Две половины души  

К 100-летию Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького

 

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
А. С. Пушкин

 

Вы когда-нибудь чувствовали рядом с собой присутствие своего Ангела-Хранителя? Или в повседневной суете не желаете поверить в это, а любые свои правильные решения принимаете за собственные, но никак за чьи-то подсказки. Автор пьесы «ВыбиРай» определила жанр своей пьесы, как «на первый взгляд сказки».

Режиссер-постановщик спектакля Марина Карпачева точно следуя за автором, создала атмосферу ирреальности в реальном мире. Созданию этой атмосферы помогает и музыкальное оформление Анастасии Ильговой, и декорации Ирины Мироновой, и, конечно, точно подобранный актерский состав.

Казалось бы случайное отключение фар в машине, на которой Женщина (нар. арт РД Любовь Данилова) ехала в Дом престарелых, чтобы определить туда свою мать, поскольку ее очередной друг не хочет, чтобы та присутствовала в их доме, вынуждает ее зайти в придорожное кафе, которое становится для нее Чистилищем на земле. Ей предстоит выбрать, какая половинка ее души станет главенствующей Ад или Рай.

Актриса точными штрихами рисует образ своей героини. Несколько суетливая, привыкшая решать все вопросы сразу и четко, могущая одним звонком вызвать при надобности и вертолет и МЧС, одним движением руки, отдающей сберегательную карту человеку, полностью решить его проблемы и в то же время, как любая одинокая женщина, заискивающая перед очередным весьма меркантильным бойфрендом.

Нельзя не отметить и народного артиста Дагестана Владимира Мещерина в роли директора Детского дома. Отправившись на поиски двух своих подопечных, сбежавших, чтобы помочь своим мамам, находящимся в горячей точке, актер весьма достоверно преподает урок героине о том, что такое мать в жизни ребенка и как надо дорожить этой близостью.

В роли Пацанки актриса Диана Джахбарова создала образ великолепной дерзости, она рисует натуру, у которой взрывы гнева и капризы перемежаются с горечью первого предательства. Актриса производит впечатление роковой неизбежности. Диана в этой роли неожиданно диковата и угрюма и производит неотразимое впечатление крушения мечты и надежды.

Ох, не случайно Директор и Пацанка оказываются в этом заброшенном кафе. Всех их сюда привел Ангел-Хранитель героини.

Только встреча с Ангелом (арт. Арслан Загирбеков) останавливает безумный бег героини и заставляет задуматься над тем, кто она, зачем она?

Именно её Ангел=хранитель, видя, что женщина совсем сбилась с пути, устраивает и поломку машины, и встречу с Директором детского дома, и с девушкой, собирающейся сделать аборт. Арслан Загирбеков невероятно аккуратно рисует образ своего Ангела. У него Ангел и трепетный, и в то же время бесстрашный, когда речь идет о спасении души его подопечной.

Пьеса «ВыбиРай» Аллы Коровкиной действительно похожа на сказку-урок добрым молодцам и девицам. Иначе чем объяснить тот факт, что спектакль, поставленный Мариной Карпачевой 7 лет назад, собирает полный зал зрителей, и что особенно радует, не только зрелых, но и совсем молодых. Может быть, они идут на этот спектакль для того, чтобы избежать однажды в свой адрес услышанных таких слов своих Ангелов-Хранителей:

Ангел. «Что же вы люди за существа-то такие? Вас ведь на Землю отправили, чтобы любить! Землю эту любить, дело которым занимаетесь любить, друг друга любить! Ангела-хранителя к каждому приставили. А вы и землю — пофиг, и друг друга пофиг и ангелов своих пофиг. Извини за сленг – у тебя научился. С кем, знаешь ли, поведешься»….

И невольно приходит на ум четверостишье великого Омара Хайяма

 

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай — это две половины души»

 

Наталья Газиева,

заслуженный деятель искусств РД, лауреат Премии «Благодарность Мэра Москвы»