Кизилюртовскому району – 80 лет

(страницы истории)

 

«У села Чирюрт на реке Сулак находятся

развалины древнейшей столицы

Хазарии – Беленджер».

 

Плетнева С.А. Хазары. Исчезнувшие

народы. Москва, 1988. С.56

 

«Султан-Мут заложил деревню,

где теперь Чир-Юрт».

 

Лобанов-Ростовский А.Б., журнал

«Кавказ», 1846 г., №37, С.147

 

Старшее поколение жителей Кизилюртовского района и сел, близлежащих районов, и сегод­ня называют Кизилюрт по-старому — Чирюрт. На месте нынешнего города Кизилюрт, раньше была станция Чирюрт. Станция Чирюрт и селение Кизилюрт, образованное в 1928 году за счет разукрупнения Султанянгиюртовского сельсовета, были объедине­ны, и на карте появился поселок Кизилюрт, который в 1963 году стал городом.

Нынешнее селение Гельбах, являющееся одним из самых древних поселений не только нашего района, но и республики и страны, в разные периоды истории называ­лось по-разному (Беленджер, Гельбах, Агран и т.д.). До недавнего времени, село назы­валось — Верхний Чирюрт.

Спустя годы, недалеко от теперещнего Гельбаха, там, где в годы Кавказской войны был дислоцирован Драгун­ский полк, было образовано новое поселение — Нижний Чирюрт, которое местные жи­тели в обиходе называли — Дарагун.

Археологические исследования, проведенные на Верхнечирюртовском городище, подарили миру науки богатые материалы, которые еще в течение долгого времени будут объектами пристального внимания со стороны ученых многих стран мира. Особенно тех, кто занимается серьезным изучением истории Хазарского каганата — первого феодального государственного образования в Восточной Европе в VII-XII веках. Мощь и обширные размеры этой Великой империи, успешно соперничавшей с Византией и Арабским Халифатом, будоражит умы, и вот уже 200 лет привлекает пристальное внимание исследователей. Неизгладим тот глубокий след, который она оставила на страницах всемирной истории.

«Хазарский каганат представлял собой огромное по размерам государство, простиравшееся от берегов Азовского моря и Крыма до Волги и Дербента порой подчинявшее своему влиянию восточный Кавказ до Северного Азербайджана включительно» (Очерки истории Дагестана. Махачкала. 1957. том 1, С. 40).

Хазары, были многочисленны и богаты. Занимались они, главным образом, земледелием и рыболовством, а также отгонным скотоводством. Виноградники и сады были неотъемлемой частью каждого хазарского рода – пишет Гумилев (Открытие Хазарии М. , 1996. С. 161.)

Хазария была уникальной страной. Уникальность ее заключалась в том, что она была образцом мирного сосуществования людей, исповедующих различные верования — мусульман, христиан и иудеев, сосуществования людей, говорящих на разных языках и принадлежавших к различным расовым и этническим группам. Подобное терпимое отношение для средневековья было явлением необычным и прогрессивным. Это было ярким примером содружества народов, может быть, заложившим основу будущей общности людей, которая сложилась в последующем.

Гумилев пишет: «Мы должны отказаться от традиционного взгляда на хазар как на кочевников. Географические условия, в которых развивалась хазарская экономика и культура показывают, что здесь возможен был только оседлый образ жизни, основанный на садоводстве, охоте и отгонном животноводстве» (Гумилев Л.Н. Там же. С.162).

В своей известной работе «Тысячелетие вокруг Каспия», он утверждает, что «родина хазар находилась в низовьях Терека и Сулака …. (Хазары) стали ведущим этносом в циркумкаспийском регионе» (Гумилев Тысячелетие вокруг Каспия. Баку , 190, С. 150). «Именно здесь, в предгорях Дагестана, — пишет он в другой своей работе, — хазары сложились как этнос» (Гумилев Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. С. 182).

По мнению Гумилева, исконные территории тюрков — хазар находились в низовьях рек Терека и Сулака, позднее в III — IV веках хазары продвинулись по берегу моря к устью Волги. К началу IX века Хазария, подчинив многие народы, расширила свои границы. Её владения ограничивались на западе — рекой Дон, на юге — Кавказом и Яйлы, на востоке до Яика.

