Поговорите с детьми о жизни не простой!

(Из бесед со студентами, родителями и учителями)

 

 Предисловие

профессора Шайдабега Мирзоева

 

В статье уважаемого доктора Магомеда Абдулхабирова весьма своевременно, содержательно и максимально доступно затронуты чрезвычайно важные проблемы, касающиеся современного образования и прежде всего воспитания подрастающего поколения. Из материала видно, что Магомед Абдулхабирович не только всенародно известный, поистине преданный своей профессии врач-профессионал, но и величайший педагог–самородок, всем сердцем и душой заботящийся о детях, подобно великому Яношу Корчаку.

Проблемы, затронутые в статье многообразны. Здесь и духовно–нравственное воспитание детей путем бескорыстного повседневного душевного общения с ними, и борьба с наркозависимостью, преступностью, и система профориентация молодежи, и подготовка молодежи к семейной жизни и многое, чрезвычайно важное в современных условиях общественно-политической нестабильности в стране и мире. Доктор Абдулхабиров представил чрезвычайно нужный материал, который можно использовать и рекомендовать учащимся в процессе Разговора о важном.

Так как проблема общероссийская, статью можно расширить, систематизировать и рекомендовать Министерству просвещения РФ для издания в виде методических рекомендаций и распространения во всех школах России. Спасибо доктору Магомеду Абдулхабирову за поистине отеческую заботу о подрастающем поколении!

 

 

Любите детей, будьте добрыми и внимательными к ним, научите их различать Добро и Зло, не уставайте беседовать с ними о малом и значимом, преступном и героическом, побуждайте их к знаниям и благородству, правде, чести и честности, призывайте их к упорству и настойчивости в достижении возвышенных целей!

«Дефицит родительского тепла ведёт к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности» (психофизиолог Нил Миилер).

Научите детей думать, сопоставлять и анализировать, не соглашаться с ложью и грязью! Учите детей доброте и ответственности. Не зря говорят, что мы все родом из детства. Важно, чтобы дети были окружены любовью и теплотой, что не означает вседозволенности.

Не следует уклоняться от бесед с детьми, нельзя уставать от этих бесед. Дети – наше настоящее и будущее, наши проблемы и волнения, наше счастье, а иногда, к сожалению, и несчастье тоже. В наше время в интернете стали появляться «группы смерти», манипулирующие детьми дистанционно, побуждая их к аутоагрессии. В группах не сотни, а тысячи подростков. И в этом вина родителей, учителей и школьных психологов, специалистов по интернету и уличной безопасности, они не увидели, не услышали и не поняли ребенка.

Задача родителей не только и не столько в том, чтобы кормить, и одеть ребенка, а в том, чтобы понять особенность каждого, ибо каждый — это планета чувств и возможностей. Задача учителей не только учить детей по своему предмету, но и вглядеться в мир ребенка, в его устремления и способности. Повторяю, как молитву: трагично без детей, волшебно счастье их иметь и неизмерима ответственность родителей; не жалейте теплоты, доброты и заботы о детях. Это всё отзовётся в судьбе детей. А учителя присмотритесь: нет ли в вашей школе и в вашем классе жертвы буллинга- домашнего, уличного или школьного насилия, ибо такие дети и подростки от безысходности чаще размышляют о мести, суициде или становятся посетителями экстремистских, националистических и других уголовных страниц и сайтов социальных сетей, где им внушают, что «они — биологический мусор», они никому не нужны.

Не стесняйтесь внушить ребенку, что он самый любимый, самый хороший и самый талантливый. Заклинаю, никогда не обзывайте ребенка идиотом, кретином, паршивцем, болваном, дураком, ибо, тем самым взрослые ставят диагноз не ребенку, а себе. Не бейте и не избивайте ребенка. Научитесь говорить с ребенком! Каждый ребенок — это не загнанный и запуганный заяц, а юный орел с дальним и высоким полетом! Научитесь терпению! Попробуйте понять, выслушать и поддержать ребенка! Помогите полёту ребенка! Не ломайте крылья и надежды детям!

Родителям не всегда приятны заявления подросших детей о том, что они уже взрослые, в этих словах указание на желание юноши и девушки быть самостоятельными и делать всё без согласования с родителями. Иной раз такая самостоятельность может привести к драме и даже трагедии. Не улица, а родители и учителя – главные советники, друзья и защитники детей!

