Народная педагогика Дагестана

Для меня, доктора педагогических наук, профессора, долгие годы работавшего заведующим кафедрой общего языкознания в Даггоспедуниверситете, было приятно ознакомиться с монографическим учебно-методическим исследованием отличника народного просвещения РФ, Почетного работника высшего профессионального образования России, Заслуженного деятеля науки РД, профессора кафедры педагогики ДГПУ и заведующего сектором педагогики ДНИИП Шайдабега Айдабеговича Мирзоева «Народная педагогика Дагестана» (Махачкала, 2024).

Структура и семантика данного монографического учебно-методического исследования настолько продуманы и так последовательно и лаконично изложены, что невозможно оторваться, пока не прочтёшь всю книгу, состоящую из 352 страниц.

Содержание исследования включает введение, заключение и четыре взаимосвязанные и вытекающие одна из другой главы. Во введении чётко и ясно обоснованы цель и задачи исследования, объект, предмет и гипотеза исследования. При этом автор ссылается и на работы прогрессивных педагогов всех времён и народов, в том числе русских, английских, швейцарских, чешских и многих других ученых. Даже по использованной литературе видно, что автор исследования не оставил без внимания не только работы русских писателей, педагогов, учёных и мыслителей, которые указывали на необходимость воспитания подрастающего поколения на прогрессивных ценностях народной педагогики, но и педагогическое наследие народов Дагестана, в том числе Етима Эмина, Омарла Батырая, Ирчи Казака, Гамзата Цадасы и многих других. При этом Шайдабег Мирзоев часто и совершенно справедливо ссылается и на народный опыт воспитания, на его общечеловеческие этические, духовно-нравственные и эстетические идеалы, запечатленные в творческом наследии Сулеймана Стальского, Расула Гамзатова, Абуталиба Гафурова и других дагестанских классиков.

Вместе с тем автор сожалеет, что весьма серьёзной деформации подверглись языки, диалекты, говоры и наречия народов Дагестана, что постепенно опасности исчезновения подвергаются языки, известные со времён Кавказкой Албании – наши пять младописьменных (аварский, даргинский, лезгинский, табасаранский и лакский) и три новописьменных языка (рутульский, агульский и цахурский).

В методике этнокультурного воспитания Мирзоева решены и основные задачи исследования: систематизированы содержание, средства, формы и методы народной методики; рассмотрены теоретические аспекты использования традиций народной педагогики; разработаны и представлены методические рекомендации по использованию традиций народной педагогики начиная семьи, дошкольных учреждение и вузов. Поистине, что это весьма значимый вклад в педагогику, востребованный и соответствующий реальной действительности.

Из-за многолетнего игнорирования образовательно-воспитательных возможностей родных языков, многие коренные народности Дагестана стали терять традиционные морально-этические понятия, стали постепенно отходить от народной системы обучения и образования детей и молодёжи.

Общественное, родительское, семейно-родовое право на воспитание было узурпировано государством. Стали распадаться народные, семейно-родовые, индивидуальные и общественные формы организации воспитания. Теряли своё педагогическое назначение и такие формы традиционного общественного воспитания, как горский годекан, мужские, молодёжные сходы и вечера, женские, девичьи посиделки, коллективная помощь, трудовые объединения, народные праздники, состязания и многое другое. Нарушались взаимозависимость родителей и детей, семьи и рода, рода и джамаата, джамаата и народа.

Как ни странно, всё ценное, что было в народной педагогике, ушло в прошлое. Об этом мы сегодня будто навсегда забыли. То же самое можно сказать о прогрессивном опыте дагестанских мудрых аксакалов, многодетных родителей, дружных соседей, земледельцев, животноводов, садоводов, музыкантов, юмористов и т.д. Это же веками выстраданное педагогическое наследие народов Дагестана! Сложившаяся ситуация также является печальным итогом подготовки педагогических кадров в республике.

На современном же этапе, недооценивая традиционную систему воспитания и обучения, мы не можем предложить что-то взамен. Учитель сегодня не в состоянии ввести в учебно-воспитательный процесс что-нибудь новое, если оно даже очень полезное и нужное. А ведь учитель был самым уважаемым человеком в обществе. Испокон веков он исполнял своё предназначение обучать и воспитывать детей, родителей и всю общественность всему необходимому в жизнедеятельности человека. А сегодня он абсолютно беспомощен во всём, обижен и даже, можно сказать, унижен зарплатой.

