История рода Аджаматовых

Это генеалогическое исследование, посвящённое известному роду не только в Дагестане, но и на Северном Кавказе, его замечательным талантливым представителям, оставившим заметный след в различных сферах жизни, начиная с хозяйственных проблем, заканчивая литературой и искусством. Книга написана на основе архивных данных, почерпнутых в Центральном архиве РД, рукописном фонде ДНЦ РАН, трудов дореволюционных и современных статей, монографий, посвящённых представителям названной фамилии, а также воспоминаний старшего поколения Аджаматовых.

Исследованием охвачен период с середины ХIХ века, с которого начинается фиксация документов о данном тухуме. Автор выражает признательность ближайшим родственникам за оказанное содействие и помощь в сборе необходимой информации, связанной с подготовкой книги к изданию. Особую благодарность он выразил Солтанали Аджаматову, при финансовой помощи которого издана книга.

В книге даются исторические сведения о происхождении рода. Представлена родословная тухума Аджаматовых. Затем следуют сведения об Эндирее, как крупного учебного центра, где получали мусульманское образование не только представители Дагестана, но и всего Северного Кавказа – Чечни, Карачая, Ингушетии, Адыгеи и даже Поволжья. Здесь же говорится о роли князя Солтанмута в его превращении в духовный центр мусульманского Кавказа.

Аджаматовы имели дворянское происхождение, являлись сала-узденями (первостепенные уздени). Имея обширные участки земель, они внесли значительный вклад в развитие самых разных областей и сфер общественной жизни. Среди деятелей этих автор называет крупного землевладельца, помещика Шихмурзу Аджаматова, ученого – богослова и купца, построившего в ХIХ в. в с. Костек замечательную Джума мечеть Биймурзу Аджаматова, автора многотомной истории тюрков Абдулгамида Аджаматова, промышленника, землевладельца, поэта Арсланали Аджаматова, народного поэта Дагестана Аткая, одного из лучших фотохудожников мира Мурада Аджамат ад-Дагестани других. Среди них немало учителей, врачей, строителей, научных работников, тружеников села.

В книге привлекает внимание разделы, посвящённые Ирчи Казаку. Речь идёт о панегириках поэта, в своё время опубликованных в сборнике М.- З. Османова «Ногайские и кумыкские тексты»(Санкт-Петербург.1883. с.139 – 142.).Русское название одного из панегириков, данное название в сборнике звучит следующим образом: «Помещику, замечательному сельскому хозяину Ших-Мурзе Аджаматову». Они в наше время впервые были опубликованы А.-К. Абдулатиповым в журнале «Тангчолпан».

В разделе рецензируемой книги «И.Казак о братьях Аджаматовых» пишется о панегириках, посвящённых Шихмурзе, Баймурзе, и Эльмурзе. Казак, а вслед за ним автор книги основное внимание уделяют старшему – Шихмурзе, «отвечающего подобно волнующемуся морю» смело сильным мира, не отворачивающего лица подобно воину в борьбе, выступившего как нарт против всех невзгод, крепко стоящего на своём Шихмурзу, — отметил И.Казак. Поэт следующим образом характеризует своего героя

 

Совещался с умными,

Стал равным генералам.

Сошёлся с царём, знакомился с майорами,

С сардарами был приветлив.

 

Зная о способностях Шихмурзы, правительство выделило ему необходимые средства, с помощью которых он на своей земле в Шава построил дома, наполнил их имуществом, построил исправно работающие мельницы на Койсу.

Говоря о частной жизни Шихмурзы, Казак повествуя о его большой заботе о бедных и сирых, пишет:

 

Ты часть тела безысходных

Душа желанная бедняков.

Для нуждающихся и страдающих

Ты их защищающая скалистая гора….

Ты – их имущество, богатство …….

Для таких бездомных как мы, батраков

Создавший возможности для жизни…….

На их устах твоё имя звучит с привкусом щербета

 

Эти слова свидетельствуют о том, что Шихмурза, несмотря на своё довольно высокое положение в обществе, был большим демократом, делающим всё от него зависящее для улучшения, облегчения жизни бедняков и страждущих. Поэт сравнивает его с бесстрашным, могучим нартом – алпом.

Говоря о совершаемых им благодеяниях и оказываемой помощи нуждающимся, поэт сравнивает его с доисламской легендарной личностью – Хатамом Таи, отличавшимся невероятной щедростью.

