Выдающийся немецкий хирург, основоположник абдоминальной хирургии Теодор Бильрот в 1883 г. писал о том, что «Хирург, который вздумал зашивать рану сердца, потерял бы уважение своих товарищей», ибо за долгие века сердце оставалось сокровенным и недоступным органом. Но пытливый ум ученых всегда в постоянном поиске нового и спасительного.
Малоизвестный, но гениальный экспериментатор Владимир Демихов в 1962 г. в сыром подвале НИИ института Склифосовского пересадил второе сердце собаке. Великий хирург из ЮАР Кристиан Бернард, который впервые в мире произвел пересадку сердца человеку в 1967 г., до этого дважды приезжал к Демихову и даже ассистировал ему при пересадке сердца на собаках. Бернард считал Демихова своим Учителем!
Валерий Шумаков-основоположник отечественной клинической трансплантологии, впервые успешно пересадил почку (1965 г.) и донорское сердце (1987г.), печень и поджелудочную железу. В 1974 г. Валерия Шумакова назначили директором Института трансплантации органов и тканей и главным трансплантологом Минздрава РФ.
Помню могучего телосложения Валерия Ивановича с супругой на пароходе в Чиркейском водохранилище вместе со знаменитым профессором Рашидом Аскерхановым и докторантом института трансплантологии Сахрудином Сафаровым, который пригласил именитых хирургов — своих учителей на отдых. Сахрудин Юсупович- ныне авторитетный и очень талантливый профессор хирургии Дагестанского медицинского университета.
Не предполагал я, что моя славная землячка, замечательный врач — гинеколог Кизлярской городской больницы Джамиля Насрудинова тоже окажется в этом центре по трансплантологии.
М.А. — Здравствуй дорогая Джамиля! Что тебя привело в этот известный медицинский центр?
Джамиля: — В 30-летнем возрасте во время беременности мне был выставлен диагноз «Миокардиосклероз с явлениями гипертрофиии желудочка с дилатацией в начальной стадии», хотя жалоб сердечных у меня тогда не было.
Обратилась в 2003 г. в Махачкале к профессору Алигаджи Абдулаеву, а затем поехала в Москву – в Центр акушерства и гинекологии им. Кулакова. Было рекомендовано находиться под наблюдением у врачей. Родила ребенка в срок, без осложнения.
М.А. — А позже наступило обострение болезни?
Джамиля. — В 2007 г. мне посчастливилось посетить Мекку и Медину, где на фоне простуды появились первые жалобы со стороны сердца. По возвращению в Дагестан диагностировали: «Выпотной перикардит вирусной этиологии, гипертрофическая кардиомиопатия и лёгочная гипертензия». В этой связи консультировалась в Москве в научно-исследовательских институтах по кардиологии, ревматологии, фтизиатрии, вирусологии и у Вашей супруги, профессора Луизы Джабраиловны Макоевой. Тёплые остались воспоминания о ней. После уточнения диагноза и назначения терапии счастливая вернулась в Дагестан. И руководитель сердечно-сосудистым Центром хирургии в Дагестане, профессор Осман Махачев тоже счёл, что на тот период нет необходимости в хирургическом вмешательстве на сердце.
Вышла на работу в отделение гинекологии Кизлярской городской больницы, а после ухода с работы Виталия Масесова, главный врач Ибрагим Алиев предложил мне заведовать отделением. Работала с большим энтузиазмом, без всяких жалоб на здоровье.
Затем, в возрасте 40 лет наступила беременность. Появились отеки на ногах, выявили жидкость в полостях (асцит, гидроторакс) и увеличение печени. После стационарного лечения в Махачкале выписалась домой с чудесной Аминочкой, но через месяц пришлось полететь в Москву вместе с супругом в Институт клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова. С новыми назначениями я вернулась в Кизляр. Через год после родов по приглашению сестры Наиды Абдулкеримовой обследовалась даже в клинике Бернау (Берлин). И в Германии тоже не предложили операцию.
Но в 2016 г. начались нарушения ритма работы сердца. Госпитализировали в Центр сердечно-сосудистой хирургии в Махачкале (у «Черных камней»). Находясь в стационаре, на фоне аритмии, произошла остановка сердца. Успели провести сердечно-легочную реанимацию и через четыре минуты работа сердца восстановилась. Рекомендовали поехать к аритмологам в Санкт-Петербург для имплантации дефибриллятора.
После выписки через две недели наступило повторное нарушение ритма. Пришлось экстренно госпитализироваться в Федеральный сердечно- сосудистый центр (г.Астрахань), где после операции РЧА (радиочастотной катетерной абляции) удалось нормализовать сердечный ритм.
Вернулась домой и написала заявление главврачу Ибрагиму Алиеву об освобождения меня с заведования отделением, оставаясь врачом в отделении гинекологии. В 2017 г. наступил повторный срыв ритма сокращения сердца (ЧСС 188 в минуту), но усилиями замечательного кардиолога Оразгани Баймурзаевой в Кизлярской ГБ удалось купировать пароксизм сердца.
