Сургинская фантазия

(Выставка предметов народного прикладного искусства и быта, из частной коллекции и собрания Национального музея РД им. А. Тахо-Годи)

 

Шитье и вышивки, чехлы на подушки (напольные, пристенные), покрывала, чохто, сумочки и игольниц, выполненные в технике лоскутного шитья.

Все эти предметы изготовлены и собраны в десяти небольших хуторах Акушинского района, в прошлом относящиеся к Сургинскому вольному обществу — Наци, Нахки, Тузла, Кулия, Уржаги, Кассагу, Бикаламахи, Кадамахи, Урхулакар, Буккаламахи, Уцули, Араса, Гиягирамахи .

Это очень локальная и специфическая часть материальной культуры сургинцев, через которые мы можем узнать о многих явлениях и чертах жизнедеятельности: торговля (богатство ассортимента тканей не местного производства); производство — навыки шитья и вышивки, местное домотканое производство; творчество – понимать роль цвета, умение смело и оригинально составлять цветовые композиции, создавая чрезвычайно органичные и стильные сочетания цветов и фактур тканей, использование чаще открытых ярких цветов и не стандартных комбинаций, в основе которых лежит квадрат или прямоугольник. Часть композиции украшена вышивкой в символическом растительном орнаменте.

Сургинские мастерицы вероятно преуспели и в материаловедении: изучение используемых тканей – видов, фактур, цвета может сообщить многое о контактах, способах приобретения и применения тканей, даст очень интересные сведения.

Данные предметы бытовали в повседневной жизни сургинцев не одно столетие, они изготавливались каждой хозяйкой для своего дома, скрадывали тяжкий быт и украшали скудные жилища в прошлом.

Всю эту красоту — а это более 30 предметов собрала наша коллега, заведующая Акушинским филиалом НМ РД им. Тахо- Годи Зубалжат Мирзаева. Она предоставила нам их для показа как полноценную выставку, через предметы которой мы не просто видим и восторгается красотой смелых абстрактных композиций, но и открываем для себя малоизвестный исторический и культурный пласт — сургинское вольное общество — общность более 40 поселений, исторически образовавшую свою особую субкультуру и ментальность.

И об искусстве. Глядя на сургинские лоскутные картины, понимаешь силу и мощь их творческого воображения, смелость и безграничность народной фантазии, а на память приходят великие и большие художники – Мондриан, Кандинский, Малевич , основоположники абстрактного искусства.

СУРГИ. Краткий исторический рассказ.

Сурги — область, охватывающая селения, находящиеся в бассейне реки Уллучай и его притока Хулахерк, расположенная на высокогорном плато «Серхинские горы». Это гористая местность, где много различных холмов, ущелий, каньонов и речушек, берущих начало в основном из высокой горы Цена (Огненная гора) и стекающих в «Большую реку», известную под названием Уллучай. Географически территория ограничена с севера Бутринским лесом, с востока селениями Уркарах, Кубачи, с юга Агульским, Рутульскими районами. На западе находится гора Шунудаг.

Соседи серхинцев на западе — лакцы Кулинского района, на юге — агулы, на востоке — кубачинцы и муиринцы (Дахадаевский район), на северо-востоке — бутринцы, гебинцы, гинтинцы, усишинцы.

О древних серхинцах до нас дошли лишь некоторые сведения из записей армян, персов и арабов. Селения Неца и Нахки — самые древние из поселений серхинцев. Все остальные образованы переселенцами: из Неца — Кассагу, Хуннамахи, Тузла, Уржаги, Хурбе, Кулия, Карап, Мурлатина, Халагия; из Нахки — Верхнее и Нижнее Каршли, Каттамахи, Бикамахи, Верхнее и Нижнее Чиа, Куращи, Букка, Урхулакари, Куялламуг, Араса, Уцули… В конце XVII — начале XIX века серхинское общество объединяло пятьдесят два джамаата (несколько аулов, находятся ныне в составе Агульского района.• Издавна серхинский ареал состоял из большого количества населенных пунктов, не объединенных между собой в административно-управленческом смысле. В них проживали вольные общества, никому не подчинявшиеся и ни от кого не зависимые, такие как Сирга, Буркун-Дарго. Кроме них у даргинцев были и другие общества: Акуша-Дарго, Кааба-Дарго, Химур-Дарго, Кайтаг-Дарго.

Серхинские села и хутора расположены либо на вершинах гор, либо на отлогих холмах и хорошо укреплены естественными барьерами: скалами, ущельями, рвами, глубокими каньонами и т.п.

Серхинские хутора располагаются не так далеко друг от друга, но интенсивных связей между ними, видимо, не было, если судить по узким, не очень-то протоптанным пешеходным и отчасти конным тропинкам. Видимо, серхинцы разных хуторов наведывались друг к другу при крайней нужде, груз перевозили на лошадях и ослах.

Они называют себя «серхIян»… Это слово имеет ряд переводов — с арабского означает «волк», с персидского «сер» — «гора», «геран» — «страна» – «страна гор».

В серхинских горах не развито садоводство, поскольку не очень благоприятны условия. Возможности земледелия тоже скудны — нет больших ровных площадей для пашни. Но местные жители упорным, кропотливым трудом в течение многих лет клочок за клочком отвоевывали пахотные земли и строили себе террасные поля на склонах гор, где сеяли в основном рожь и другие зерно-бобовые культуры для обеспечения своей потребности в хлебе, поскольку привозить его извне было еще труднее из-за суровости горно-климатических условий, отсутствия дорог, торгово-экономических связей с внешним миром. Жизнеобеспечение серхинцев в течение долгих лет в основном велось на базе натурального хозяйства.

Зато у серхинцев были в достатке альпийские луга. И основным занятием жителей этих мест было скотоводство, особенно овцеводство и в изобилии были продукты животноводства. Отсюда и очень развитая лексика, относящаяся к животноводству. Большая часть сирхинцев занималась животноводством и, соответственно, селилась на лето в мелких хуторах в несколько дворов, обычно у родственников. Со временем хутора разрастались и образовывались новые села.

Серхинцы были полными хозяевами земли джамаата. Сами устанавливали угодные порядки, сами защищали свои земли, ни от кого не завися и никому не подчиняясь. В Серхинское вольное общество входило 36 сел и хуторов. Серхи не различала людей по сословию, здесь не было деления на лагов, чанков, беков. Фактически все серхинцы были узденями; человек мог бы быть нищим, но если он был «гъавбза», то все было в его руках.

Их пашни и угодья начинаются почти за порогом жилья и просматриваются отсюда до самой их границы. В пределах прямой видимости еще три-четыре таких же соседних поселка, связь с ними поддерживается обычным криком. Серхинец уверен, что в любое время суток, в любую погоду, в случае несчастья или стихийного бедствия по одному его крику соседние поселки устремятся к нему на помощь

Известный историк Расул Магомедов отмечал развитие ткачества у серхинцев и сравнивал уровень ткачества в Серхи с уровнем металлообработки в Кубачи.

По административному делению в состав Сурхи сегодня входят 4 муниципальных образования Акушинского района и Дахадаевского района. Это сельсовет Цугнинский, Нацынский, Нахкинский и Кассагумахинский.

 

Джамиля Дагирова,

куратор выставки