Под контролем Хазарии находился Великий Волжский путь, по которому шла торговля между Востоком и Западом. Взоры глав многих стран мира были обращены к сердцу древней Хазарии Беленджеру (Чирюрту), где восседал император — каган (коган — в переводе с китайского — император).

Необходимо отметить ярчайшее открытие М.Г. Магомедова – выявление первых в мире стальных сабель, в ходе раскопок, проведенных в Верхнечирюртовском городище. Появление стальных сабель многие специалисты сравнивают с эффектом создания атомной бомбы в наше время. Легкая и удобная в обращении, она стала грозным оружием, имея большое преимущество перед тяжелыми, вызывающими быструю усталость, мечами. Благодаря саблям, придуманными и созданными в Чирюрте, хазары могли выигрывать сражения за сражениями и покорять огромные пространства Евразийского континента. В Беледжере (Чирюрте) обнаружены М.Г. Магомедовым и самые ранние христианские церкви во всем Северном Кавказе.

Проходит время, и на руинах Беленжера вновь возникает поселение. И опять, как когда-то, сюда собираются перед походами мужественные воины, готовые к ратным подвигам. Султан-Мут, сын шамхала Чопана, возрождает не только древний город, но и его былую славу. Легендарный герой и талантливейший полководец, он сумел за небольшой относительно промежуток времени создать сильное государственное образование.

В течение 30 лет с 1575 по 1605 годы Султан-Мут находился в Чирюрте. Здесь собирались воины перед походами, осуществляемыми этим выдающимся полководцем и в Грузию, и в Персию («на шаховы городы воевать») и на «крепости московитов». Чирюртовцы вправе гордиться своим героем. Его имя достойно быть вписанным золотыми буквами в летопись истории отечества.

Султан-Мут основал Чирюрт и жил здесь довольно продолжительное время, вплоть до 1605 года. Об этом пишет не только Лобанов-Ростовский, слова которого приведены в эпиграфе, но и многие другие, известные историки и летописцы древности, такие как Гасан-эфенди Алкадари: «В 1603 году… сын Чопан-шамхала Султан-Мут, живший в Чирюрте, собрал из черкесских и других краев до тринадцати тысяч войска для нападения на живших в тех крепостях русских» (Гасан-эфенди Алкадари. «Асари-Дагестан», Махачкала, 1994. С. 62 — 63).

Аббас-Кули — ага Бакиханов пишет: «Султан-Мут прибыл в Чирюрт, где прежде был древний город Агран… Собрав тогда племя кумыков, рассеянных в разных местах, он поселил их в Чирюрте, который избрал главным местом своего пребывания» (Аббас-Кули — ага Бакиханов. «Гюлистан — и Ирам», Баку, 1991.С.108-109).

С именем Аллаха шли воины под водительством Султан-Мута в бой и побеждали врага. И побед этих на счету Султан-Мута было не мало. Как утверждает тот же Потто, в 1594 году при отражении похода Хворостинина, горцев «вели муллы с поднятыми над головами свитками огненных стихов из Корана», призывавших по существу к газавату, т.е. к священной войне за веру.

О Султан-Муте заговорили как в странах Западной Европы, так и во многих странах Востока. В Чирюрте гостил у шейха Султан-Мута классик немецкой поэзии Пауль Флеминг в составе дипломатической миссии герцогства Шлезвиг-Голштиния. Пауль Флеминг описал Султан-Мута и восхищался красотой природы на берегах Койсу. Он посвятил Султан-Муту несколько баллад, элегий и од, которые были опубликованы в двух поэтических сборниках. Одна из них вышла в 1641 году в Амстердаме на немецком языке, а вторая в 1649 году в Гамбурге на латинском языке.

Рассказы о его подвигах, становясь легендами, передаются из уст в уста. Для многих он становится символом мужества и непоколебимости.