Ирчи Казак подчёркивает, что в жизни он опирался на своих младших замечательных братьев-Биймурзу и Эльмурзу. Средний брат Баймурза назван бессмертным, решительным, не приемлющим лести и лжи «дели батыром» — безумным храбрецом. Третьего брата Эльмурзу Казак назвал безупречно умным, спокойным, статным, авторитетным как шамхал, правильно подошедшим к учёным, крепким, как сталь, остро наточившим свой булат, заставившим недругов сломаться, высоко вознёсшим своё сердце, ориентирующимся в хозяйственной жизни по звёздам «Плеяды».

С точки зрения взаимоотношений представителей разных народов привлекает раздел, посвящённый генералу Алибеку Пензуллаеву, который был личным переводчиком Барятинского во время встречи с Шамилем после его пленения в 1859 году. Он сопровождал имама во время отправки его в Калугу. Позже он защитил одного из Аджаматовых, участвовавшего в Кавказской войне на стороне Шамиля, избавив его от преследования царской администрации. Впоследствии генерал защитил и Эльмурзу Аджаматова, которому предъявлялось обвинение в участии в восстании 1877 года.

Сын Алибека Тажутдин Пензуллаев, окончивший юридический факультет Петербургского университета, в лихие годы гражданской войны работавший тогда во Владикавказе, близко сошёлся с Михаилом Булгаковым (от татарского булгак- смутьян ). По предложению Тажутдина они в соавторстве написали пьесу «Сыновья муллы». Позже, вспоминая об этом Булгаков, писал: «Он (Тажутдин) называл мне характерные имена, рассказывал обычаи, а я сочинял фабулу. И жена (Аджаматова Айзанат) подсаживалась и давала советы. Тут я убедился, что они оба гораздо больше меня способны к литературе. Но я не испытывал зависти, потому что твёрдо решил про себя, что пьеса будет последней, что я пишу. В туземном подотделе пьеса произвела фурор. Её немедленно купили за 200000 рублей, и через две недели она шла на сцене. Гонорар был поделён между соавторами пополам. Благодаря этой пьесе немного улучшилось материальное положение Булгакова и его соавтора. Сын Тажутдина Пензуллаева и Айзанат Аджаматовой Алибек был женат на дочери Аксакова.

Раздел «Народный поэт Дагестана Аткай Аджаматов» посвящён поэту прозаику, драматургу, переводчику и фольклористу, одному из самых любимых народом кумыкских поэтов. Он был делегатом 1 съезда писателей СССР, лауреатом республиканской премии им.С.Стальского 1971 г. Им выпущено более 40 книг на кумыкском, русском, грузинском, английском и других языках. Аткай не боялся власти, всегда говорил о том, что думает. «Только за это его стоит любить и уважать», — говорил Р.Гамзатов.

У него есть замечательная поэма «Оленьи рога» о дружбе народов, о Льве Толстом, о влиянии борьбы народов Северного Кавказа в ХIХ веке за свою независимость на русское освободительное движение. Это соответствует высказыванию Аткая «И малые звёзды украшают небо». В реальной жизни оленьи рога, о которых идёт речь в поэме, великому писателю Толстому были подарены дедом Аткая Эльмурзой, с которым писатель состоял в дружбе.

В отличие от других поэтов Аткай-агъав (дядя Аткай ) интересовался тем, чем занимаются молодые ученые кумыков и давал им дельные советы. В частности мне посоветовал заняться Темирбулатом Бейбулатовым – поэтом, композитором, театральным деятелем, переводчиком, чем я и занимался более пятидесяти лет. Защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую творчеству поэта (1967), издал два сборника его произведений (1990, 2011), две монографии, посвящённые его поэзии (2005) и две монографии о его театральной деятельности (1995, 2020).

Несмотря на свой открытый характер Аткай был довольно сдержанным человеком: никогда не говорил о том, что был репрессирован в достопечальные 30-е годы.

В сборник оказалась включённой и моя прежде опубликованная статья «Таргъу ва Аткъай», написанная по воспоминаниям самого уважаемого мэтра, и его стихотворение «Тарки-Тау — гора дружбы», в котором ощущается большая любовь и уважение поэта к горе и селению Тарки.

«Ты известней всех других гор, будучи свидетелем наших событий», «Ты гора – герой»,- заявляет поэт.