Снова поехали с супругом в Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова в Петербург, где провели имплантацию дефибриллятора.
Последняя госпитализация в центр Алмазова была в феврале 2024 г. в связи с повторным нарушением ритма сердца на фоне сердечной недостаточности. Консервативно уже не удалось восстановить нормальный ритм работы сердца. Учитывая всё это и наличие легочной гипертензии консилиум вынес решение пересадить мне комплекс «сердце-лёгкие».
По телемедицине консультировались несколько раз с коллегами из центра Шумакова, а затем перевели меня в этот центр 01.07.2024 г. После повторного консилиума в центре Шумакова коллеги решили ограничится лишь пересадкой сердца. Выписали домой, а на операцию меня вызвали 10 октября 2024 года.
М.А. — Долгая, тревожная и драматическая эпопея. Сага о страданиях. «Овод» Э.Л. Войнича в медицинской вариации. Ты, как врач, знаешь, что любая операция сопряжена с риском. О чем ты думала накануне операции по пересадке сердца? Твое мнение о работе «Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова»? Операции по трансплантологии очень сложные с вовлечением большого числа медиков и технологического персонала. Это высший пилотаж в хирургии! Кто тебя оперировал? Кто ассистировал? Кто обеспечивал анестезиологическую поддержку?
Джамиля: — Я целиком полагалась на врачей лучшего в России центра по трансплантологии! Была готова к любому исходу, ибо рано или поздно нам всем суждено уйти из этого мира, но скажу честно, что была уверена в благополучном исходе операции. Верила я и в Бога! Много моих замечательных родственников, друзей и коллег молились за меня, за благополучный исход операции. Я им очень благодарна! А оперировали меня лучшие хирурги-трансплантологи: Халилулин Тимур Абдулнаимович, Сухачёв Антон Александрович… За время операции мое состояние поддерживали анестезиологи Екатерина Спирина, Алексей Будагаев…. Спасибо всем им и операционным сестрам тоже. Персонал здесь очень добрый, грамотный, внимательный. Они подарили мне вторую жизнь!
М.А. — Джамиля! Я в восхищении от твоего мужества и оптимизма, а также от твоей решимости и боевитости! В тебе нет даже нотки пессимизма. Моя сестра — Шамсият говорит, что ты-золотой человек! Горжусь тобой! Откуда в тебе силы и стойкость? Откуда черпаешь силы? Твой девиз жизни?
Джамиля: — Моя вера и моя семья, мои коллеги, знакомые и друзья — источники моего вдохновения и поддержки. Поклон каждому за поддержку. Я не имею право подводить тех, кто искренне переживает за меня и желает мне здоровья! Я не могу оставить без матери моего ангелочка Аминочку… У меня долг жить и не печалить любимых отца и маму, сыновей, супруга! Мне нужно их уберечь от невзгод. Хочется немного ещё пожить и надеюсь, что новое сердечко меня не подведет. Девиз: «Не жаловаться! Идти только вперёд! Не сдаваться! Победить! Бороться за жизнь, ибо она уникальна, прекрасна и неповторима!»
М.А. — А какие чувства тебя обуревали, когда операция оказалась успешной? Как ты сейчас себя чувствуешь? Большая ли разница между состоянием до и после операции?
Джамиля: — Я была счастлива, что могу дышать в горизонтальном положении без одышки. У меня была увеличенная печень ниже пупка. Первое, что я после операции сделала — пальпировала печень. Моей радости не было предела, когда край печени после операции нащупала чуть ниже реберной дуги. Хожу по палате и коридору, жду выписки домой.
М.А. — В мире ежегодно производится более 3700 пересадок сердца и более всего в США и в Европе. В России пересаживают примерно 300-400 сердец. Есть и дагестанцы с трансплантированными сердцами. Операции в России бесплатные, а в США- стоимость операции 370 тыс. долларов. Дэвиду Рокфеллеру пересаживали сердце 7 раз. Встречала ли в Институте Шумакова кому повторно пересаживали сердце?
Джамиля: — Да, к сожалению, есть пациенты, которым по разным причинам приходится проводить повторные пересадки, в основном, из-за иммунологического конфликта.
М.А. — Летом я побывал в Гаквари Цумадинского района, был в гостях у твоих родителей. Они замечательные люди, работавшие учителями в Гакваринской средней школе. Отец Шагрурамазан Насрудинов-(Заслуженный учитель РФ, преподаватель аварского языка и литературы) знал о предстоящей операции, а маме Аминат Зубаировой (Заслуженный учитель РФ, преподаватель русского языка и литературы) не говорили. Меня об этом тоже предупредили. Как мама реагировала, когда ей сообщили?
Джамиля: — Маму максимально берегли. Скрывали о предстоящей операции, ибо сердце матери тревожное и безутешное. Мама успокоилась, когда услышала мой голос после операции. Отец тоже переживал, но я его успокаивала, мы даже шутили с ним.
М.А. — Как Халид Абидов-супруг реагировал на твои страдания?