Адам Олеарий (1603-1671), немецкий ученый-математик, астроном, географ, посетивший Дагестан в 1636 году и лично встречавшийся с Султан-Мутом, писал, что: «Они заявляют, что не подвластны ни персидскому шаху, ни великому князю московскому, и не состоят в подданстве ни у кого, кроме Бога!». Далее Адам Олеарий пишет: «…ни персы, ни русские, между владениями которых они расположены, не могут их укротить военной силой «Это же подтверждают восточные источники. Так знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в те же годы в Дагестане и гостивший немало дней у «дагестанского падишаха» Султан-Мута, свидетельствует о независимом от Москвы и Персии его правлении.

 

Чирюрт в годы Кавказской войны

Освободительная борьба народов Северного Кавказа, 25 лет воевавших под руководством имама Шамиля, овеяна многочисленными легендами и преданиями. Десятки тысяч воинов полегло за это время с обеих сторон, было разрушено и сожжено немало сел.

Говоря о Чирюрте и близлежащих селах Бавтугай, Султанянгиюрт и Чонтаул, можно сказать, что в начальный этап Кавказской войны жители этих сел принимали самое активное участие в национально — освободительном движении.

Одной из ярких личностей в истории Кавказской войны является Хаджи – Булат Янгиюртовский (также известен как Булат-Мирза-хаджи) — наиб Ауховского округа в 1840 году. Ещё в молодости он совершил хадж в Мекку и стал известным ученым-просветителем в Дагестане. Этот факт сблизил Булат-Хаджи с имамами Гази-Мухаммадом и Шамилем. Данный факт отражён в книге Ю.У.Дадаева «Наибы и мудиры Шамиля».

Он стал видным государственным деятелем Имамата. По сведениям Дадаева, в сражении при Ахульго Хаджи-Булат Янгиюртовский командовал отрядом кумыкских мухаджиров (переселенцев) с равнины. Попал в плен и был выкуплен имамом Шамилем (Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля, Том 1. — С.117).

В 1840 году назначается наибом Ауха, но вскоре убит наемниками, подкупленными царской администрацией. Один из архивных документов имеет название «О награждении деньгами трёх (наемников), убивших Булата-Мирзу-Хаджи, назначенного Шамилем старшиной к ауховцам».Убийцы вынуждены были бежать из Ауха из-за гнева местного населения.

В отряде наиба Хаджи — Булата Янгиюртовского находилось большое число жителей как из самого Султанянгиюрта, так и близлежащих сел: Чирюрт, Бавтугай, Чонтаул, Темираул, Костек и др. К большому сожалению, отдельного исследования жизни и деятельности этой личности по сегодняшний день не проводилось.

В ходе Кавказской войны было несколько неудачных попыток взять царскими войсками Чирюрт. Удобное расположение и решимость чирюртовцев любой ценой отстоять родное село делали затруднительным взятие Чирюрта. Однако 18 октября 1831 года отряд русских переправился через Сулак и после жестокого, кровопролитного сражения взял Чирюрт. Сельчане покинули село.

Через некоторое время командованием русской армии было дано дозволение чирюртовцам, вернуться в свои жилища с условием, что те не будут поддерживать повстанцев. Условие было принято. Хотя в последующем чирюртовцы скрыто, но участвовали в национально-освободительном движении, помогали продовольствием, снабжали разведданными о передвижении войск противника, его численности и вооружении, это не устраивало Шамиля.

Он требовал открытого военного противодействия отрядам русской армии и приказывал жителям села Чирюрт и Султанянгиюрт переселиться в горы. Жители этих сел находились как бы между двух огней, терпели неприятности с обеих сторон. За поддержку, оказанную султанянгиюртовцами в одном из походов Шамиля, как пишет Богуславский- Ермолов наложил на них контрибуцию в размере 40 голов крупного рогатого скота. За невыполнение указаний Шамиля войска имама начали совершать набеги на Чирюрт, Султанянгиюрт и другие окрестные села.

Сторожилы Чирюрта рассказывают о том, что однажды после неудачной попытки овладеть Чирюртом Имам Шамиль, пораженный мужеством и героизмом, оборонявшихся, заявил своим приближенным: «Если бы все мои воины сражались так же, как чирюртовцы защищают родное село, то я бы никогда не знал поражения!».

