Каждый народ представляет самоценность в истории, особенно, когда он славится подвигами известных личностей, их признанием и незабвенностью.
Чтобы по достоинству оценить практическое значение фильма Ахмеда Таибова, следует вкратце остановиться на событиях, происходивших в середине ХVIII в. в Дагестане, в частности в Табасаране, которые и послужили основной темой фильма.
За свою многовековую историю табасараны подвергались бесчисленным нашествиям иноземных завоевателей, Сасанидского Ирана, Арабского Халифата, Золотой Орды, Тимура, сефевидов, турок и других.
Борьбу табасаранского народа против иранского завоевателя Надир-шаха, пожалуй, трудно с чем- то сравнить.
В исторической литературе, в частности, в трудах историографов Надир-шаха Мирза Мухаммад Махди-хана Астрабади и Мухаммада Казима, поход Надир-шаха в Дагестан весной –летом в 1741 известен как «Табасаранский поход». Сам факт, что поход известен как табасаранский свидетельствует о том, что жители Табасарана на всех этапах оказывали упорное сопротивление иранским завоевателям.
О героической борьбе табасаранского народа против иранских завоевателей свидетельствуют легенды и предания, эта тема получила освещение в исторических трудах, посвященных истории Табасарана, в художественных произведениях.
Патриотической теме — борьбе народа во главе с Мирзой Калукским против полчищ Надир-шаха посвятил свой фильм известный артист Таибов Ахмед.
Замысел фильма у Таибова родился несколько лет тому назад. В 2022 г. его проект «Видеофильм» выиграл грант Главы Республики Дагестан и Таибов всецело посвятил себя созданию фильма.
Мирза Калукский обличал греховную знать и воспевал свободу родного народа и земли. В тяжелый период нашествия иранских захватчиков Мирза Калукский возглавил решительную и беспощадную борьбу табасаранского народа за свободу и независимость против многочисленной армии Надир-шаха, мечтавшего о мировом господстве, известного как тирана и грозы вселенной.
Известно, что наиболее ответственного отношения к себе требуют темы героико-исторического прошлого народа. Как показано в фильме на территории Табасарана происходили сражения против завоевателей, в которых принимали участие жители всех аулов. Надир-шах огнем и мечом опустошал аулы Табасарана. Наиболее ожесточенным было Дюбекское сражение, в котором еле уцелел сам Надир-шах. В этом сражении участвовали жители Табасарана, а также бойцы Кайтага, Аварии, Лакии, кюринских обществ. Согласно преданию, боец Вавай — представитель тухума «Асмадрин-Аьлдин баяр» с. Хурик был участником Дюбекского сражения. Сохранилась сабля, с которой он сражался против завоевателей.
В фильме наглядно показано, когда над Табасараном нависла грозная туча войны, Мирза Калукский взял в одну руку саблю, в другую чунгур, чтобы сражаться и оружием, и песней. И повсюду уже повторяли его призыв:
Эй, милый мой Табасаран
Родные мои сограждане!
Шах Ирана- тиран Надир
Ненавистный враг идет на нас
Встанем все, как один
Как горные смелые львы
Тот, кто подчинится врагу.
Пусть не выйдет на поле битвы.
Народы Дагестана, как братья
Сплотятся в единую семью
Аварцы, лезгины, кумыки, даргинцы и лаки —
Братья все помогут!
Как показано в фильме, Надир-шах узнав о героическом сопротивлении жителей Табасарана, спешно выступил туда с большим отрядом из Дербента. Но по пути в Табасаран шах получал все более удручающие сведения. Приближаясь к местам боев, Надир-шах увидел тысячи тел, убитых вперемешку со своими лошадьми.
Мы видим, как иранский завоеватель, узнав о крахе своих планов в Табасаране, принимает меры, чтоб набраться сил для дальнейшей борьбы против горцев.
Оказав решительное сопротивление завоевателям на земле Табасарана Мирза Калукский во главе отважных бойцов двинулся против Надиршаха в Андалалскую долину и призвал горцев на борьбу. В схватке с иранскими завоевателями Мирза Калукский от полученных ран погибает.
Надир-шах не выдержав натиск горцев вынужден был отступить. Отступление его превратилось в паническое бегство. Надир-шах решил вести против горцев затяжную войну.
По приказу шаха в естественно-укрепленном месте между селениями Рукель, Кемах, Джалган, Гимейди был устроен для шахской армии хорошо охраняемый лагерь, откуда жители табасаранских аулов подвергались беспрерывным нападениям войск Надир-шаха.
Ополченцев Табасарана, отстаивавших свою свободу и независимость. кизылбаши называли не иначе как «необузданными», «злоумышленниками». Историк Надир-шаха Мухаммад-Казим пишет: «Часть дагестанцев, известная под названием табасаранцев, была зловреднейшей из упомянутого племени». Надир-шах приказал «стереть табасаран с лица земли». В борьбе с иранскими полчищами погибло значительное число табасаранского населения. Лагерь, устроенный Надир-шахом получил название «Иран-хараб» (Разруха-Ирана), где окончательно были разгромлены иранские отряды.
В течение ряда лет Ахмед Таибов работал над фильмом как автор, исполнитель главной роли фильма. Он же собирал необходимые материалы, уточнял детали. Фильм снят на достаточно высоком уровне с привлечением художников, профессиональных актеров, съемной группы. Кинокартина богата яркими, батальными эпизодами, сценами, рисующими жизнь и быт табасаран в 30-40 гг. XVIII в. Достичь хороших результатов в этой области коллективу удалось.
Съемки фильма оказались финансово затратным делом. Собственные вложения Таибова превысили средства гранта в несколько раз. Он оплатил работу всех, кто принимал участие в съемках. И этот многолетний труд о народном герое и подвиге народа Ахмед Таибов представил на суд общественности.
Создание фильма – крупное событие в культурной жизни Табасарана, Дагестана, создатель, которого отмечен грантом Главы Республики Дагестан. Вклад Ахмеда Таибова в культуру Дагестана заслуживает высокой оценки и всеобщего признания.
Магомед Гасанов,
почетный гражданин Табасаранского района