Если даже изучение своего родного языка поставлено в зависимость от желания детей и решения родителей, а изучение культуры и традиций народов Дагестана – от решения директоров школ или других высокопоставленных лиц, то о какой народной педагогике можно говорить сегодня? Ведь поколение, воспитанное вне традиций народной педагогики, затрудняется воспринимать такие ключевые понятия человечности как ях, намус и гирият (честь и совесть), сабур (терпение), маслаат (мир, согласие), баракат (благодать) и т.д. Если всего этого не учесть при подготовки детей в дошкольных и школьных учреждениях, молодёжи в колледжах и вузах республики и изучение преподавания «Народной педагогики Дагестана» не направить в необходимое русло, то со временем забудутся и остальные горские обычаи и традиции, и мы останемся ни с чем. А мы обязаны думать и о будущих поколениях, о своих же детях, внуках и правнуках.

В целях спасения «Страны гор и горы языков», необходимо повсеместно, причём безо всяких приписок, ввести в школьную программу преподавание общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана», который уже разработан на некоторых языках. Таково мнение директора ДНИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи Аруховой А.С., за что ей большое спасибо, а также рецензентов данной учебно и научно-методической фундаментальной работы «Народной педагогики Дагестана» – профессоров, докторов педагогических наук, заслуженных работников культуры РД Байрамбекова М.М. и Сулеймановой З.З. Слово за министром образования и науки РД Бучаевым Яхьей Гамидовичем.

Ещё основатель русской педагогической науки Константин Ушинский во втором томе «Собрания сочинений» (1948, с.482) отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Таким образом, в настоящее время совершенно очевидна чрезвычайная и объективная необходимость безотлагательного использования традиций народной педагогики и включение их в школьное обучение и воспитание, а также в образовательный процесс формирования морально-этического облика всей молодёжи Дагестана.

По сути, пособие Шайдабега Мирзоева «Народная педагогика Дагестана» должно стать настольной книгой для каждого дагестанца, поскольку в нем аккумулирован многовековой и бесценный опыт народов Дагестана, который ни в коем случае нельзя забывать и терять.

В данной методике этнокультурного воспитания Мирзоева решены основные и ключевые образовательно-воспитательный задачи: 1) систематизированы содержание, средства, формы и методы народной методики; 2) рассмотрены теоретические аспекты использования традиций народной педагогики; 3) разработаны и представлены методические рекомендации по использованию традиций народной педагогики; 4) выявлены наиболее эффективные механизмы реализации методических рекомендаций по использованию традиций народной педагогики.

Поистине, можно сказать, что это достойный и значимый вклад в области педагогики, соответствующий реальной действительности за последнее десятилетие.

Хотелось бы особо отметить, что перу профессора Шайдабега Мирзоева за последние 30-40 лет принадлежат значительные труды, направленные на оптимизацию образования и воспитания на многовековом потенциале народной культуры и, в частности народной педагогики. Непосредственно занимаясь исследованием и возрождением духовно-нравственного потенциала этнокультуры и этнопедагогики народов многонационального Дагестана, он разработал и издал монографии «Народная педагогика: словесные средства воспитания»(1984), «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания»(1986).

Мирзоев является основоположником и автором первых в Республике Дагестан оригинальных учебных программ, учебников и учебно-методических пособий по общеобразовательному предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 4,5,8-9,10-11 классов. Он долгие годы был бессменным руководителем авторских коллективов, разработавших программы и учебники культуры на 14 родных языках Дагестана (русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, азербайджанском, ногайском, чеченском и др.), оригинальные дагестанские программы по общеобразовательным культурологическим предметам «Русская национальная культура» и «Мировая художественная культура».

Давая высокую оценку исследовательской деятельности Шайдабега Агабековича еще в 2004 году в статье «Действующая модель межэтнической гармонии» (Педагогика, №7, 2004, С.92-99), академик Геннадий Накандрович Волков отметил: «Объединяющие функции для народов Дагестана несут труды Шайдабега Мирзоева, его программы, учебники и учебно-методические пособия. Он сумел в своих монографических исследованиях с предельной корректностью представить духовно-нравственные традиции всех дагестанских народов не только во взаимодействии друг с другом, но и с русской, российской, мировой культурой».

Поэтому, возвращаясь к исследованию «Народная педагогика Дагестана (методика этнокультурного воспитания)», хотелось бы обратить внимание и читателей и, прежде всего соответствующих структур, курирующих образование и воспитание в Республике Дагестан, что настоящий труд заслуживает Государственной премии Республики Дагестан. А судя по более чем 40 летнему вкладу в создание учебно-методической базы общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана», Шайдабег Агабекович Мирзоев заслуживает быть представленным к званию Народный учитель Дагестана.

 

Загиров Загир,

профессор, доктор педагогических наук, академик АПСН