Джамиля: — Халид всегда был рядом в трудную минуту, поддерживал, окружил меня великой заботой. Вряд ли бы я вынесла всё это без его поддержки. Он достойный сын замечательных родителей, заботливый муж и хороший отец. Благодарю Всевышнего за мужа! Халид — очень надежный и обстоятельный человек! Здоровья ему и всех благ! Хочу, чтобы наши сыновья брали пример с отца во всем!
М.А. — Как ты философски охарактеризовала бы сердце?
Джамиля: — Благодать, когда сердце духовно и физически в здравии без гнева и зависти, зла и пороков! Счастье, когда можно дышать! Блаженно, когда сердце работает ритмично, выполняет свою функцию. Хорошо, когда не замечаешь сердце, когда оно не болит и не страдает. Этого здоровым не понять.
М.А. — Знаю всю твою семью, благородное родословие. Тебе же не рекомендовано общение с другими людьми. Как станешь общаться с родными, близкими и коллегами? Надо бы быть принципиальной в режиме сбережения себя от инфекции!
Джамиля. — Истосковалась по семье, родным и знакомым, но, вероятно, для страховочного наблюдения ещё немного останусь в Москве, рядом с центром Шумакова и после окончательной уверенности поеду домой. Покажу тебе письма дочери. Она тоже меня ждет, ей тяжелее всех без матери! Жажду обнять её, испытывая блаженную усладу!
М.А. — Извини. Спрошу тебя о твоем серьезном увлечении вопреки всей этой сердечной эпопеи. Ты имеешь диплом успешного завершения Международного института превентивной медицины. Тема обширная, об этом в другой раз. Прошу тебя кратко поведать об институте и о твоих увлечениях.
Джамиля. — Да, я закончила Международный институт превентивной антивозрастной медицины и школу Нутритивной медицины. Склоняю голову перед доказательной медициной, но важно знать также значимость и методологию профилактики заболевания и индивидуальный подход, коррелируя его с образом жизни, питания и стресс-менеджментом, а также акцентируя внимание не столько на симптомах, сколько на целостный организм во всем его многообразии и взаимосвязи функционирования у различных возрастных групп, определяя качество питания и образа жизни, особенно у детей, подростков, беременных и даже после трансплантации органов… Это лишь малая часть моих научных и практических интересов.
М.А. — Твой дедушка — (отец матери) — Зубаир Зубаиров и дедушка по линии отца — (Насрудин Насрудинов)- погибли молодыми во Второй мировой войне, защищая мир от фашизма. Ты их достойная наследница! Они бы гордились тобой!!! Ты — великая в моем представлении!!! Не перестаю восхищаться тобой! Ты — большая молодчина! Уверен, что у тебя всё будет хорошо!
Кстати, я знал и дедушку твоего супруга — Сепа (Сепудина) Курамагомедова — участника Великой Отечественной войны, атлета, труженика и добряка. Я его лечил в связи с посттравматическим пневмотораксом (выпот крови в плевральную полость после автоаварии).
Думаю, что ты своими обширными знаниями должна быть приглашена для лекций студентам Дагестанского медицинского университета! Настоятельно прошу об этом моих друзей-руководителей ДГМУ! Удачи тебе во всем! Желаю успешно пройти реабилитационный период лечения!
Думаю, что ты должна провести основательное исследование по тематике: «Медицинская и психологическая реабилитация после трансплантации сердца». Издать бы тебе уникальную в мире книгу по этой теме! Ты осилишь это! Ты очень талантливая! Хотел бы присутствовать на защите твоей диссертации и презентации книги! Надеюсь, что не станешь нагружать себя домашними хлопотами… У тебя же есть мощная помощница — дочка!!!
Счастливый доктор Магомед Абдулхабиров, который имел возможность беседовать с замечательной землячкой и коллегой. 89035773525, abdulkhabirov@yandex.ru 08 ноября 2024 г.
P.S.! Фрагменты из писем дочери маме. В каждом письме нарисовано сердце. «Я очень люблю тебя, мамочка! Ты — лучшая в мире мама! У меня самая умная мама! Ты — луч во мгле! Знай это! Я буду учиться на отлично, то есть стараться! Ведь ты тоже была отличницей! Когда пишу это письмо, ты в больнице… Раз тебе уже сделали операцию, то значит ты скоро приедешь! Считаю дни до твоего возвращения. Приезжай скорей, мама!
… Папа и мама! Я вас люблю! Не хочу, чтобы вы умирали! Мечтаю, чтобы мы были всей семьей дома, завтракали, обедали и ужинали вместе! И мама, чтобы всегда была с нами! Хочу с мамой пойти гулять.
Хочу, чтобы мама никогда не уезжала в больницу. Мама! Живи очень долго. Я никогда тебя не брошу и не подведу. Я буду тебе помогать во всем. Ты только не болей! Прошу! … Ты заслуживаешь выздоровления! Жду тебя!!!
… Без тебя не греет солнце
И не слышно соловья… (Абидова Амина, 11 лет).