К 100-летию Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького
Артур и Диана Джахбаровы
Мы — эхо,
Мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.
Роберт Рождественский
Конечно, глава семейства Он, а Она и не спорит, ведь он и старше, и мудрее. Единственное, когда она мужественно отстаивает свою точку зрения, так это тогда, когда речь идет о работе над его или ее ролью.
Свидетелем такого творческого спора оказалась я во время разговора с артистами Дагестанского русского драматического театра, четой Джахбаровых. Речь тогда зашла о Дон Гуане из «Каменного гостя» Александра Пушкина. Именно сейчас идут репетиции этого спектакля в театре. Артур утверждал, что Дон Гуан (он играет его в спектакле) не любит Анну, а Диана (она играет Лауру) напротив, что герой искренне любит Анну. Но сошлись на том, что полностью доверятся режиссеру-постановщику спектакля Патине Махачевой и ее видению и трактовке образов.
Семейный стаж пары 7 лет, дочери Альфие 6 лет, сыну Кариму 5 лет. Оба успешны в профессии и являются ведущими актерами в театре. Об этом говорят и сыгранные ими роли.
Артур. «Остров женщин» Р. Гамзатов, «Бешеные деньги» А. Островский (Телятев), «Дурочка» Лопе де Вега (Лауренсьо), «Арт» Ясмина Реза (Марк), «Домик на окраине» А. Арбузов (Женя Шеремет), «Одолжите тенора» К. Людвиг (Макс), «Мамочки» В. Зуев (Сергей), «Бестужев-Марлинский» Ш. Казиев (Аммалат-бек), «Неоконченный концерт» Р. Гамзатов (Чтец и Пленный), «Отель двух миров» Э. Шмитт (Жульен Порталь), «Поэт и толпа» М. Ахмедов (Поэт), «Перед заходом солнца» Г. Гауптман (хозяин кафе Гюнтер Эбенау), «Жорж Данден или одураченный муж» Ж-Б. Мольер (Клитандр), «В твоих руках» Н. Пелевайн (главарь бандитов), «Сосед и соседка» Д. Чодоров (Тим), «Лекарство от любви» В. Красногоров (Дон Родриго), «Дом сумасшедших» Э. Скарпетта (Миккелино), «Женитьба Фигаро» Бомарше (Керубино) и многие другие.
Диана. «Бешеные деньги» А. Островский (Лидия Юрьевна), «Дурочка» Лопе де Вега (Финея),«Преступление актрисы Марыськиной » А. Аверченко (девушка в голубой шляпке, жена, Марыськина), «Мальчики» В. Розов по мотивам романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» (Лиза Хохлакова), «Васса Железнова» М. Горький (Людмила, Наталья), «Выбирай» А. Коровкина (Пацанка), «Отель двух миров» Э. Шмитт (Лора), «Дядюшкин сон» Ф. Достоевский (Зина), «Домик на окраине» А. Арбузов (Надежда), «Хеппи Энд» И. Нетаньяху (Марта), «Бестужев-Марлинский» Ш. Казиев (Ольга), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (Фаншетта), «Женитьба гусара» С. Дружинина (Девушка), «Когда арба перевернулась» О. Иоселиани (Цаго), «Ханума» А. Цагарели, В. Константинов, Б. Рацер (Сона) и др.
Параллельными путями они шли к театральному Олимпу. Артур с 7 лет стал мечтать о сцене. Занимался танцами, в школьной театральной студии, а Диана чуть ли не с пеленок жила за кулисами театра и влетела бабочкой на тот самый Олимп в 6 лет в сказке «Невероятные приключения в цветочном королевстве». .И также занималась в школьной театральной студии, но что удивительно, и у Артура, и у Дианы в разные годы и в разных школах в театральных студиях преподавал один и тот же мастер – актер Дагестанского русского драматического театра Владимир Мещерин. Именно он дал возможность ребятам поверить в себя как в будущих артистов.
В разные годы ребята учились в Дагестанском государственном университете на актерском отделении факультета культуры. В 2007 году Артур был принят в труппу Государственного республиканского русского драматического театра им. М. Горького, а Диана пришла на работу в театр в 2013 году. Вот тогда ее и увидел светский красавец, с утвердившимся амплуа героя-любовника, с массой поклонниц Артур. Увидел и решил, что именно эта девочка-бабочка должна стать матерью его детей. Через три года они поженились.
О многогранности их талантов говорят роли, которые они с блеском воплощают на сцене. Артур от сказочного Мышиного короля (спектакль «Щелкунчик») до выдающегося поэта Расула Гамзатова (спектакль «Остров женщин»), а Диана от принцесс в спектаклях «Золушка», «Бременские музыканты» до невероятно противоречивого образа инвалида Лизы в спектакле «Мальчики».
В каждом, созданном ими образе сценические средства целиком обусловлены стилем автора и режиссера, их манерой мыслить и наделять своих героев яркими красками. А как достоверны они, когда играют дуэтом в таких спектаклях как «Бешеные деньги» А. Островского, «Отель двух миров» Э. Шмита, в «Домике на окраине» А. Арбузова, в «Бестужеве Марлинском» Ш. Казиева.
Артур принимает активное участие в конкурсах и фестивалях, является лауреатом телеконкурса «С песней к Победе».
В разные годы был удостоен почетных грамот от администрации города и министерства культуры Республики Дагестан – «За вклад в развитие театрального искусства Республики Дагестан», «За высокий уровень художественного мастерства и активную творческую работу в проекте «Культура – детям села». Диана в 2014 году стала лауреатом конкурса «Сцена, опаленная войной» за роль Надежды в спектакле «Домик на окраине» А. Арбузова. В 2016 году участвовала в молодежном форуме «Таврида» – сыграла одну из ролей в итоговом спектакле «Времена года». В 2018, в 2020 и 2022 году во время Международного фестиваля Русских театров, который раз в два года проходит в Махачкале, была отмечена членами жюри за высокое мастерство в исполнении ролей в спектаклях «Выбирай» А. Коровкиной, «Вассы Железновой» М. Горького и «Мальчики» В. Розова. Последнюю работу в 2022 году высоко оценило и жюри фестиваля «Мост дружбы» (Йошкар-Ола).
Так живут и работают артисты Дагестанского русского драматического театра, чета Джахбаровых.
На мой вопрос водят ли они своих детей на спектакли Диана ответила: «Да, конечно», а Артур: «Только не на спектакли с моим участием. Я хочу быть для них только Папой, а не Мухомором или Кротом». Он вообще очень ответственный родитель. Глубоко убежден, что никакая, даже самая любимая работа, не должна служить помехой благополучия Семьи, а Она и не спорит, ведь он и старше, и мудрее.
Одна любовь, одна сцена. И пусть так будет долгие-долгие годы!
Наталья Газиева,
заслуженный деятель искусств РД, театровед