Формирование межкультурной толерантности

В цивилизованном обществе уважение к носителю иной культуры — весьма важное условие обеспечения мира и согласия. На уважении и признании основывается все созидательное в мире: равномерные межличностные, межнациональные отношения, достижения в области экономики, политики, образования, здравоохранения и многое другое. Однако вся проблема в том, как же формировать уважение и признание культурного наследия каждого народа в таком великом государстве как Россия, где по данным Росстата насчитывается почти 200 народов, из которых около 100 коренных народов, чья основная этническая территория находится в России.

В Указе Президента РФ Владимира Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко очерчены такие традиционные ценности, как «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России», что служит ключевой и непременной установкой формирования межкультурной толерантности.

Безусловно, как федеральные, так и региональные программно-инструктивные документы, в том числе и регулярно исходящие от органов образования, в последние десятилетия неустанно призывают общество к межкультурной толерантности. Стало быть, есть соответствующая законодательная база для неотложного решения проблемы.

Но при всем этом, очевидно, что граждане нашей страны до сих пор лишены реальной возможности понять и осознать культурное величие своего государства. Даже наиболее образованная часть российского общества — многие представители интеллигенции зачастую затрудняются характеризовать географические, социальные, национально-региональные условия какого-либо народа, не говоря уже об особенностях психолого-педагогических и культурных. Путаются названия народов, непростительно легко искажаются этнонимы, антропонимы, духовные, материальные ценности, исконно присущие одному народу, иногда преподносятся как достижения другого народа. Иногда доходит даже до того, что несведущие деятели различных рангов многочисленные народы Кавказа через телеэкран и в прессе именуют одним бессмысленным и пренебрежительным понятием — «лица кавказской национальности».

Особую тревогу вызывают данные, полученные при опросе специалистов различного уровня, в том числе и военнослужащих, в последние годы волей судьбы оказавшихся на Кавказе, в частности в Дагестане. Да и подавляющее большинство современных туристов до приезда в республику не только не знали, каковы основные историко-культурные достижения народов Дагестана, но и никогда не представляли себе, какие народы проживают в Дагестане. Многие бывают приятно удивлены, кода узнают, что в Дагестане веками дружно и сплоченно проживают около 40 этносов, безмерно радуются невиданному гостеприимству, благодушию, щедрости, мужеству, стойкости и особенно единству и дружбе дагестанских народов как между собой, с народами Кавказа, так и с русским народом, в особенности. Многие гости Дагестана более всего подчеркивают тот факт, что дагестанцы хорошо владеют русским языком, знают русскую литературу, художественную и музыкальную культуру, ученых и полководцев, чтят русских учителей и деятелей науки, при любой необходимости, легко опираются на эти знания в своей жизни и деятельности. У опрашиваемых неоднократно возникал вопрос «Почему вы, дагестанцы, знаете нас так хорошо, а мы, русские и россияне, знаем вас так плохо?». «Ведь мы учились в школах и вузах, где российские образовательные программы?». Аналогичные вопросы, как нам представляется, могли бы возникнуть у опрашиваемых, да и у самих современных дагестанцев и в любом другом регионе России.

Каковы причинно-следственные связи явления, которое уже много лет усилиями недругов пытаются вести к обособлению народов России? Для поиска ответа на эти и другие вопросы нами были проанализированы программно-инструктивные документы, учебно-методическая литература по ряду гуманитарных предметов, изучающихся в современной школе. Оказалось, что при отборе и систематизации содержания образования по предметам русская литература, история Отечества, Отечественная культура нарушается принцип единства и целостности, обеспечивающий равное представление в рамках учебных программ и учебников интернационально значимых литературных произведений, исторических фактов и событий, материальных и духовных ценностей из культурного наследия разных народов России.

Программа и учебное пособие под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» полностью основывается только на традиционных ценностях русского народа. Все это приводит к одностороннему изучению литературного и историко-культурного наследия российского многонационального государства, лишает подрастающее поколение широкой, функциональной, всеобъемлющей культурологической грамотности.

И что более всего тревожит, односторонность изучения данных предметов создает предпосылки для возникновения чувств и интересов национальной исключительности, национализма и шовинизма, что негативно сказывается на межличностных и межнациональных отношениях. (Вспомним ближайшее прошлое. Ведь не случайно в учебниках русской литературы советского периода широко были представлены Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов и другие национальные поэты и писатели. Они сыграли свою консолидирующую роль для многих поколений).

В этих условиях с целью повышения функциональной грамотности учащихся дагестанских общеобразовательных организаций по укреплению межличностных и межнациональных отношений чрезвычайную важность приобретает предмет «Культура и традиции народов Дагестана», рекомендуемый для изучения в 5, 8-9, 10-11 классах. Для учащихся и студентов по культуре народов многонациональной России видим целесообразность обязательного включения в стандарты образования учебной дисциплины «Отечественная культура народов России», и по форме, и по содержанию отвечающей названию предмета. Проблемы межнациональных дружественных отношений можно оптимизировать только путем открытия широкого доступа ко всем культурам народов Отечества, когда учащиеся очевидно убедятся в богатстве и многообразии духовной и материальной культуры как ближних, так и дальних народов, получат право проявлять свою культурную индивидуальность, быть понятыми и понятливыми носителями других культур. Иными словами, проблемы оптимизации межнационального единства народов России находятся в прямой зависимости от решения межкультурных отношений.

Науке и практике известны различные межкультурные отношения. Данные наших исследований позволяют заметить, насколько смутно представляет молодое поколение смысловое содержание и практические результаты этих отношений. Учащиеся не сознают, не представляют:

— что нетерпимость к иному образу жизни приводит к расколу этносов и к разрухе этнических ценностей;

— что при ассимиляции одна культура поглощает другую и, в конечном счете, исчезает культура меньшинства;

— что изолированное существование культуры ведет к изоляции самого человека и этноса в целом и многое другое;

— что, в конечном счете, все эти отношения противоречат здравому общественному мнению, не способны обеспечивать развитие как этнической, так и общечеловеческой культуры.

В этой связи для оптимального обеспечения единства и общности культур и через нее близких и дальних этносов возникает чрезвычайная необходимость больше и максимально доступно акцентировать внимание учащейся молодежи на интеграционные процессы, практикуемые в историко-культурном наследии народов нашей страны и республики. К таким основополагающим, объединяющим и консолидирующим идеям можно отнести следующие идеи народной педагогики:

— общности историко-культурных условий развития народов;

— единства взглядов на идеал совершенной личности;

— общности лексико-грамматических терминов и понятий, выражающих межличностные и общественные отношения;

— общности содержания художественно-эстетических культурных ценностей;

— типичности и идентичности орудий, изделий и продуктов труда, хозяйственно бытовых строений и сооружений;

— общности элементов национальной одежды, украшений и снаряжений;

— идея общности форм и содержания организации традиционных народных праздников, обрядов и ритуалов;

— идея общности основ народной психологии и многое другое.

Эти и другие идеи, при условии их максимально доступном и последовательном освещении в учебной и учебно-методической литературе, профессионально грамотном и гуманистически направленном использовании в учебно-воспитательном процессе, способны обеспечить межкультурную толерантность, терпимость – к чему должно идти и постепенно идет все здравомыслящее человечество. Россия – Дагестан для этого должны быть образцовым примером толерантности – основы единства и дружбы народов.

 

Шайдабег Мирзоев,

зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