Знать свою историю

Каждый народ должен знать свою историю. Понятие «воспитание историей» прочно вошло в нашу жизнь. На настоящем этапе поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к наследию всех народов. Всегда важно выяснить отношение современного общества к своему прошлому, к историческому наследию, доставшемуся ему от предыдущих эпох. История – это коллективная память народа, потеря которой разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной.

Предать забвению – стало быть, не помнить, то есть не иметь исторической памяти, а память – двигатель истории.

Без глубочайшего почтения перед минувшими веками и отошедшими поколениями, их деяниями, жизнь, действительно была бы пуста, мертва.

Отрадно, что в наше время все больше становится людей, проявляющих интерес к истории Дагестана. Вместе с тем, следует учесть, что вопросы, касающиеся истории, как и любой другой науки, требуют правдивого, объективного освещения. Следует также отметить, что разработка истории Дагестана гораздо сложнее по сравнению с освещением истории остальных регионов Северного Кавказа.

Как известно, прошлое – это не прошедшее, а наше сегодняшнее отношение к нему. Отсюда и так называемая проблема воспитания историей, получившая столь глубокий смысл и значение в наше время. Разумное и бережное обращение с историей предполагает высокий уровень культуры исторического мышления, мировоззренческой взвешенности, методологической собранности и дисциплины. Нам чужды всякого рода нигилистические выверты, смыкающиеся с архаизацией уровня социально-исторического развития дагестанских народов.

Антигуманистична, антипатриотична и невежественна сама память, если она не обращена к духовному наследию предков и не питается корнями их интеллектуального опыта. Дагестан, никогда не стоял в стороне от исторического развития человечества, каждый из дагестанских народов был причастен к судьбам духовного движения крупных деятелей национальной культуры и науки, сыгравших выдающуюся роль в формировании национального самосознания своих народов и оставивших неизгладимый след в дальнейших судьбах их развития.

Историческая память является выражением процесса сохранения прошлого опыта народа. Память концентрирует в себе не только открытую и для всех информацию, но и латентные источники — такие, как семейные предания и легенды, рассказы, народные песни и т.д.

Человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейшие события, вехи ее истории, но и родословную своей семьи, историю своего села, народа.

Национальная самоидентификация всегда играла огромную роль в личном поведении людей, но ее значение особенно возросло на современном этапе. Тяга к историческому знанию возросла. Интерес продиктован желанием знать правду о прошлом, стремление расширить кругозор, потребностью понять и узнать корни своего народа, желанием знать уроки истории, опыт предшествующих поколений, стремлением найти в истории ответы на злободневные вопросы.

История своего народа будет всегда «ближе» к сердцу, чувствам, социальным ценностям и настроению людей. Народ, лишенный своей истории, перестает быть народом.

Разрушение ментальных основ исторического сознания народа приводит к разрушению всего национального самосознания, следовательно, народ лишается смысла своего исторического бытия, исчезает из истории как цивилизационная и духовно-культурная общность.

История любого народа, даже самого малочисленного — огромная духовная ценность, участница человеческой цивилизации. Глубокое заблуждение тех, кто проявляет какое-то легкое отношение к изучению истории любого народа, по-обывательски убаюкивая себя при этом приверженностью глобальным прогрессивным тенденциям современного социально-культурного развития.

Результаты исследований даются нелегко. Для этого необходимы обширные и глубокие знания. Ученый должен быть верным сыном своего народа, а не гостем. Только служение правде поднимает авторитет ученого.

Сама история ставит современного ученого перед необходимостью правдивого анализа прошлого. В освещении истории не должно быть ремесленничества. Главный критерий любой научной работы — его долголетие, а проверку временем выдерживают лишь правдивые, основанные на фактах труды. Работа ученого похожа на нелегкий труд землепашца, каменщика и т.д. Для создания труда ученому необходимы факты, как каменщику материал для строительства объекта. Чем крупнее ученый, тем значительнее задачи встают перед ним — перегоняя друг друга, рождаются новые идеи, новые замыслы. Научный мир и возможности ученого неисчерпаемы и напоминают колодец: чем чаще черпаешь воду, тем больше она прибывает. Но осуществить задуманное могут те, кто способен на титанический труд. Глубокий смысл имеет известное изречение: гений — это девяносто девять процентов потения. Талант без настойчивости бесплоден. Труд ученого требует дисциплины, высокой организованности: необходимо преодолеть в себе отвращение к листу чистой бумаги; писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения. От ученого требуется не праздная легкость, а вдумчивая и сосредоточенная работа.

Чтобы исследовать проблему ученому надо приковывать себя к столу и работать каждый день. Рабочее место ученого не только его письменный стол, но и везде, где он находится.

Научная деятельность — это дорога без отдыха, работа без объявления выходных дней. Недовольство достигнутым — это святое чувство подлинного ученого.

Для освещения исторического прошлого наших народов наряду с археологическими данными, письменными источниками важное значение имеют устные историко-этнографические материалы.