 

Диалог взрослых и детей не менее сложный, чем межгосударственные диалоги. Учителям и родителям подростки доставляют много трудных проблем, т.к. в организме юношей и девушек в период перехода от детства к взрослости (пубертатный возраст полового созревания) происходят колоссальные гормональные и психоэмоциональные изменения. Нужна великая тактичность взрослых, ибо взросление детей не всегда происходит психологически и физиологически гладко. Это время вулканическое для организма и психологии юношей и девушек. Это время самоутверждения ребенка в семье и обществе, формирования как личности. Пройти бы эти годы без потерь, драм и, тем более, трагедий! Не всегда и не всем это удается. Этот период связан с обострённой обидчивостью, а иногда и даже посягательством на свою жизнь. Нужна максимальная чуткость родителей и педагогов к юношам и девушкам в годы их взросления. Улица скорее искалечит ребенка в этот период, нежели поможет ему выбрать дорогу правды, праведности и перспективы.

Всего один пример. Выдающийся нейрохирург мирового уровня. Мой друг. Все годы его сыновья учились отлично в престижной столичной школе. На выпускном экзамене старший сын впервые получил тройку. Отец впервые упрекнул сына. От обиды сын выпрыгнул из окна и погиб. Младший сын решил, что без брата и ему нет смысла жить, прыгнул и погиб….

Время, проведенное с детьми, — это самый беспроигрышный вклад в их сердца, в их будущее и в будущее Родины! Доверительное общение с ребёнком — это кладовая семейного счастья и резервы преодоления вместе любых невзгод в жизни! На примерах повседневности поведайте им о том, что такое «хорошо» и «плохо», «очень хорошо» и «очень плохо», а также о многообразии поведения и поступков людей.

Самое радужное время в моей жизни — это школьные годы, когда они каждодневно насыщались новыми знаниями, а учителя были внимательными и очень добрыми. Сердце было наполнено ощущением всемирной справедливости и пленительным чувством любви, но, взрослея, стал убеждаться, что жизнь – не прогулка по паркам и не пустая болтовня в прокуренных подвалах, хотя в те годы запретные стихи Сергея Есенина мы, студенты, читали тайком в подвалах вместе с надежными друзьями. И такое было.

Жизнь – суровая школа, и потому не стоит воспитывать детей в тепличном инкубаторе беспомощными цыплятами. Помню старшеклассника, который пришёл на консультацию вместе с бабушкой. Оказалось, что мальчика воспитывают, как хрустальную вазу, не позволяя ему одному ехать в общественном транспорте, что, безусловно, калечит его судьбу, ибо над такими «маменькиными сынками» всегда потешаются другие, принуждая их к воровству денег из дома и к другим неблаговидным поступкам. Поэтому нужно мальчишек учить быть мужчинами в любом возрасте, а девочек – оставаться всегда благородными, максимально осторожными и не всегда доверчивыми. «Будьте бдительными», «Не берите чужого», «Только не обманывай!», «Не плачь, ибо ты – мужчина!», «Защити девчонок и слабых!», «Умей дать сдачи!» – это воспитательные аксиомы для любого мальчика.

Подло воровать и обманывать, позорно нападать на беззащитного, некрасиво сплетничать и бояться. Пожалуй, самое страшное и гибельное – это прикосновение к наркотикам, ибо молодые легко становятся наркоманами. А у наркобаронов вожделенная цель приобщить максимальное число детей благополучных семей к наркотикам. Им важны доходы, а не судьбы наркоманов. За нового приобщенного к наркотикам старатель получает наркотические дозы в подарок. Работая медбратом в тюрьме, я видел много жутких последствий от наркотиков. Всего один пример. Дочка министра была приобщена к наркотикам. Её привели на консультацию. Ноги и руки были не только исколоты, что уже местами виднелись потемневшие кости без кожи и мышц. Предстояло долгое лечение, если она не сорвётся в очередной раз. Вряд ли она исцелилась. Самая жуткая история: ради получения наркотиков юноша изнасиловал свою маму во время свидания в тюрьме. Таков был уговор сокамерников. Мама вернулась домой и повесилась. Я видел этого презренного подонка, презираемого всеми в колонии. От употребления наркотиков (данные ВОЗа) ежегодно погибают более полмиллиона человека. Думаю, что эти цифры больше в два-три раза, ибо учет наркоманов в мире далек от совершенства.

