Школа, семья, государство

В Каспийском лицее №14 прошел семинар для советников по воспитательной работе и учителей образовательных учреждений города. Организаторами мероприятия выступили — Управление образования Каспийска и Академия «Каспий». Предметом разговора явились изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» и первых итогах реализации некоторых его статей.

Семинар посвящен памяти кандидата исторических наук, доцента Казбека Исаметдиновича Пашаева, «Отличника образования Российской Федерации». Который дважды был признан победителем в конкурсе на получение гранта Главы республики по номинации «учебные издания».

Со вступительное словом к собравшимся обратился ректор Академии «Каспий», д.э.н., профессор Магомед Абакаров.

С интересом было воспринято выступление Председателя Совета директоров ОАО «Авиаагрегат» Сайпуллы Пирилова.

Он говорил о целесообразности введения в программы начального общего образования и основного общего образования учебного предмета «Труд (технология)» для возвращения престижа рабочим специальностям и в среднесрочной перспективе решения проблемы дефицита кадров.

По его мнению, любое производство состоит из трех вещей . Это станки , машины, оборудование, второе – это комплектующие, сырье, материалы. И третье, пожалуй, самое главное, это кадры рабочих. ИТР, то есть люди, которые призваны воплощать идеи, замыслы в практику.

А откуда берутся эти кадры? В первую очередь – со школьной скамьи. Сайпулла Мансурович вспомнил положительный советский опыт подготовки рабочих кадров: « Нас, учеников советской школы, учили работать молотком, были предметы домоводства, вождения автомобиля и.т.д. То есть, нас готовили к большой жизни…».

На взгляд Пирилова, в педагоги идут люди одержимые этой профессией, зная, что и нагрузка будет большая, и зарплата невысокая. Хорошо, что эти нововведения в закон об образовании РФ учитывают многое, то что мы утеряли в 90-е годы прошлого века. Надо вернуть уважение к человеку труда. И роль педагогов здесь велика. Сейчас на всех предприятиях республики ощущается дефицит представителей рабочих профессий — токарей, слесарей, фрезеровщиков, инженеров. В школах, колледжах, вузах, к сожалению, мало уделяется внимания физике, математике, то есть тем предметам, которые необходимы для подготовки инженерно- технических работников. Да, зачастую, в школах Дагестана налицо дефицит преподавателей по этим дисциплинам…

Выступающий акцентировал особое внимание на необходимости введения в школах трудового обучения, а для этого нужна государственная программа, учитывающая все аспекты этой проблемы. К примеру, очень полезным была бы организация посещений промышленных предприятий Каспийска с высокотехнологичным производством — это завод «Дагдизель», завод точной механики. В Махачкале работают, правда, не на полную мощность ОАО «Авиаагрегат», завод имени Магомеда Гаджиева. И везде нужны рабочие руки…

Директор Академии «Каспий» Магомед Абакаров добавил: « Мне также кажется, что важно проводить такие экскурсии детей на предприятия, которые были раньше традиционными. В прошлом году Академия «Каспий» в рамках программы Агентства стратегических инициатив участвовала в проекте под названием «Классная страна».

Это проведение образовательных путешествий российских школьников по стране. Одним из таких путешествий под названием «Родина летучего корабля» (его символ- это легендарный экраноплан, разработанный в советское время) было посещение завода «Дагдизель». Предлагаю каспийских школьников повести в прекрасный музей завода, в современные цеха предприятия. Это весомый вклад в профориентационную работу детей…».

В новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена Программа под рабочим названием «Семьеведение», которая будет равномерно разнесена по гуманитарным предметам и направлена на формирование положительного образа семьи, целомудрия и ответственного отношения к быту. Пока программа носит рекомендательный характер, но не исключено её обязательное введение в будущем.

Поэтому советник директора Академии «Каспий», кандидат политических наук Эдуард Эмиров посвятил свое выступление теме: «Школа, семья, государство: грани взаимодействия». Он отметил, что семью, как общественный механизм воспроизводства человека, можно считать важнейшим институтом, играющим ключевую роль в гражданском обществе, создании его социально-экономических основ. Именно через систему таких институтов, как семья, происходит социализация личности.

Сегодня в нашей стране, в отличие от советских времен, все больше пишут о кризисе института семьи. «Лакированное» представление о советской семье, как бесконфликтной ячейке обществе, сменяется весьма пессимистическим утверждением о трудноразрешимости проблем современной семьи, которая подвержена урбанизации городов, снижению потребительского влияния на детей, особенно в городах.