В критической ситуации, в одном из сражений, от неминуемой гибели первого имама Дагестана Гази-Мухаммада спас храбрый воин Нурмагомед Зубутлинский. За мужество и отвагу, проявленные в ходе освободительной борьбы многие зубутлинцы были отмечены знаками воинской доблести.

Почти в каждом селе были храбрецы, которые принимали активное участие в происходящих событиях. К большому сожалению, имена не всех героев Кавказской войны нам известны. Мы знаем только тех, чьи имена зафиксированы в исторической литературе. Огромную признательность заслуживают те, кто своим кропотливым, исследовательским трудом открыли много, доселе неизвестных страниц славной истории наших предков.

В 1859 г. после пленения, Шамиля повезли в Россию. Маршрут следования пролегал через Чирюрт, где он пробыл три дня. В Чирюрте (точнее в Нижнем Чирюрте) был сделан первый фотографический снимок Шамиля. Его сделал командир Драгунского полка граф Ностиц. Портрет Шамиля с сыном Газимагомедом, снятый в Чирюрте, впоследствии был отпечатан на большом листе и украшен виньетками знаменитого Горшельда.

Посещал Чирюрт наследник императорского трона царевич Александр Николаевич. Данный факт описан в «Истории 44-го Нижегородского драгунского полка».

В 1858-1859 годах А. Дюма путешествовал по России. Три месяца он провел на Кавказе. В апреле 1859 года в Париже вышли три тома его впечатлений от поездки на Кавказ. В 1861 году в сокращенном виде «Кавказ» был издан на русском языке.

Интересен каждый раздел данной книги. Описывается в ней и посещение известным писателем Чирюрта. В Чирюрте Александру Дюма подарили портрет Хаджи-Мурата, и, кроме того, на память от имени нижегородских драгун лоскут знамени, отбитого им у любимого наиба Шамиля.

Недолго находился Дюма в Чирюрте, но благодаря его перу тысячи читателей во Франции, в России и во многих других странах узнали о существовании Чирюрта, познали много интересного об истории и природе Дагестана. Во время Кавказкой войны в районе села Нижний Чирюрт сражался поэт А. П. Полежаев, это сражение он описал в поэме « Чир-Юрт».

 

Образование Кизилюртовского района

5 июня 1944 года Постановлением Верховного Совета ДАССР был образован Кизилюртовский район. Первым руководителем района со дня его образования работал на посту первого секретаря Кизилюртовского райкома КПСС Гаджикасум Шихмурзаевич Алиев. Руководство республики направило его на эту работу, как указывается в докумен­тах того времени, «для укрепления и восстановления хозяйства бывшего Кумторкалинского, ныне Кизилюртовского района». Гаджикасум Алиев оправдал оказанное ему высокое доверие. Он, с присущими ему энергией и энтузиазмом, приступил к работе. Работать ему на этой должности довелось в последние годы войны и в тяжелые послевоенные годы.

В первые годы (с 1944 по 1950-й) большин­ство административных учреждений обра­зованного Кизилюртовского района рас­полагалось в селении Султанянгиюрт. Это военкомат, районо, прокуратура, суд, рай­собес, госстрах, лесхоз, райзо (земельный отдел) и т. д. Султанянгиюрт, таким образом, фактически выполнял роль районного центра.

С первого дня своей деятельности на посту руководителя района Алиев развернул активную деятельность по решению многих социальных вопросов.

В 1944 году на станции Чирюрт была открыта 25 коечная больница. Главным врачом больницы была Коваленко Мария Павловна. Районным отделом здравоохранения руководила Банникова Екатерина Федоровна. Так как в 40-е годы в Чирюрте свирепствовала малярия, была организована противомалярийная станция под руководством Павленко Ивана Поликарповича. В дальнейшем Павленко стал заведующим Республиканской противомалярийной станцией, а в последующем главным врачом Республиканской СЭС (с 1956 по 1959 год). Два этих события – открытие больницы и противомалярийной станции в Чирюрте – можно считать началом функционирования государственной системы здравоохранения в Кизилюртовском регионе.