Величайшее счастье, когда свои сокровенные думы и переживания дочка доверяет матери, а сын – отцу, ибо доверие к уличному сверстнику или «опытной» сверстнице частенько завершается болью с душевными и физическими травмами на всю жизнь. Я умоляю своих студентов звонить мне, когда они не могут довериться ни родителям, ни друзьям (подружкам). Бывают, звонят, что я ценю очень высоко.

Зримо помню до сих пор день и час смерти бабушки. Во время игры с сельскими мальчишками меня позвали домой для того, чтобы мог проститься с умирающей бабушкой. Всю жизнь во мне эти горькие минуты прощания в горской сакле с любимой бабушкой. Хорошо, что позвали, чтобы осознать, что жизнь – это не только игры и веселье, но также боль, болезни, утрата и смерть. Не нужно искусственно уберегать ребёнка от горестного тоже. Есть поговорка о том, что «Жизнь — как фортепиано. Белые клавиши — это любовь и счастье Черные — горе и печаль. Чтобы услышать настоящую музыку жизни мы должны коснуться и тех, и других». Мудро, но лучше бы пройти жизнь без печали и горя, хотя это немыслимо в реальности и даже в сказках.

Жизнь многолика. Нужно помнить, что, к сожалению, в обществе встречаются и моральные уроды. Нужно быть готовым защититься, выйти из ситуации без ущерба или с минимальными потерями. В этом отношении телефоны с тревожной кнопкой — реальные помощники и защитники. Нужно бы детям овладеть и элементами самозащиты тоже. Родителям и учителям нужно постоянно думать о безопасности детей! Тревожно обращение сенатора Кутепова к министру образования РФ о предоставлении льгот школьницам в случае рождения детей при их поступлении в ВУЗ. Да здравствует педофилия в России? Психологический статус этого сенатора? Вспомним, что Г. Греф тоже утверждал, что важны не знания, а навыки. Не стоит сапожнику заниматься кузнечным ремеслом. Не пора ли России вернуться к советской системе десятилетнего обучения в средней школе? Не затянуты ли сегодня школьные годы?

Убедить бы детей в уникальности планеты, ценности и бесценности жизни, необходимости защитить жизнь на Земле! Нет жизни нигде в Галактике, кроме как на Земле, и никому не дана возможность прожить вторую жизнь. Поэтому важно запретить себе с малых лет загрязнять воду, землю, воздух, мысли и намерения. Абсолютный запрет посягать на жизнь свою и других! Поведать бы чаще о героизме детей в жизни. Каждодневность человечества соткана из подлости одних и подвига других. Почему бы не поведать о том, как 15-летние мальчишки-школьники Ислам Халилов и Артем Донской, работавшие гардеробщиками в «Крокус Сити Холле», вместе со взрослыми храбрецами 22 марта 2024 г. спасли сотни москвичей во время страшного теракта. А взрослые в это же время и в этом же здании убивали людей. Параметры человеческих поступков разнятся диаметрально. Безграничны подлость и святость человеческих поступков.

Конкретные примеры, а не вымышленные сказки лучше запоминаются. Кстати, надо бы психологам оценивать ценность или порочность книг для детей и подростков. Не все они призывают к благородству. Надо воспевать гуманистические мысли и человечные поступки в людях в этом мире, который становится всё более опасным, непредсказуемым и антигуманным. Если в прошлом по Европе шагал призрак коммунизма, то ныне призрак психоза и страха. Нужно выйти из этого круга безумия, сохранить психическое и физическое здоровье. Человечество слишком пострадало и устало от территориальных, религиозных, политических, идеологических и прочих войн и конфликтов. И тем не менее люди снова и снова идут убивать друг друга. Это ненормально. Что-то изначально при сотворении деформировано у некоторых человекоподобных на генетическом уровне, ибо у таких недочеловеков наблюдается патологическая тяга к крови и мраку.

 

…жалкий человек!

Чего он хочет: небо ясно,

Под небом места много всем, –

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он… Зачем?

(«Валерик». М.Ю. Лермонтов).

 

Кто ответит на вопрос гениального поэта: Зачем? (1840 г.).

Почему ненавидим и убиваем друг друга? Зачем? (2024 г.).

 

Взгляните в детские глаза, чтобы вовремя узреть в них печаль и радость, страх и надежду, боль и мольбу. Обнимите ребенка, чаще хвалите и одобряйте детей с учётом того, что запрещено унижать, оскорблять и избивать их. Объятия целительны, ибо они снимают напряжение и приносят утешение.

