К 100-летию Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького
(Руслан Мусаев, актер театра)
«Вот хочу дать Косте сюжет для повести.
Она должна называться так:
«Человек, который хотел».
Сорин. «Чайка» А. Чехов
Уж и не знаю, неужели, действительно, скромность и интеллигентность сегодня большой недостаток. Особенно, когда это касается творческих личностей. А как иначе можно рассматривать творческий путь артиста Дагестанского Русского драматического театра Руслана Мусаева.
Закончив театральное отделение Дагестанского училища культуры с Красным дипломом, режиссерское отделение Краснодарской Академии культуры и искусств также с Красным дипломом, на 4 курсе Академии уже занимаясь преподавательской деятельностью там же, будучи стипендиатом Президента РД, он так и не поставил ни одного спектакля, ни в одном из театров Республики.
Вот уже 25 лет он служит в Дагестанском русском драматическом театре актером. За его плечами весьма интересные роли в таких спектаклях, как «Дурочка» Лопе де Вега (Октавьо), «Преступление актрисы Марыськиной» А. Аверченко (Официант, городовой), «Чайка» А. П. Чехов (Сорин), «Тартюф» Ж-Б Мольер (Тартюф), «АРТ» Я. Реза (Серж), «Ричард III» У. Шекспир (Кэйтсби), «Номер 13» Р. Куни (официант), «Неоконченный концерт» Р. Гамзатов (Чтец), «Одолжите тенора» К. Людвиг (Тенор), «Последние» М. Горький (Якорев), «Жорж Данден, или Одураченный муж» (Муж), «Женитьба Бальзаминова» А. Островский (Чебуков), «Лекарство от любви» В. Красногоров (Слуга, Архивариус) и многие другие.
К сожалению, я не видела всех спектаклей с участием Мусаева, но полностью доверяю тем журналистам, которые отметили его работы. Так о спектакле «Одолжите тенора», в котором Мусаев играл Тенора. В газете «Дагестанская правда» за 10 ноября 2010 года Джамиля Магомедова писала: « Блестяще справился с главной ролью Руслан Мусаев, который настолько вжился в образ богатого, капризного и самоуверенного американца, что как бы сам стал им на время спектакля. Его диалоги с американским акцентом вызывали у публики бурные эмоции». Еще один отзыв Влада БЕСАРАБА о роли актера в спектакле «Одураченный муж» в газете «Новое дело» от 19 ноября 2004 года. «Но кто уж действительно раскрылся , так это сам одураченный муж Жорж Данден – Руслан Мусаев. На его счету немало ролей, но раньше его как-то не замечали, ну играет и играет, так ничего выдающегося, ровненько, серенько. А тут сколько блеска в глазах, обаяния, полноты чувств! И перед нами уже не карикатурный персонаж – муж-рогоносец, смешной и жалкий, а глубоко уязвленный, обманутый, страдающий герой. И его самоубийство в финале (абсолютно не типичный для Мольера конец) предрешено – над ним, как над античными героями довлеет некий рок, от которого не скрыться. Эту трагическую обреченность, предопределенность, вроде бы неуместную, в фарсовой комедии, Руслан Мусаев проносит через все действие».
Но я видела Руслана в той самой второстепенной роли Сорина в спектакле «Чайка». И должна вам сказать, что то, как он ненавязчиво и деликатно, без нравоучений и ложной патетики, будучи физически больным, оказывается самым здоровым духовно человеком заслуга Мусаева. Его герой, пожалуй, единственно искренне любящий Константина Треплева, пытается объяснить всем окружающим его людям, и ведет он эту тему через весь спектакль, как важно человеку вовремя понять, что он хочет от жизни и набраться смелости, чтобы это сделать.
Именно эта вдумчивость и порядочность в отношениях с людьми помогает Руслану в работе над каждой ролью и сохранять уже многие годы безграничную благодарность тем людям, кто ввел его в профессию. Это и Батыров Алисултан Магомедович Заслуженный артист Республики Дагестан преподаватель актерского мастерства в училище культуры РД и Аскер Хусейнович Курашинов профессор Краснодарского государственного института культуры, режиссёр, актёр, педагог, заслуженный деятеля искусств РФ и Республики Ингушетия, народный артист Республики Адыгея.
Во время нашего разговора с Русланом к нам на несколько минут присоединилась Народная артистка Дагестана Любовь Данилова. И пользуясь случаем, рассказала о своей обиде на Руслана, который после окончания Академии 25 лет тому назад, пообещал ей роль Раневской в «Вишневом саде», но так и не поставил спектакль. Руслан, так может быть все же надо сдержать слово, данное актрисе? А что на это скажут Министерство культуры республики и руководители театров, постоянно сетующие на нехватку профессиональных местных режиссеров?
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить! А. Блок
Да будет так, Руслан!
Наталья Газиева,
заслуженный деятель искусств РД, театровед