Очень радует, когда известные личности в республике оставляют весомый вклад, неся в общество – радость труда. Их размышления о жизни – бесценны.
Недавно в мои руки попала книга «Мой путь в кино длиною в жизнь», автором является видный деятель киноискусства, заслуженный работник культуры Дагестана и России Сулейманов Магомед Мирзаевич, в которой он делится своими воспоминаниями и заветными мыслями о развитии искусства и кино в Дагестане.
Это и своего рода эссе, воспоминания, размышления режиссера о состоянии кинематографии – «важнейшего из искусств» не только в горном крае, но и в Российской Федерации.
С первых же страниц книги мы узнаем о нелегкой судьбе главного героя повествования. Ныне, он известный кинорежиссер, дважды лауреат Государственной премии РД, кавалер орденов Дружбы и Петра Великого, председатель Дагестанского отделения Союза кинематографистов РФ, академик Евразийской академии телевидения и радио, член правления Союза кинематографистов РФ.
Фильмы с участием Магомеда Мирзаевича такие как «Взрыв после полуночи», «Адам и Хева» получили признание и отклик у широкой публики.
За период его деятельности в кино им снято 125 документальных фильмов. Мне понравилось, как он составил генеалогию свой семьи, начиная с турецкого султана Сулеймана (6.11.1494 – 6.09.1566) по сегодняшний день, у него очень интересная родословная.
Повествует в книге и о годах перестройки. Это был переломный момент в истории нашей страны, республики. Перестройка уже шагнула с кремлевских трибун на улицы городов. Советский союз умирал на глазах и вместе с нахлынувшей свободой слова, музыки, всего и вся проявилась и свобода от совести, граничащая с беспределом. И этот исторический период для Дагестана важен. В это непростое время нашлись думающие, созидательные.
Вот что пишет Магомед Сулейманов: «В эти годы городское руководство возглавляет всенародно избранный Саид Амиров. Он начинает интенсивную стройку, вернее, реконструкцию города, где идет замена старых коммуникаций водоснабжения, канализации. Стал расширять улицы, строить новый мост и многое другое. Город напоминал одну большую строительную площадку».
Автор слишком сухо перечислил. … Я хочу более подробно обо всем написать, чтобы молодое поколение знало – какое наследие получил мэр города после пресловутой перестройки.
Деятельность новой Администрации города началась в 1998 году, в крайне неблагоприятных условиях, когда вместе с грузом накопленных десятилетиями нерешившихся проблем разразился тяжелый экономический кризис.
Жилищный фонд города, объекты социальной инфраструктуры (сады, школы, больницы, поликлиники и т.д.) находились в крайне запущенном состоянии. Большинство зданий не ремонтировалось более 30 лет. Во многих микрорайонах города на верхние этажи домов не поднималась горячая и холодная вода, 25% жилья не было газифицировано. Водопровод и канализация были изношены, а асфальтовое покрытие улиц и магистралей города было практически непригодно. Долги города составляли свыше 400 миллиардов рублей в старом исчислении.
Зарплата бюджетникам не выплачивалась по 7-8 месяцев, детские пособия не выдавались более полутора лет. Архитектурный облик города был изуродован многочисленными, незаконно возведенными объектами и пристройками в нарушение генплана. Вся территория города, включая общественные места и места расположения инженерных коммуникаций, была незаконно застроена.
Мэр столицы Амиров своим безусловным приоритетом в деятельности администрации Махачкалы, считал развитие коммунальной инфраструктуры. Сразу после того, как он возглавил Махачкалу начали происходить значительные изменения в городе. Он – человек неиссякаемой инициативы и неукротимой силы воли, сразу же приступил к работе.
За годы деятельности Саида Джапаровича Махачкала стала обеспечена основными ресурсами: водой, газом, светом, канализацией, электроэнергий из расчета на 1 млн человек.
В частности, коренным образом модернизировали городское электрохозяйство. Подвели новые водоводы, построили новое водохранилище и реконструировали два существующих. Построили вторую очередь очистных сооружений…
До 2000 года город развивался без генплана. Строительство носило стихийный характер, все это начало ставится на нормальный плановый фундамент, своими силами город построил и ввел в эксплуатацию ряд поликлиник, школ и детских садов – без федеральных программ и помощи.
Для горожан и гостей столицы было построено множество магазинов, кафе, баз отдыха, гостиниц. Сдан полностью реконструированный санаторий «Талги», построен очень большой оздоровительный центр «Одиссей», у озера «Ак-Гель» введен в строй самый высокий на Северном Кавказе комплекс фонтанов, а парк «Ак-Гель» становится излюбленным местом отдыха горожан.
Благодаря личной инициативе Саида Амирова была претворена в жизнь идея возведения в Махачкале мемориального комплекса представителям русского народа, посвятившим свою жизнь Дагестану.
В своей книге Магомед Сулейманов, отмечает: «…в 2011 году мэр Махачкалы Саид Амиров поставил памятник русской интеллигенции в Приморском парке. Я написал сценарий о русской интеллигенции в республике, подал заявку в Министерство культуры России. Заявку приняли, и я приступил к съемкам». Они не могли не обратить внимание на мою заявку, потому что отток русских был огромен. Сегодня русских в Дагестане 3,6%, а было до 40%. И Саид Амиров все делал в городе, чтобы уменьшить отток русскоязычных, но увы.
