К 100-летию Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького
(Рафик Альшанов артист театра)
Именно так, «королем эпизода», назвал Рафика Альшанова ведущий театральный критик России Валерий Подгородинский на одном из театральных фестивалей, увидев его в «Мальчиках» В, Розова в роли Московского доктора и в «Вассе Железновой» М. Горького в роли Адвоката. Жаль, что Подгородинский не видел его и в образе старого индейца в спектакле «Остров женщин» по поэме Р. Гамзатова.
Когда в этом небольшом эпизоде Альшанову несколькими штрихами удалось показать всю боль и трагедию своего истерзанного народа.
Мы были теми птицами, которых
Свинцом и пламенем искореняли,
Сгоняли с мест насиженных, топили,
Сажали в клетку, втаптывали в грязь.
Частица стаи, от врагов скрываясь,
Нашла приют на острове пустынном.
Сюда свезли мы все, что уцелело
От ядер, пуль и от разбойных лап.
Чем в плен идти, рабами становиться,
Уж лучше жить в соседстве с комарами.
Тех, кто познал насилие Кортеса,
Засилие москитов не страшит.
Думается, что столь меткое попадание в зерно небольших образов удается артисту еще и потому, что за плечами у него учеба в Государственном училище циркового и эстрадного искусства им М. Н. Румянцева город Москва (мастерская Вертман Юнны Давыдовны и Точилина Владимира Ивановича), по специальности «Артист разговорного жанра цирка и эстрады». Именно работая с жанром миниатюры, когда необходимо в 2-3 минуты донести суть произведения, помогают артисту столь ярко представлять свои персонажи.
Но Альшанову удаются и роли главные с не меньшим успехом. Его Князь в спектакле «Дядюшкин сон», Доктор Штайниц в постановке «Перед заходом солнца», Президент в «Отеле двух миров», Мороз в «Волшебной карте» и, наконец, Веллер Мартин в «Игре в джин» все они ярки, разнообразны и вызывают истинное почитание зрителем.
Уроженец города Баку, вместе с родителями он побывал во многих городах России, так как отец был железнодорожником. В школу пошел в городе Балаково. Там же стал активно участвовать в самодеятельности. Всю жизнь мечтал быть клоуном. И даже настоящие хулиганы, жившие по соседству, не трогали его, понимая, что это будущий артист. И он настолько уверовал в свое предназначение, что, когда в первый год не поступил в театральное училище в Саратове, был весьма этому удивлен. Параллельно участвовал в спектаклях Народного театра. Он, проработав в сталелитейном цехе год, вновь отправился поступать в то же училище. И поступил. Его этюд «Рафик и осел» до сих пор помнят в театральном училище. А потом уже было и Цирковое училище в Москве.
Неугомонный, всегда находящийся в поиске никак не мог определиться, чему отдать предпочтение эстраде или театру. Приехав однажды в Дагестан, где был дом его деда, устроился работать в Дагестанскую государственную филармонию артистом разговорного жанра, но… Во время одного из концертов его увидел Айгум Эльдарович Айгумов, в то время работавший директором Русского театра, и пригласил его на работу в театр. Так начался его роман с театром. И как во всех романах были и расставания, и встречи.
Проработав 3 года в Махачкале, уехал в Саратов, где стал работать в Бюро путешествий. Чтобы не забыть профессию, каждый месяц давал сольные концерты. Доработался там до директора круизов. Но пришла тяжелая болезнь под названием алкоголизм. И из-за этого потерял практически все. И работу в Госконцерте, и ведение правительственных концертов. И вот, когда все это осознал, пошел лечиться. Вот уже 24 года к алкоголю не прикасается.
И когда по прошествию времени получил вновь приглашение из Дагестана, вернулся и очень этим доволен. Как он сам с улыбкой говорит 13 лет — это уже срок.
Наталья Газиева,
заслуженный деятель искусств РД, театровед