В особо трепетном внимании нуждаются сироты, ибо у них израненное сердце. Кто погладит сироту, того погладит Бог, и Судьба к нему будет благословенна и благосклонна! Почему в мирное время так много детей-сирот? В 2021 г. в России около 400 тыс. сирот. Предположу, что после начала СВО число сирот, по меньшей мере, удвоилось. Война приумножает сирот, горе, инвалидов, слёзы и вражду, не разрешая ни одной проблемы. К сожалению, политики за многие века так и не научились прогнозировать страдания и последствия своих действий.

Берегите детей, учите их думать и убедите, что родители и учителя – их самые верные наставники и друзья! Подскажите им, что в мире очень много порядочных людей, но, к сожалению, встречаются также и подлецы, обманщики, насильники, убийцы и прочие мерзавцы и преступники. По данным ВОЗа, людей с психическими изменениями 11 %, а в годы военных конфликтов их число почти удваивается. А с появлением интернета появились не только большие возможности, но и страшные угрозы: вербовка, призыв к суициду, вытягивание денежных сбережений, пропаганда эгоизма и обещание комфортной жизни без семьи («чайлдфри» – свободный от детей). Страшным видится мне использование нейросети проходимцами всех мастей. А как защититься?

Самое идеальное, когда дети доверяют родителям и учителям, обращаются к ним в сложных ситуациях. Деликатно научите детей быть внимательными, бдительными и осторожными в жизни. Не приветствуйте абсолютное послушание ребенка всегда, во всем и со всеми, ибо это может быть симптомами аутизма. Цените самостоятельность в ребенке. Чрезмерность ребенка (послушание или неусидчивость) должна быть замечена и деликатно анализирована родителями, учителями, педиатром, детским психологом и правоохранителями.

Пусть дети выбирают любимую профессию! У человечества по всем направлениям абсолютная и острейшая потребность в профессионалах и интеллектуалах с совестью, свободой, достоинством, мудростью и мужеством! Воспевайте жизнь, а не мракобесие, здоровье, а не наркотики, туризм и физкультуру, а не курение и алкоголь! Не должны дети оставаться в безделии! Лучше спорт, нежели драки, хотя не бывает жизни без драк, конфликтов, борьбы, боли и преодоления невзгод. Бывают ситуации, когда всё тягостно в душе не только у детей, но и даже у взрослых. При этом важно не уходить в себя, общаться с самыми близкими людьми, выйти на улицу, гулять, плавать, заняться физкультурой… Лучше нейтрализовать напряженную душу книгой, театром, выставкой или прогулкой без алкоголя, наркотиков и депрессантов.

Все ошибаются. Важно не повторять свои ошибки. «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот, велик — кто падал и вставал» (Конфуций). Все иногда падают. Важно вставать и идти снова. Всё преходяще: утро и вечер, зима и лето, печаль и радость, очарование и разочарование, нужда и достаток. Помните вечные слова на кольце Соломона: «Все проходит, и это пройдет». Сумейте остановиться, задуматься и никогда не отчаиваться!

Убедить бы детей в ценности хороших книг, а не телефона и телевизора. Не тратить бы часы, дни и жизнь впустую на телефонные игры и болтовню! «Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово и возможность» (Конфуций). Поэтому не теряйте времени, выбирайте слова и не упускайте возможности. Хорошо иметь одного или двух верных и умных друзей, нежели много глупых дружков, которые не будут рядом с тобой в трудный час.

Всячески поощряйте творчество детей, стимулируйте их к самостоятельности и ответственности. Пусть дети хорошо знают языки, культуру, красоту и историю народов мира и, прежде всего, своего народа! Любовь к своему народу у каждого человека естественная. К сожалению, власть и Родина не всегда синонимы, а порой – даже антонимы. Подсказать бы юным, что не бывает плохих, не героических и не древних народов. Мы все от Адама и Евы. Я был в «пещере первой крови», что на горе Касьюн (вблизи Дамаска). Это место убийства первого человека: Каин убил своего брата Авеля. Не прекращается на Земле кровопролитие с тех давних времён.