Гаджикасум Алиев был одним из тех, кто поднимал вопрос о необходимости строительства ГЭС на реке Сулак. В 1947 г. Совет Министров РСФСР вынес решение о выделении ассигнований на проектно-изыскательские работы по строительству Чирюртовской ГЭС. В 1948 г. по Чирюртовской ГЭС было разработано Московским отделением института «Гидроэлектропроект» про­ектное задание. В дальнейшем проектно-изыскательские работы по Чирюртовской ГЭС проводились Бакинским отделением института «Гидропроект».

В 1949 г. последовал перевод Алиева на должность первого секретаря Хасавюртовского райкома КПСС. В 1953 г. после окончания годичных курсов Высшей партийной школы при ЦК КПСС в г. Москве был избран Председателем Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР.

Где бы ни работал Алиев, какие бы должности ни занимал, он трудился со свойственными ему качествами — инициативой, энергией и настойчивостью. Требовательность и принципиальность, скромность и чуткое отношение к людям снискали ему высокий авторитет среди трудящихся республики. Он избирался членом бюро Дагестанского обкома КПСС, был депутатом Верховного Совета ССР второго и третьего созывов, депу­татом Верховного Совета РСФСР пятого созыва и Верховного Совета Дагестанской АССР ряда созывов. Советское правительство высоко оценило заслуги Алиева, наградив его двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета», а также многими медалями.

После ухода Гаджикасума Алиева первыми секретарями Кизилюртовского Райкома, а затем Горкома КПСС работали Мантаев, Абдурахманов, Шугаибов, Адуков, Ткаченко, Шахназаров, Абдурахманов, Малогусейнов, Тагиров … Можно много хороших слов сказать о каждом.

В 1953 г. (22 декабря) на основании Постановления Совета Министров СССР в соответствии с Приказом Министерства Электростанций и Электропромышленно­сти Союза ССР от 31 декабря 1953 года было организовано Управление строительства «Сулак ГЭСстрой», на которую было воз­ложено строительство Чирюртовской ГЭС на реке Сулак.

В 1954 г. по проекту «Бакгидропроекта» началось строительство Сулакского Каска­да — Чирюртовской ГЭС — 1. Проводилась организация строительных площадок, линий электро­снабжения, строительство временного и постоянного жилья, подсобных и вспо­могательных предприятий, прирельсовой складской базы.

В 1963 году исполком райсовета был реорганизован. После четырехлетнего перерыва, т.е. в 1967 году был вновь организован в тех же территориальных границах указом верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1966 года и Указа Верховного Совета ДАССР от 31 декабря 1966 года.

Вместе с секретарями Райкомов и Горкомов КПСС, рука об руку, в одной связке трудились председатели райисполкомов: Укарханов, Бамматов Арсланали, Бамматов Юсупбек, Гебеков. Асавов, Магомедов Азиз, Магомедов Исрапил, Курбанов, Дадаев.

26 октября 1993 года была прекращена деятельность городских и районных Советов народных депутатов. Главой администрации Кизилюртовского района Дадаев Магомед (1991 г.-2001 г.).

После Дадаева Магомеда главой администрации, а затем главой МР «Кизилюртовский район» стал Гаджиев Абдурахман (2001 г.- 2006 г.). Главами МР «Кизилюртовский район» и главами администрации района в последующем работали Османов Рапаил (2005 г.-2007 г.), Гаджиев Магомед (2007 г.-2012 г.), Аджаматов Багаутдин.

С апреля 2005 г. по январь 2013 г. Аджаматов Багаутдин работал в должности главы администрации района. С мая 2013 г. по сентябрь 2015 г. был главой МР «Кизилюртовский район». С мая 2013 года главой администрации, а с 2016 г. главой МР «Кизилюртовский район» работал Шабанов Магомед. В ноябре 2020 года исполняющим обязанности главы МР «Кизилюртовский район» назначен А.Г.Шабанов.

В июне 2021 г. Главой МР «Кизилюртовский район» избран Б.А.Татарханов. В последние годы, благодаря усилиям руководства района в облике сёл Кизилюртовского района происходят разительные перемены. Строятся школы, детские сады, спортивные залы, асфальтируются дороги, идёт работа по газификации и электрофикации в населённых пунктах на новых планах, решаются вопросы водоснабжения.

 

Багаутдин Аджаматов,

член Союза писателей России