Одним словом, в России и Дагестане идут непростые процессы формирования новых, партнерских взаимоотношений государства и такого важного структурного элемента гражданского общества как семья. Именно в семье наиболее зримы и ощутимы все изъяны социальной политики государства. Это с одной стороны. А с другой, сама семья выступает фактором социальной стабильности государства, сохранения преемственности поколений, национальных традиций, развития личности и общества, формирования (установления) гражданских позиций каждого члена семьи.

Республика Дагестан относится к регионам Российской Федерации, где кризис семьи («традиционной семьи») отразился в меньшей степени.

Хотя существенную роль здесь продолжают играть специфические региональные ценности – адаты, шариат, кровнородственные связи, что позволяет говорить о сформировавшейся идеологии семьи.

Однако сегодня семья сталкивается с целым рядом острых проблем. Очень показательна в этом отношении ситуация, в которую попали женщины и дети.

По мнению докладчика, характеризуя современную дагестанскую семью, нельзя не учитывать такие цивилизованные ценностные ориентации, как возможность получения женщинами равного с мужчинами образования, их экономической независимости и т.д.

Государство уделяет внимание поддержке семьи — введена должность Уполномоченного по правам материнства и детства при Главе РД.

В республике на государственном уровне вопросам защиты семьи уделяется особое внимание как со стороны законодательной, так и со стороны исполнительной власти. Еще в 1998 году принят закон «О защите прав ребенка в Республике Дагестан», в п.1 ст.8 принятого в 1999 году Закона «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан» говорится, что «запрещается при осуществлении рекламной деятельности в средствах массовой информации «дискредитация авторитета родителей, представителей старшего поколения и воспитателей…».

В дагестанском парламенте есть Комитет по здравоохранению и социальной политике, эти вопросы курируют вице-премьер Правительства республики, в Общественной палате РД есть комиссия по социальным вопросам.

Проводимая в республике политика укрепления семейной экономики является своего рода политикой выживания горцев в условиях рыночных отношений. Этому способствуют принятые в 2004 году законы «О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан» и «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Дагестан».

В то же время в Дагестане зарегистрировано более 20 общественных организаций, призванных осуществлять гражданский контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов матери и ребенка. Но этого оказалось недостаточно — наметилась тенденция роста численности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ показал и увеличение детской инвалидности.

Но чтобы поднять уровень семьи как ячейки общества необходимо развивать не только экономическую функцию, но и репродуктивную и воспитательную. В осуществлении воспитательной функции дагестанской семьи неоценимую роль играет культура межнационального общения. Показательными в этом отношении являются межнациональные семьи. В таких семьях, как правило, отсутствует этническая кичливость и заносчивость. Превыше всего стоят общечеловеческие ценности.

Если в ребенке удается сформировать уважение к человеку, то этот ребенок получит как бы иммунитет к любым формам национализма и шовинизма. Действительно, в таких семьях ненавязчиво воспитывается терпимость и уважение к национальной специфике, к культуре, языку, одним словом, очеловечиваются внутрисемейные отношения. И не надо бояться того, что межнациональные браки (а такая точка зрения в среде нашей интеллигенции имеет место) порождают в обществе слой маргинальных людей, людей лишенных своих корней.

Существенным выводом в пользу развития семьи как важнейшего элемента гражданского общества является то, что семья по сути дела становится своеобразным инвестиционным проектом получения отдачи через много лет. Наступил 2024 год, объявленный Годом семьи. Последний раз – это был 2008 год. И не случайно 2023 год – год наставничества плавно перетек в год семьи. Ведь в семье пример родителей очень важен. Это, несомненно, хорошо, что современная семья, человек провозглашены как главные ценности. Участники семинара были солидарны с выступающим по поводу того, что от обычной пропаганды семейных ценностей — дом, родители, дети, терпение, справедливость пора перейти к формированию четкой государственной семейной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. А работы в этом направлении очень много…

С неподдельным интересом и вниманием представители образовательных учреждений слушали своих коллег — Патиму Кадиеву, учителя истории и обществоведения (МБОУ «Лицей №8»), которая говорила об организации внешкольных мероприятий и укреплении гражданско-патриотической позиции учащихся»; Татьяну Лукоянову, учителя начальных классов (МБОУ» СОШ № 9), посвятившую свое сообщение теме: «О регламентации учебной нагрузки основных предметов для учеников 1-4 классов, практике безотметочного обучения , выстраивании учителем собственной системы поощрения»; Заиру Мисриханову, советника директора по воспитательной работе (МБОУ «Лицей №13»), поведавшей об использовании средств связи во время проведения учебных занятий. Затем состоялось вручение сертификатов и совместное фото.

 

Эдуард Эмиров