Мы, молодые тогда учёные и поэты, часто посещали его достопримечательную семью, в результате чего некоторые эпизоды истории его семьи стали нашим достоянием. Они связаны с Тарками. Родная мать его отца Абдулхакима по имени Быкый была дочерью таркинца Сарсака, известного абрека. Когда люди шамхала не могли его обуздать, по его велению Сарсаку отсекли руку. Не укрощённый Сарсак, показывая остаток руки говорил: «Мой шамхал – князь, теперь удобнее стало сшибать засовы, остальных твоих коней тоже уведу». Изгнанный Сарсак после этого обосновался с семьёй в Эндирее. Наверняка Сарсак сошёлся с эндирейцами… Дочь Сарсака была похожа на отца по своему характеру: могла оседлать коня, скакать, метко стрелять из ружья, пистолета.

Дедушка Аткая Эльмурза женился на красавице Быкый. Её крутой характер проявлялся и в воспитании детей: она за проступки могла наказать уже повзрослевших детей. Быкый абай была настолько авторитетной, что один из хуторов, принадлежащих Аджаматовым, назвали её именем – Быкый Отар, где вырос единственный Народный сказитель Дагестана Аяв Акавов.Спустя много десятилетий глава Бабаюртовского района Дадай Деветеев рассказывал об одном интересном случае. Когда он работал в Газпроме, ему пришлось побывать в одном из сёл Нагорного Дагестана. Во время трапезы глава района угостил его весьма вкусными грушами. Когда он спросил, о названии сорта груши ему ответили – «Быкый гьармут» — груша Быкый. Оказывается некоторые из Аджаматовых в лихие годы гражданской войны, оказались в этих местах и остались там навсегда, изменив свои имена и фамилии, слились с местным населением. Груша которую съел Деветеев, оказалась выращенной потомками Аджаматовых.

Случилось так, что в становлении профессора Даггосуниверситета Аджаматовой Нины Карамовны я оказался причастным к её росту по научной стезе. Я был научным руководителем её кандидатской диссертации, посвящённой становлению кумыкской детской литературы начала ХХ века (июнь 1994), а спустя 14 лет под моим руководством она защитила докторскую диссертацию, посвящённую актуальным проблемам литератур Дагестана и Северного Кавказа.

Деятельность Аджаматовых проявлялась и за пределами нашей родины. В данном случае речь идёт о Мураде Аджамат ад-Дагестани. Его считают в Ираке одной из выдающихся личностей, им гордятся и очень высоко почитают, о чём свидетельствует то, что в городе Мосул на Севере Ирака, где он родился, создан музей, посвящённый его жизни и творчеству, в котором находится его скульптурный портрет во весь рост. В Багдаде — столице Ирака, в историческом музее имеется целый отдел, посвящённый Мураду. Там же установлен его бюст.

О своём знаменитом родиче автор рецензируемой книги пишет: «Мурад Аджаматов считается одним из восьми лучших фотохудожников мира. Талант и феноменальные способности Мурада общепризнаны – во всех странах мира. Не счесть многочисленных премий, изданий, дипломов, грамот, которых не раз удостаивался этот человек. Выставки его работ экспонировались в США, Болгарии, Тайланде, Турции, Иране, Индии, СССР и в других странах мира»

В журнале «История фотографии» о Мураде написано: «Он считается одним из выдающихся мастеров мира благодаря раскрытию в своих работах глубокого человеческого ощущения и достижения в них самого высокого художественного уровня». Несмотря на это, на его исторической родине мало кто знает о его существовании.

Лишь статья автора рецензируемой книги, опубликована в газетах и в двухтомнике А.Магомеддадаева «Эмиграция в Османскую империю» и публикациям М.Гитинамагомедова в газете «Махачкалинские известия» от 22.03.2002 г. под заглавием «Художник из Мосула» позволили определённому кругу дагестанцев ознакомиться с некоторыми сведениями о жизни и деятельности этой необыкновенно талантливой личности.

Можно было бы ещё долго писать о замечательных представителях тухума Аджаматовых, представленных в книге, но рамки статьи не позволяют это сделать. Книга снабжена многочисленными фотографиями Аджаматовых и их родственников. Добротно изданная данная книга будет пользоваться большим успехом у читателей.

 

Абдул-Кадыр Абдуллатипов,

профессор, доктор филологических наук