и другой печатной продукцией, пропагандируется насилие, эгоцентризм и низменные чувства.
До недавнего времени все советское и в последующем российское подвергалось остракизму. Всякая попытка отстоять героическую и правдивую историю народов нашей страны подвергалась критике со стороны так называемых «демократов». Шла и по сей день идёт фальсификация причин, целей и итогов Второй мировой войны, её характера и движущих сил. В итоге все старые идеалы были растоптаны, а новые, способные увлечь за собой и объединить народ, не были созданы.
Ценности, передаваемые родителями и педагогами, шли вразрез с тем, что пропагандировалось по телевидению, радио, в печати.
СВО на самом деле стала «лакмусовой бумажкой» зрелости патриотического воспитания.
Главное, сегодня – уходит безразличие ко всему происходящему, судьбе Отечества значительной части населения страны и особенно молодёжи. Однако, до недавнего времени социологические исследования, проведённые по всей России, в том числе в нашей республике, показывали, что наряду с традиционными ценностями, передающимися из поколения в поколение, в среде молодёжи появились новые: материальный достаток, обладание престижной профессией и индивидуализм. Сегодня приходит понимание того, что достижение материального благосостояния в сознании молодых людей должно сопрягаться с тем, что для этого нужно много работать.
Мы должны говорить на всех наших семинарах и круглых столах, что авторитетами у молодёжи должны стать герои СВО, не должны мы забывать и о героях Великой Отечественной войны.
Современная молодёжь не смогла приобщиться к основным ценностям, состоящих из достоинства, идейности, духовности, трудолюбия, коллективизма, гражданственности, дружбы народов и законопослушания. Все эти составные российского менталитета
Разнообразные формы и методы по патриотическому и интернациональному воспитанию молодёжи, которые использовались в годы Великой Отечественной войны, в период августовских событий 1999г. и т.д. могут быть использованы и сегодня
В обществе всё шире осознаётся пагубность для будущего России, нравственной деградации и утраты чувства патриотизма. Слово «патриотизм», любовь к Родине должно приобрести своё высокое значение. Патриотизм без нравственности пустое слово. Только нравственный человек будет обязательно защищать свою Родину от врагов. Патриотизм должен иметь основу на какой либо идеологии. При Советской власти мы с гордостью осознавали, что живём в самом справедливом обществе. И это были не пустые слова. Идеологическая работа в тот период проходила на самом высоком уровне. Может, стоит перенять опыт того времени, и не стоит отказываться от всего того, что является нашей историей? Беда нашего общества в том, что мы всегда перечёркиваем прошлое, видя в нём только негативное, и не извлекаем для себя никаких уроков.
Молодёжь является носителем будущего цивилизованного гражданского общества и от неё зависит судьба нашей страны. Ей должны быть предоставлены все возможности для реализации и использования своих творческих способностей. Также нужны такие организации, которые объединяли бы молодёжь, направляя её энергию в нужное русло, добиваясь удовлетворения запросов молодого поколения. К счастью, таких организаций становится все больше и больше.
Несомненно, необходимо учитывать особенности характера, адаты, историческую память. Нельзя унижать человеческое достоинство людей. Эту специфику тоже надо знать, если мы живем в многонациональном государстве. А защитой от унижения человеческого достоинства служат культура и образование, чему я служу всю свою жизнь. А что является составляющими культуры? Это: истина, доброта, красота и любовь. Я бы еще добавил свободу и достоинство человека. С восторгом воспринял идею, высказанную одним из моих коллег и одобренную Президентом РФ по поводу необходимости создания фестиваля народного творчества различных регионов России и различных этносов.
Мы всегда гордились и по праву гордимся до сих пор разнообразием нашей культуры. И в этом – сила нашего многонационального народа. В то же время нам еще придется делать выбор: нужна национальная политика в отношении всех народов страны, в том числе русского народа, или она будет охватывать лишь национальные меньшинства, как это было в советские времена? Сегодня русские, составляющие более 80% населения страны, оказались вне национальной политики.
Дагестан исторически выступал как целостное образование — как народ, как страна. Отсюда и значимость дагестанской идентичности, хотя ее целостность пытались разрушить разного рода завоеватели. Субкультурное многообразие Дагестана потом превратилось в этнополитическое многообразие, хотя дагестанская общность — это жизнь единого народа, обладающего культурными и языковыми различиями и единого своим духом, идеалами, психологией, характером, которые во многом были у дагестанцев исторически общими, близкими.
Национальный вопрос не существует абстрактно, он имеет конкретную специфику, природу, поэтому нужен конкретный механизм его решения. Мы многое упустили, считалось, что лучше не трогать эту проблематику. А в чем ее суть? Это вопросы языка, исторической памяти, самосознания, культуры, традиций, взаимоотношений разных народов. Сюда следует добавить и взаимоотношения государства и наций, самочувствие наций и конкретного человека.
Остро стоит вопрос сохранения языков в Дагестане. Родные языки – это наша живительная влага. И еще. Возвращаясь к художественному образованию. Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.
Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников правильно смотреть и понимать кино и телефильмы. Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства. На мой взгляд, эта работа в советское время была лучше организована.
Я многие годы возглавляю Союз музыкантов Дагестана. И горд тем, что вношу свой посильный вклад в увековечивание памяти известных дагестанцев. Это напоминание гражданам Дагестана о выдающихся наших земляках, об опыте, на который можно и нужно опереться, мы организуем специальные мероприятия, а также ведем постоянную работу по установлению мемориальных досок. Понимание истории и знание наших духовных лидеров прошлого даст ответы на многие современные вопросы