По итогам Всероссийского конкурса на лучшее учебное пособие «Профессиональное мастерство», проведенное научной общественной организацией «Наука Плюс» среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, победителями стали профессор и доцент кафедры истории ДГПУ М.Р. Гасанов и Э.М. Магомедова.
Учебное пособие Гасанова и Магомедовой «История Дагестана» признано лучшим, авторы награждены дипломами. Существуют разные критерии оценки учебных и научных работ. На наш взгляд, они представляют ценность прежде всего тогда, когда прокладывают новые дороги в науке и образовании, будят мысль, заставляют по-иному взглянуть на многие темы, пособие отвечает этим высоким требованиям.
Происходящий в нашем обществе пересмотр многих казавшихся незыблемыми исторических представлений, восстановление разрушенных и поиски новых целостных ориентиров – процесс закономерный. Этот процесс побуждает по-новому взглянуть на идеи и концепции, долгое время лежавшие в основе вузовского и школьного преподавания истории.
Особенно важно преодолеть односторонний подход к изучению истории дагестанских народов. Для преодоления этой односторонности необходимо значительно расширить историческую базу и критически переосмыслить раннее господствовавшие в исторической литературе, а ныне устаревшие взгляды, стереотипы и концепции.
В основу изложения пособия легло стремление дать комплексную характеристику главных историко-комплексных процессов в Дагестане, определивших магистральную линию развития дагестанских народов, выявить то общее, что было присуще народам, населяющим край, и вместе с тем показать особенное и единичное, самобытное и неповторимое в их истории и культуре, которые являются составной частью мировой истории и культуры.
Изучая прошлое дагестанских народов, авторы внимательно подошли к теме общего, особенного и единичного в их общественном развитии, стремились как можно глубже изучить и максимально учесть национальные особенности края.
Учебное пособие «История Дагестана» написано в сочетании формационного и цивилизационного методов, что позволило его авторам показать глубину и многомерность исторического процесса.
Разделы пособия посвящены анализу экономического состояния, социальных отношений, культурного развития, показу внешних связей Дагестана, а также героической борьбе дагестанских народов против иноземных завоевателей.
В пособии большое внимание уделено темам, связанным с политикой Ирана, России, Турции на Кавказе, в частности, в Дагестане. Особое внимание уделено Каспийскому походу Петра I, борьбе горцев против полчищ Надир-шаха. Подробно проанализированы социальные и земельные отношения и изменения, происшедшие в ходе дальнейшего развития дагестанского общества. Весьма полно описано политическое устройство феодальных владений, а также союзов сельских общин.
Страницу за страницей любовно и бережно приоткрывают авторы перед школьниками историю родного Дагестана. Именно приоткрывают, показывая, что за строкой учебника осталось ещё немало интересного, увлекательного, таинственного и загадочного.
В актив авторов смело можно записать разделы, посвященные культуре Дагестана. Нельзя не отдать должное той деликатности, особой чуткости, такту и осмотрительности авторов во всем, что касается освещения взаимоотношений народов Дагестана с народами Кавказа и Россией. В наше трудное время такой подход крайне важен.
Можно констатировать, что авторам удалось охватить весь спектр социально-политических, экономических и культурных сюжетов, составляющих содержание учебного пособия, а они заслужили высокой оценки.
И.А. Эмирханов,
зав. кафедрой истории ДГПУ