Как слово наше отзовется…

В Академии «Каспий» состоялся семинар для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Махачкалы по теме: «Современные образовательные технологии как залог высокого качества организации учебного процесса и внеурочной деятельности для учителей начальных классов».

В своем вступительном слове директор Академии «Каспий» доктор экономический наук, профессор Магомед Абакаров приветствовал участников семинара и пожелал им успешной работы. Магомед Идрисович также рассказал о реализации Академией программы «Педагогическое наследие Дагестана». Он отметил, что нынешний семинар посвящен известному педагогу Исмаилу Гасанову, который в течение 26 лет возглавлял уникальное издательство «Дагучпедгиз». А до этого он был директором Хурикской средней школы Табасаранского района, заведующим районо.

За время работы в Дагучпедгизе с целью обеспечения школ Дагестана учебниками и произведениями детской художественной литературы на языках дагестанских народов, он наладил контакты с полиграфическими предприятиями многих городов страны.

Впервые были выпущены в свет буквари на языках малочисленных народов – агульском, рутульском, цахурском, чеченском, татском, а также азбуки для городских школ на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском и табасаранском языках. На всех языках были изданы и школьные русско-дагестанские и подготовлены к выпуску дагестано-русские словари.

В 1990 году за достигнутые успехи в работе и за участие в выставке «Учебная книга сегодня и завтра», Дагучпедгиз был награжден Дипломом Главного комитета ВДНХ.

Труд И. Гасанова был отмечен наградами. Ему присвоены звания «Отличник печати РФ», «Отличник народного образования», «Заслуженный работник культуры РД», он был награжден Почетной грамотой ГОСКОМиздата ДАССР, Почетной грамотой Госкомиздата РСФСР, а также медалями. Ему присуждено звание лауреата премии «Золотой Орёл».

Учитель начальных классов школы №29, методист Управления образования Клавдия Гороховская отметила, что ее волнует творческий подход учителя к работе. По ее мнению, в каждом учителе должна быть искра, которая должна зажечь сердца детей. И эта искра – искра творчества. Она привела слова Тютчева:

 

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

 

Клавдия Витальевна подчеркнула, что основная тема стихотворения «Нам не дано предугадать» — размышления о силе и роли слова в жизни людей. По ее мнению, если учитель обучает детей, то должен помнить о том, о чем говорит поэт:

 

…Но мы обязаны мечтать,

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

В зачатки жизни молодые …

 

То есть, каждую фразу необходимо сначала взвесить и обдумать. Каждое наше слово должно быть проникнуто сочувствием. Не стоит выражать словами злобу, гнаться за самоутверждением. Мы должны осторожно подбирать слова, ведь мы и вправду не можем предугадать последствий этого. Она напомнила, что 2023 год был годом наставничества и за 35 лет работы в школе она хорошо усвоила , что поддержка и помощь молодому учителю очень важны. Клавдия Витальевна остановилась также на таких принципах работы учителя как: моральное стимулирование детей, благодарность, тактичность учителя, признание и исправление своих ошибок и, конечно же, принцип самообразования.

Старший преподаватель Гуманитарно-педагогического колледжа Саида Шейхова говорила о работе учителя начальных классов как классного руководителя. Вначале она выразила удовлетворение тем, что Академия «Каспий» и Управление образования смогли организовать такую встречу коллег лицом к лицу. Она отметила, что важно дать нашим детям точку опоры, дать им гармонию, уверенность в своих силах. Саида Магомедовна сказала слова благодарности Магомеду Идрисовичу Абакарову, директору Академии «Каспий, за его увлеченность, основательность и заботу о развитии и совершенствовании педагогического сообщества, в частности, реализацию программы «Педагогическое наследие Дагестана».

На ее взгляд, мы должны выпустить из начальной школы ученика, любознательного, любящего свой край, способного к самостоятельной деятельности, умеющего отвечать за свои поступки. Именно в начальной школе решаются вопросы сплочения коллектива, первые шаги по социализации детей. И в этом огромная роль классного руководителя, который должен быть в постоянной связи с родителями, организовать участие детского коллектива во внешкольных мероприятиях. Он должен координировать работу учителей- предметников, создавать совместно с медиками и психологами программы индивидуальной работы, участвовать в деятельности педсоветов, вести экспериментальную и методическую работу, создавать собственные воспитательные системы и творчески применять новые приемы воспитания.

По мнению Почетного педагога-наставника, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора ДГПУ, Почетного гражданина Махачкалы и Ахтынского района, члена Общественно-консультативного Совета Академии «Каспий» Хана Баширова, мы должны воспитывать в нашей молодежи такие качества как: добросердечие, порядочность, внимательность, принципиальность, пунктуальность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Хан Мирзахановичу было приятно видеть на видеопрезентациях, продемонстрированных учителями, выступления детских творческих коллективов. Сам Хан Баширов вот уже более 50 лет в педагогике, приобщает тысячи детей и молодежь Дагестана к богатому миру искусства и музыки. Среди его бывших учеников многие удостоены почетных званий, обучаются в различных консерваториях страны. Он оказал неоценимую помощь в подготовке в республике лауреатов Всероссийских конкурсов юных исполнителей на народных инструментах. Он отмечен нагрудными знаками «Отличник народного образования РД» и «Почетный работник общего образования РФ», «За вклад в российскую культуру». Поэтому его присутствие на семинаре было логично и оправданно. Учителя слушали его выступление с большим вниманием и заинтересованностью. Он рассказал о своих встречах в школьных коллективах, о тех вопросах, которые ему задавали и учителя, и ученики. А они касались самых разных сфер жизни — от умения взаимодействия в коллективе до патриотического воспитания. Он поделился воспоминаниями о своих выступлениях в «горячих точках».

К примеру, он первый среди творческих работников выступил в средствах массовой информации с обращением к дагестанскому народу «Россия — наше родное Отечество» в тяжелые для Дагестана дни августа-сентября 1999 г. Дал более 30 благотворительных концертов для беженцев, раненых солдат, работников МВД и ФСБ. По его инициативе проведено несколько благотворительных акций для участников СВО «Мы вместе!», «Когда музы звучат, пушки молчат!» и др.

С интересом слушали участники семинара- Саиду Абакарову, учителя начальных классов школы №36, которая увлеченно говорила о воспитании учащихся на краеведческом и этнокультурном материале; Джамилю Чупалову, кандидат педагогический наук, заместителя директора по научно-методической работе Республиканского гуманитарного медицинского колледжа им. И. Агабалаева, посвятившую свое сообщение теме: «Современные подходы в образовании и технологии их реализации»; Самиру Казибекову, учителя начальных классов школы №42 им. Н.Гаджимагомедова. Ее доклад с видеопрезентацией был посвящен формированию межпредметных связей на уроках окружающего митра в начальной школе.

Затем состоялось вручение спикерам Благодарственных писем от Академии «Каспий» и сертификатов участникам семинара, а также протокольное фотографирование.

 

Эдуард Эмиров