Часто бывали в истории религиозные, национальные и расовые войны. Они безостановочно происходят и сегодня. Вероятно, они будут всегда. К сожалению, вражда, глупость и зависть не ушли и не собираются уходить из человеческой истории. Сегодня реально возрастает угроза термоядерной войны. Взрослые оставляют детям беспокойный мир с большими опасностями: мы накануне реальной термоядерной войны. Взрослеющим детям предстоит многое, им нужны большие усилия по сбережению мира и жизни на Земле. На всем протяжении эпох и веков взрослые до сих пор не нашли лекарства от вражды в человеческом сообществе. Это не означает, что нет таких снадобий. Быть и оставаться человеком всегда и во всем – самый главный постулат в Жизни! Это трудно, но это единственное и самое ценное в жизни! Хочется, чтобы дети стали мудрее, совестливее, гуманнее, терпеливее нас. Хочу верить, что взрослым и детям вместе удастся уберечь человечество от всемирной термоядерной катастрофы, иначе теряется смысл прихода человека на Землю! И божественного умысла не вижу в уничтожении всего живого на Земле. Что-то сатанинское усиливается и несётся не только по Земле и в сердцах политиков, но и небесах, откуда рукотворные «птицы» (дроны) несут людям смерть. Раньше были дубины, а нынче — дроны, но миллиарды на убийства и копейки — на исцеление. Никто в мире не может сегодня хвастаться умениями выращивания ампутированных рук и ног и ускоренно и дёшево лечить раненных после страшных взрывных ранений, ибо медики могут очень многое, но не всё. Не ту дорогу избрало человечество? Кто образумит нас? Или мы уже дошли в своей эволюции до края обречённости?

Детям предстоит расти полезными себе и семье, отечеству и человечеству! Им предстоит приумножать усилия по сбережению цивилизации на Земле! Дайте осознать детям, что каждый человек на Земле – полномочный посол своего народа, своей страны, своей профессии, своей школы и своей семьи! Научите детей говорить, думать и договариваться и, взрослея, сохранить в себе эту особенность. Ребёнок имеет право на ошибки, но не на преступления, не на предательство и трусость.

Входя в класс в школе, аудиторию в университете или же беседуя дома с ребенком, представить бы, что перед вами будущий академик, архитектор, строитель, писатель, композитор, художник, конструктор, изобретатель, врач, учитель, агроном, артист, журналист, генерал, министр, депутат, режиссер, проповедник, политик, ректор, президент, будущий отец и будущая мама.…

Ребенок – ваше зеркало и ваше будущее! Генетика не ошибается. Поймите, что не бывает детей без таланта, ибо у каждого есть своя индивидуальность и родителям нужно бы вместе с учителями, постигая особенность таланта ребенка, содействовать развитию того, что в нём генетически заложено. Не стесняйтесь чаще выражать любовь к детям. Дети нуждаются в любви больше, чем самые влюблённые взрослые на Земле!

Хорошие учителя – это богатство государства, мудрые родители – дар Судьбы, а высокое образование – фундамент благополучия страны. Не зря один из умнейших президентов США Джон Кеннеди после первых космических успехов Советского Союза образно сказал, что «СССР выиграл гонку в космосе за школьной партой». В той великой стране был культ образования и культуры, а не культ наживы и воровства. Не охаивайте, а изучайте прошлое. Помните завет мудрейшего Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

Пусть сердца детей будут насыщены вдохновением и добротой, благоговением и любовью, надеждой и мечтой, благодарностью и счастьем! Нужно защитить детей от грязи и злодеяния взрослых, от узости и воинственности невежд! Говорите с детьми по-взрослому и как со взрослыми! Важно каждому стать и быть человеком! Задуматься бы над мудростью Конфуция: «У человека всего две жизни, причем вторая начинается тогда, когда мы понимаем, что жизнь всего одна».

Благодарно храню в душе теплоту и доброту многих учителей и преподавателей, которые помогли мне – сироте не провалиться в болото и в тюрьму! Да здравствуют мудрые родители и учителя!

И мой главный вопрос себе и всем: спасемся и станем людьми стыда, совести и ответственности или же продолжим жить шакалами, уничтожая друг друга? Я не нахожу ответа. А Вы?

P.S.! Поделитесь и Вы тоже своими мыслями, воспоминаниями и наставлениями!

 

Доктор Магомед Абдулхабиров,

abdulkhabirov@yandex.ru, доцент кафедры травматологии и ортопедии Медицинского института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, автор идеи и соучредитель Общественной организации «Дагестан без сирот».