Не менее значимый факт – это новый путепровод, в столице Дагестана, который соединил проспекты Петра-I и Расула Гамзатова, можно сказать, связывающий два города Махачкалу и Каспийск. Его длина 517 метров, а ширина 22 метра. Объект был построен за рекордный срок – 9 месяцев. Особенно он красив в ночное время своим ярким освещением. Этот мост гордость нашей республики, спасибо создателям и строителям.
За период с 1998 по 2013гг. сделано очень много, невозможно все перечислить… Только остается быть благодарным… и нужно признавать и ценить труд создателей. Жаль, что мы не научились ни ценить, не благодарить. Мы только можем – за ошибку и провинность отрицать всё…
Нужно еще отметить, в те годы, было запущено строительство города-спутника Махачкалы «Лазурный берег», но мечта народа так и осталась нереализованной.
Мы знаем, что экс-мэр Саид Амиров получил Махачкалу с дотационным на 88% бюджетом, а в результате гигантской работы, столица стала городом-донором, питая экономику всей республики, ведь ежегодно собиралось более 20 млрд рублей налогов. Махачкала стала особым регионом, настоящим локомотивом экономического роста, стабильным наполнителем республиканского и федерального бюджета.
В те годы, столица Дагестана обеспечивала работой десятки тысяч дагестанцев – это тогда, когда шла перестройка по всей стране, когда ради куска хлеба дагестанцы уезжали из республики.
Сегодня, интересно чем может похвастаться город? Да, мы слышим, что построили школу, детсад, но строительство их идет по федеральным программам по национальным проектам, но сам город своими силами-ресурсами ничего не строит, об инвестиционных вложениях вообще не пишут, к сожалению.
Все преобразования, новые постройки, изменения в городе, в те года, не оставались незамеченными прессой, киностудией.
Магомед Мирзаевич, пишет: «Мы с Мурадом Абдуллаевым в 2005 году сняли фильм «Мой город у моря» — о Махачкале. Сегодня – это исторический фильм, в нем показан и старый город и задатки нового. Новое поколение должно знать и гордиться старшим поколением.
Продолжая анализировать книгу «Мой путь в кино длиною в жизнь», не смогла не обратить внимание на высказывание заведующего отделом Обкома партии Нурмагомеда Кичиева. Он сказал: «Я до недавнего времени не сомневался в незыблемости партийной и кадровой преемственности, но сейчас со стороны видится совсем другая картина.
Раньше партийного работника готовили с малых лет: пионерия, комсомол, партия воспитывали его моральные и человеческие качества, доверяя ему постепенно сложные участки работы, а сегодня идут на работу совершенно случайные люди, чьи-то родственники, карьеристы, аморальные люди».
Такие как Нурмагомед Кичиев, участник Великой Отечественной войны верили, что-то еще изменится в лучшую сторону, но ничего не изменилось – разрушился Советский Союз – во власть пришли люди с поломанными ушами и куриными мозгами, но благодаря таким – как Саид Джапарович город выжил и стал городом-донором.
В книге много интересных сюжетов, эпизодов, но никак нельзя пройти мимо личности Умаханова Магомед-Салам Ильясовича.
Как Магомед Мирзаевич пишет: «Умаханов для дагестанцев был как отец родной. Он не был кабинетным руководителем, любил общение с народом, придавал огромное значение экономике Дагестана. Жаль, таких руководителей нет, и наверное долго еще не будет. Как говорят в народе – это штучное произведение».
Мне нравится, где бы он не был в поездках, везде признавал значимость журналистов, ценил прессу. В годы его руководства республикой он воспрепятствовал переведу даргинского театра имени Батырая из Избербаша в Махачкалу.
Вот как описывает этот случай сам автор: «…в Избербаше мало интеллигенции, клубное помещение не подходит профессиональному театру организовать переход даргинского театра в Махачкалу, чтобы коллектив не был оторван от своих коллег и других театров. Даже на премьеру в Избербаше мы не могли набрать полный зал зрителей…».
Короче говоря Магомеда Сулейманова вызвали в Обком и четко сказали: «Мы учтем ваши замечания и предложения, кроме одного. О переносе театра и речи быть не может, пока Магомед-Салам Умаханов на посту Первого секретаря».
Я уверена в том, что если бы построили город-спутник «Лазурный берег», то обязательно построили бы театр. Но, увы! Обстоятельства так сложились.
Анализируя книгу, могу сказать, автор талантлив, владеет словом, у него здоровый юмор, ироничен, многогранен, у него нет закрытых тем, предельно откровенен. Книга читается легко, доступна для любого читателя. Каждый найдет то, что ему по душе и интересно.
Много исторических событий, взятых из реальной жизни известных лиц, с кем автор был знаком и дружил.
Очень жаль, что тираж книги так мал, всего 200 экземпляров. Было бы желательно переиздать эту книгу, чтобы она была в библиотеках, чтобы боль автора дошла до каждого.
Каждый из нас знает – писатель пишет сердцем, рождая каждую строчку, журналист бессонными ночами осмысливает каждую мысль, поэт сто раз взвешивает каждую рифму. Магомед Мирзаевич, спасибо за откровенный разговор, за книгу! В добрый путь созидания и творчества.
Патимат Тазаева