Думаю, многие из нас, на вопрос, что играет важную роль в нашей жизни, ответят — слово.
Слово обладает большой силой, является инструментом, которым можно достичь определенных целей. Правильно проговоренное слово служит для передачи чувств, эмоций и мыслей. Так очень важно в речи — правильное произношение звуков, без которого, в принципе, нет правильной речи.
В свою очередь, правильная речь играет немаловажную роль в выборе профессии и не только. И, в конце концов, люди, хорошо владеющие языком общительны и всегда востребованы.
Как утверждают психологи, развивать речь нужно с самого рождения, а исправлять — чем раньше, тем лучше. Но когда есть люди, которые хорошо знают своё дело и с любовью выполняют свою работу, исправить речь можно почти в любом возрасте.
Педагогов, преданных своему делу на этом поприще не так уж и много, хотя количество детей, нуждающихся в коррекции речи с каждым годом растёт.
Одним из немногих талантливых людей, был знаменитый, не только в нашей республике, но и далеко за её пределами, педагог и логопед, заслуженный учитель Республики Дагестан, обладатель ведомственного знака отличия в области педагогических наук — медали Константина Ушинского, почётный работник высшего профессионального образования России, Идрис Гаджиев.
Как писал один известный политический деятель об учителях: «Хороший учитель объясняет, выдающийся — показывает, великий — вдохновляет». Всеми этими качествами владел наш педагог и профессор Идрис Абдуллаевич.
Писали об этом прекрасном, талантливом человеке не раз. Не писать о нем, значит предать забвению.
Очень многие, также как и я, вспоминают добрым словом своего учителя, наставника, сотрудника и друга, Идриса Абдуллаевича. Ведь он, как педагог — умел доходчиво объяснить, как сотрудник — работать в согласии, как друг — дружить искренне и самозабвенно.
В июле ему исполнилось бы 90 лет. Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы воспитать в своих студентах профессиональные и личностные качества педагога и научить детей говорить правильно.
Профессор считал, что логопед должен не только отлично знать свой предмет, но и обладать особыми человеческими качествами и знаниями в области психологии и воспитания, а главное — очень любить детей.
Родился и вырос профессор в селе Сергокала. Свою трудовую деятельность начинал там же, учителем русского языка и литературы в родной школе, куда он устроился на работу после окончания Дагестанского государственного университета в 1959 году. Отработав четыре года в селе, молодой педагог переехал в столицу и до 1970 года проработал в средней школе № 4. В том же году Идрис Гаджиев поступил на курсы учителей-дефектологов (логопедов) Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Курсы он окончил с отличием, вернулся в Махачкалу, и в 1971 году был назначен логопедом в детскую поликлинику № 2 ТМО-1. Параллельно Идрис Абдуллаевич работал в Дагестанском институте усовершенствования учителей. В 1977 году Идрис Абдуллаевич поступил в МГЗПИ, который успешно завершил в 1980 году с квалификацией «учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений».
Более тридцати лет Идрис Абдуллаевич проработал профессором кафедры «коррекционной педагогики и специальной психологии» в Дагестанском государственном педагогическом университете.
Гаджиев автор более 100 публикаций в области логопедии, в том числе монографий и учебно-методических пособий, таких как; «Восстановительная работа при афазии», «Заикание», «Проблемы фонетико-фонематического расстройства речи у детей в условиях двуязычия», «Коррекционная работа при ринолалии», «Воспитание правильной речи у детей в условиях двуязычия», «Коррекционная работа при ринолалии», «Воспитание правильной речи у детей дошкольного и младшего возраста», «Теория речевой деятельности», «Неврологические основы логопедии», «Развитие речи в условиях двуязычия», «Психология речи», «Теоретические и методологические основы логопедии», «Диагностика и коррекционная работа при нарушениях звукопроизношения, осложненных зубочелюстными аномалиями».
Идрис Гаджиев был любознательным, начитанным, всесторонне развитым и эрудированным с юношеских лет. Он занимался спортом и достиг определенных успехов. Он разработал немало методик и они будут актуальны всегда! За что бы не брался Идрис Абдуллаевич, всё делал с охотой и во всё вкладывал свою душу.
Никогда не стремился прославиться, выделиться. По своей натуре был добрым, чутким, отзывчивым и очень скромным.
Идрис Гаджиев также вёл рубрику в детском журнале «Лачин» («Соколенок»), публиковал в журнале «Зурх1яб» («Радуга») повести и рассказы. Также Увлекался и научной работой. Еще будучи студентом Московского вуза, на конкурсе студенческих научных работ занял первое место, и его работа была удостоена «Почетной грамоты».
Все, кто когда-либо сталкивался с ним, знают, каким отзывчивым и добрым человеком был Идрис Абдуллаевич.
Как он любил детей, а дети любили его. Маленькие пациенты с удовольствием приходили на его занятия, потому что они очень походили на интересную и увлекательную игру.
Много игр и занятий, развивающих речь и корректирующих звуков, разработано самим профессором. Во многих кабинетах логопеда его ученики используют данные методики, которым нет замены.
«Он мог найти подход к самому капризному ребенку — с теплотой вспоминает профессора доцент кафедры коррекционной педагогики ДГПУ Фатимат Гаджиева — Годы совместной деятельности научных сотрудников и логопедов-практиков не прошли даром. В процессе взаимодействия сформировались новые представления о принципах анализа и типологии аномального развития речи, о способах его преодоления и предупреждения. В соответствии с этим принципом формы нарушений речи различаются по общности педагогических задач, определяемых единством структуры дефекта. Основанием для выделения той или иной группы отклонений речевого развития служит единство методов их преодоления».
С благодарностью говорит о своем преподавателе, педагог и логопед Марина, Чернышова: «Идрис Абдуллаевич всегда с радостью делился своими наработками, педагогическими навыками и приемами. Причём, делал он это абсолютно бесплатно.
Несмотря на свой преклонный возраст, (ему было почти 85), с большим удовольствием откликнулся на моë предложение о работе по преемственности кафедры «коррекционной педагогики и специальной психологии» Педуниверситета, и Методического объединения по ДОУ г. Кизляра.
В то время я являлась руководителем Методического объединения всех дошкольных образовательных учреждений.
Хочется подчеркнуть, что форма проведения выступлений профессора была каждый раз разной. Он всегда старался идти в ногу со временем, быть на равных со своими студентами, так как воспринимал их, как своих будущих коллег. Это был очень образованный, воспитанный, известный человек.
Словом, прожил наш всеми любимый педагог честную и достойную жизнь. С теплом и большой любовью его вспоминают по сей день не только его коллеги и бывшие студенты, но и бывшие пациенты.
Мы, от имени всех учеников Идриса Абдуллаевича, хотим обратиться к нашему уважаемому Председателю Республиканского профсоюзного комитета Магомеду Амиродинову, с просьбой выделить место в отделе современности республиканского музея, для личных вещей профессора: медали и награды за вклад в науку, рукописи, диссертации, записи, в которых он делился своими переживаниями, отношением к происходящему вокруг.
Считаю, что потомки должны знать, какие замечательные люди жили и трудились в нашей республике. Молодëжь должна брать достойный пример у настоящих педагогов», — заключила Марина Владимировна.
Идрис Абдуллаевич похоронен в родном селе. Но тропа к нему не заросла, ведь благодарные ученики и сотрудники часто посещают могилу профессора.
Светлая память об Идрисе Абдуллаевиче будет жить долгие годы. Будем говорить и писать о нём и о его трудах, которые так помогают нам, логопедам, дарить радость общения тем, кто этому только учится.
Нинав Гаджиева