Тема исторического прошлого аула и в целом народа всегда занимала не только исследователей. Для дагестанского селянина нет большего удовольствия, чем поговорить о прошлом своего села, происхождении народа, языка. На этот счет можно услышать множество легенд и преданий, порою самых забавных и невероятных.

Через все катаклизмы своей бурной и сложной истории, связанной с завоеваниями крупных агрессивных государств Передней Азии и Юго- Восточной Европы, народы Дагестана пронесли представление не только о единстве территории своего обитания, но и укрепили сознание своей неразъединимой культурно-исторической общности и это имело решающее значение для последующего хода истории Дагестана.

Проблемы, связанные с историко-хозяйственным развитием, требуют увязки с природно-географическими условиями. Человек тесно связан с природой, во взаимодействии с ней строит всю свою жизнь. Об этом К.Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

И поэтому «всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории».

Доверие общества к истории и историкам поколеблено из-за частых конъюнктурных переоценок. Старые фальсификации, сменяющиеся новой ложью, как писал академик Ю.А. Поляков, заставляют хромать на обе ноги не только науку, но и общество.

Критика прошлого стала повальной модой и, по сути, хорошим тоном новых исследований и всей нашей публицистики. В неприятии своей истории, созданной кровью и потом предшествовавших поколений, мы перещеголяли самых яростных и непримиримых антисоветчиков.

У нас подчас не хватает смелости открыто сказать, что не все забытое старое плохо, что многие традиционные приоритеты не утрачивают своего значения и ныне, когда каждое поколение историков создает свою историю. Есть вечные ценности и универсальные истины. Отказ от них – регресс.

Остро стоит проблема разной интерпретации исторических событий учеными России и стран ближнего зарубежья. Мы вышли из одной колыбели, мы все еще находимся в общем образовательном пространстве, и должны искать общие подходы к изучению нашего общего прошлого.

В истории – и это принципиально — должно быть место для разных подходов и всех направлений. Иначе она мертва как наука. Стремление к исторической объективности, добротность материала и способов его обработки — важнейшие принципы работы, от которых не может быть отступлений, если мы хотим сохранить лицо, притягательность и нужность нашего образования.

Нельзя не заметить, что большинство так называемых «новых» идей современной российской историографии заимствовано у Запада (постмодернизм,         гендерная история, социальная антропология, культурология и т.д.). Но многие из этих направлений на Западе уже выдыхаются или сменяются новыми. На смену им приходит интерес к частным фактам и явлениям, истории казуальности, индивидуальных проявлений, роли особенного в истории.

Несистемность изучения истории Дагестана, сокращение часов на нее в пользу других непрерывно возникающих дисциплин ведет и к историческому нигилизму, и просто к невежеству.

В обществе отсутствует понимание того, что происходит эрозия исторической памяти народа, характеризуется и осмеивается его прошлое, и чем это грозит в будущем. Упадок исторической грамотности в нашей стране (а точнее большая неравномерность и случайность исторических представлений) очевидны. Корни этого — в средней школе. Но одной из причин этого явления является недостаток добротной популярной научной литературы, привлекательной для читателя.

Большого внимания требует разработка истории родного края, аула.

Истории известны примеры исчезновения многих крупных государств и народов. Несмотря на непрерывные нашествия многочисленных завоевателей и их ассимиляционную политику дагестанские народы сумели отстоять себя от исчезновения на протяжении тысячелетий.

Хотелось бы отметить, что некоторые авторы безответственно относятся к написанию работ на исторические темы. Здесь дело ещё и в том, что в настоящее время в роли «историков» выступают люди, далекие от исторической науки, не владеющие не только историческим материалом, но и методологией. Появление подобных книг и исторических статей обусловлено не только отсутствием цензурных ограничений, но и рядом иных причин. Как правило, в большинстве своем эти люди не компетентны в вопросах истории Дагестана. И следует многократно напоминать, что история – это не ремесло неучей, а наука. Французские ученые Пьер Бей (1647-1706) и Фюстель де Куланж (1830-1889) считали историю «самой трудной из всех наук» и трудность эта, считали они, заключается в кажущейся ее простоте и доступности. Наука, в том числе и история «создается и развивается лишь теми, кто полностью впитал в себя стремление к истине и пониманию (А. Эйнштейн)». Поэтому каждому, кто берется за историческое сочинение, надо иметь ввиду, что он имеет дело с серьезной проблемой, необходимо быть предельно объективным, внимательным к предмету своего исследования, обладать соответствующим понятийным аппаратом, терминологией и методикой исследования. Без всего этого багажа знаний никакие работы не могут претендовать на историзм. История была, есть и будет точной наукой, наукой жизненной правды.

Тем лицам, которые на самом деле хотят знать прошлое дагестанских народов, советую обратить внимание на следующее: быть в курсе тех работ, которые опубликованы по истории Дагестана, выявить имена известных в прошлом личностей – поэтов, алимов, борцов за счастье народа, чтобы публикуемые книги, статьи помогали людям стать лучше, пробуждали интерес и любовь к прошлому наших народов, чтобы подрастающие поколения знали, любили и гордились историей своих предков.

 

Магомед Гасанов,

заслуженный деятель науки РФ и РД,  доктор исторических наук