К 100-летию Дагестанского Русского драматического театра им. М. Горького
Марина Алексеевна Карпачева
(Заслуженный деятель искусств РД, режиссер, актриса)
Проживая множество жизней
Быть режиссером — это все равно,
что проживать множество жизней.
Стивен Спилберг
Каждое утро вот уже 18 лет Марина выходит на прогулку к берегу моря вместе со своим четвероногим питомцем. Она вообще любит ходить и, может быть, поэтому сохраняет прекрасную форму. Что дает ей режиссеру возможность быть задействованной в таких спектаклях, как «Ричард III» У. Шекспира, «Тартюф» Ж-Б. Мольера, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, «Номер 13» Р. Куни, «Ханума» В. Константинова и Б. Рацера и как актриса.
К сожалению, на сайте театра нет информации о ее режиссерских работах, а ведь за 18 лет ею было поставлено более 30 спектаклей разных жанров и не только в русском театре, но и в Аварском, Лакском, Кумыкском Это и сказки «Бременские музыканты» Ю. Энтина и В. Ливанова, и «12 месяцев» С. Маршака, и «Золушка», и «Снежная королева» Е. Шварца, и «Щелкунчик» Э. Т. Гофмана, и комедии «Проснись и пой» М. Дярфаша, и «Одолжите тенора» К, Людвига, и «Дурочка» Лопе де Вега, и фантастические истории такие как « Отель двух миров» Э. Шмитта, и «ВыбиРай» А. Коровкиной, и драматические произведения такие как «Васса Железнова» М. Горького, и «Домик на окраине» А. Арбузова, «Пять вечеров» А. Володина, «Игра в джин» Д. Кобурна и многие другие.
В одном из интервью на вопрос журналиста по какому принципу она выбирает пьесы Марина ответила: «Ощущение времени. Слава богу, оно меня не подводит. Например, 15 лет назад я знала, что нужно было ставить Островского. Буквально через два месяца оказалось, что еще один театр взял эту пьесу, за ним еще один и еще. Тут играет роль чутье: важно понимать, что нужно зрителю. Было время, когда я ставила только комедии, потому что у меня было полное ощущение, что люди нуждаются в них. Были депрессивные времена: зарплату не платят, все дорого, там стреляют, тут взрывают. Я помню, когда ставила комедию «Одолжите тенора», случился эпизод, от которого даже актеры на сцене чуть не попадали. Какая-то женщина в зрительном зале засмеялась и говорит: «Ой, я больше не могу!». Если люди хотя бы на два часа отключаются, забывают все и смеются, им становится легче. Потом мне захотелось взять такую пьесу, чтобы заставить зрителя встряхнуться, подумать о жизни. Так был поставлен спектакль «Отель двух миров». Он эзотерического плана – люди находятся в коме, а действующие лица – души. Было интересно. Хотелось, чтобы люди задумались: эта жизнь еще не конец, впереди – вечность. Тема продолжилась в спектакле «Выбирай». А еще она утверждает, что самый любимый для нее процесс в работе над спектаклем – это репетиции. И невольно вспомнился отрывок из «Театрального романа» Михаила Булгакова, в котором описано создание пьесы. «Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, что картинка эта не плоская, а трехмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе. Ах, какая это была увлекательная игра»! Так и режиссер вначале видит все картинки будущего спектакля в своем воображении, а потом начинает воплощать увиденное в жизнь. Именно поэтому Карпачева знает тексты практически всех поставленных ею спектаклей. Она скрупулезно изучает пьесу для того, чтобы иметь возможность точно поставить задачу перед артистами. Её внешний эфемерный вид совсем не соответствует жесткости ее режиссерского поведения во время работы над спектаклем. Иначе нельзя, ведь режиссер – это дирижёр оркестра под названием труппа. Именно поэтому ее постановки узнаваемы, ведь за ними стоит строгий и профессиональный режиссер. Именно её прозорливый режиссерский глаз увидел в Алине Абдулганиевой и Диане Джахбаровой серьезный потенциал многоплановых актрис и ведь не ошиблась! А во время работы над спектаклем «Домик на окраине» А. Арбузова о молодых людях, чья молодость пришлась на суровые военные годы она так смогла передать молодым артистам боль утраты и мужество великого советского народа в борьбе с фашизмом, что начиная с года премьеры спектакля, они постоянно каждое 22 июня к 4 часам утра приходят к Вечному огню.
Режиссер, педагог, актриса Марина Карпачева выпускница Театрального училища им. Б. Щукина, работает в Дагестане с 2004 года. Она приехала в Махачкалу по приглашению главного режиссера Русского театра и её однокашника по училищу Скандарбека Тулпарова. Думается, что её приезд в Дагестан, к Каспийскому морю был не случаен, ведь как говорила ее любимая поэтесса и тезка Марина Цветаева: «Мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская».
Наталья Газиева,
заслуженный деятель искусств РД, Лауреат премии «Благодарность Мэра Москвы», театровед