В Сергокалинской школе № 2 по инициативе академии «Каспий» и при поддержке Управления образования района состоялся учебно-методический семинар для учителей и советников по воспитательной работе по теме: « Повышение уровня компетенций и адаптация к новой образовательной программе учителей предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Со вступительным словом выступил директор Академии «Каспий», профессор Магомед Абакаров. Он отметил, что семинар посвящен выдающемуся ученому, заслуженному деятелю наук РФ и РД — Агларову Мамайхану Агларовичу, который много писал об истоках экстремизма и терроризма на Кавказе Абакаров подчеркнул, что «Агларов отмечал, что несмотря на поликонфессиональность, этнокультурное и языковое многообразие, через всю историю Дагестана красной нитью проходит идея единства дагестанских народов, которая стала нашей общей традицией. И мы должны продолжать эти традиции. Прочные экономические связи, культурная близость, и постоянные бытовые контакты во многом объясняют то обстоятельство, что народы Дагестана, жившие веками в условиях политической раздробленности и не знавшие государственного единства, никогда не воевали друг с другом…».
Формированию патриотических чувств учащихся в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» посвятила свое выступление доцент, завкафедрой педагогики ДГПУ им. Р.Гамзатова, федеральный эксперт высшего образования, заслуженный деятель науки РД Раисат Сулейманова.
Она подробно остановилась на актуальных проблемах патриотического воспитания учащейся молодежи, которые обусловлены такими факторами, к примеру, как:
— наличие многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в первую очередь, связанных с СВО и обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряженности на приграничных территориях);
— наступлением западной культуры с культом насилия и нивелирования традиционных ценностей и морали, маргинализацией некоторой части молодых людей и, как следствие, ослаблением патриотических чувств;
— распространением идей экстремизма и терроризма; существенным ухудшением медико-биологических условий жизнедеятельности: нарушением экологического равновесия и др.
Эти факторы сыграли немаловажную роль в принятии Госдумой поправок в закон «Об образовании в РФ», касающихся переименования и изменения содержания уроков ОБЖ. которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года. Теперь курс будет называться «Основы безопасности и защиты Родины»
В обновленном курсе будет модуль начальной военной подготовки, в процессе освоения которого школьникам расскажут, как устроены Вооруженные силы, в программе предусмотрена физическая и начальная строевая подготовка. Предмет будет сочетать курс бытовой безопасности с тем, что дети должны знать о защите Родины. Школьники будут узнавать, как вести себя при разных чрезвычайных ситуациях, как пользоваться аптечкой и оказывать первую помощь, а также о роли обороны страны для ее мирного социально-экономического развития и о современном облике нашей армии.
По ее мнению, целью изучения ОБЗР является: овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества.
Директор МКОУ «Сергокалинская СОШ№2» Индира Абдурагимова посвятила свое сообщение теме «Разговоры о важном» как форма диалога между учителем и учениками, включающая игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами, а также осуществление обратной связи с детьми».
О деятельности Дагестанского Фонда патриотического воспитания молодежи имени генерал- полковника Магомеда Танкаева говорил
Председатель правления Фонда, помощник Председателя Общественной палаты РД, заслуженный наставник молодежи РД Гасангусейн Абдулжелилов.
С интересом и вниманием слушали присутствующие Начальника Управления образования района Ханум Исаеву, которая говорила об актуальных проблемах патриотического воспитания молодежи в районе.
Об использование возможностей образовательных программ для проведения дополнительных занятий культурно-просветительской направленности по освещению героических страниц истории народов России, в том числе Дагестана выступил профессор ДГПУ, заслуженный деятель искусств РФ, Член президиума Республиканского Совета ветеранов, Почетный педагог-наставник Хан Баширов.
Он согласился с Раисат Сулеймановой, что в средствах массовой информации России, к счастью, говорится о героическом прошлом нашей Родины, показываются фильмы о ВОВ, что не может не влиять на детское сознание и подсознание. В результате у ребенка
формируется образ героя — патриота Родины. Нет семьи в Дагестане, где деды и прадеды не воевали, о чем говорят родители.
В среде учащейся молодежи популярны национальные герои Дагестана: имам Шамиль, Сурхай-хан, Парту Патима и др. Герои ВОВ: Юсуп Акаев, Магомед Гаджиев, Амет-хан Султан и многие другие.
СВО внесла свои коррективы в формирование патриотических чувств учащейся молодежи. Разорвавшейся бомбой в сознании дагестанцев всех возрастов прозвучало трагическое известие о смерти Нурмагомеда Гаджимагомедова, участника СВО, первым удостоенного звания Героя Российской Федерации посмертно. В противовес всему наносному временному в духовном обогащении подрастающего поколения остается незыблемым, стойким, главным патриотические чувства молодежи. Не может быть человека, который не питал бы уважения и любви к родному очагу, к родному языку, к родителям, к местам, где проходило детство и юность.
Повышение престижа воинской службы в рядах ВС РФ, используя наиболее эффективные формы работы и ресурсы, были в центре внимания выступлений военкома Сергокалинского и Акушинского районов Шамиля Чупалаева и учителя ОБЖ МКОУ «Миглакасимахинская СОШ» Мухтара Гасайниева.
В ходе дискуссии возникло много вопросов. К примеру, количество часов на ОБЖ отведено 36 часов в год. Объем часов не увеличивается, а вот объем материала за счет введения новых элементов, связанных с начальной военной подготовкой — да. За счет чего? Что-то будет сокращено?
Далее: — Что обязательно должно быть в курсе, так это поведение в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального характера.
— Кто и как будет преподавать этот предмет? К большому сожалению, часто его преподают по остаточному принципу.
— Материально-техническое состояние. ОБЖ — во многом практика, иначе будетнеинтересно. Нужны хорошие средства для обучения оказанию первой помощи: манекены, разные приспособления, аптечки первой помощи.
И еще. Было бы хорошо на уроках ОБЖ говорить о правовых вопросах, касающихся личной безопасности: например, какая ответственность за размещение определенной информации в соцсетях, что считается самообороной и т.п.
В заключении Председатель правления Фонда генерал- полковника Магомеда Танкаева Гасангусейн Абдулжелилов вручил почетные знаки «Генерал-полковник Магомед Танкаев» директору Сергокалинской школы №2 Индире Абдурагимовой и завкафедрой ДГПУ Раисат Сулеймановой.
Затем состоялось вручение сертификатов и совместное фото у памятника Герою РФ Магомеду Нурбагандову.
Эдуард Эмиров