В Парауле чествовали первый за последние 100 лет рукописный Коран
На днях в селении Параул, славном своими глубокими религиозными традициями, состоялось событие, которое несомненно займет в истории Дагестана одно из почетнейщих мест.
ПОД ПЕНИЕ ХАФИЗОВ
Там, в стенах медресе имени имама Шафии состоялась презентация рукописного Корана, исполненного жителем селения Параул Сулеменом Аширлаевым. Юбиляр известен своей необычной скромностью, что выразилось не только в его незаметном поведении в ходе события. По словам журналиста Сайпутдина Тарковского, про творческий подвиг мастера стало известно далеко не сразу и лишь после настойчивых просьб его друзей позволить обнародовать этот шедевр каллиграфии. Что ж, это нормально для настоящего творца: как метко написал в свое время Крылов, «только пустая бочка грохочет на всю округу…»
Чествование большого события проходило при огромном стечении верующих – местных и гостей: ученых-богословов, арабистов, имамов, представителей власти на республиканском и районном уровнях, научной интеллигенции и местных жителей.
Из уст имамов и богословов, местных и приезжих, прозвучали глубокие, проникновенные проповеди, хадисы и суры, назидания и советы, которые неизменно вызывали одобрительные возгласы и восклицания присутствующих, в том числе и молодежи, демонстрировавшей глубокую одухотворенность и преданность исламской вере и морали.
Рукописный Коран был внесен на кафедру группой хафизов, которые под песновения установили священную книгу на возвышении и смиренно удалились на место. Обозрение Корана состоялось позднее, после многочисленных речей и проповедей, а также общей молитвы в помещении медресе.
Ведущий мероприятия, журналист и поэт Багавутдин Самадов представил биографию и творческую деятельность Сулемена Аширлаева, отметив его значительный вклад в оформление и украшение мечетей и медресе в селении и районе за последние 30 лет их более сотни на счету талантливого каллиграфиста.
Известные алимы и арабисты, такие как Арсланали-гаджи-афанди Гамзатов, Абдуллагаджи Абдуллаев, Телейгаджи Казиханов, Мухаммад-ханафи-гаджи Гамзатов, Калимуллагаджи Шихмурадов, выразили глубокое уважение мастеру, подчеркнув, что только человек, богобоязненный, благоговеющий перед священным текстом, мог взяться за такое ответственное дело и блестяще его исполнить.
В адрес мастера звучало много уважительных слов. Зам.главы районной администрации Джалалутдин Джамалутдинов выразил благодарность Сулемену Аширлаеву за бесценный дар односельчанам и всем мусульманам Дагестана. Представители республиканской власти, писатели и друзья подчеркнули, что данное мероприятие объединяет общество, укрепляет его связи, нравственность и мораль.
Глава поселения Параул Иманали Изиев выразил благодарность всем участникам события и от имени главы района Махмуда Амиралиева объявил Сулемена Аширлаева первым почётным гражданином селения Параул. Признанием заслуг Аширлаева перед параульской уммой стало озвученное замом главы района Махмуда Амиралиева решение об учреждении в Параульской СОШ часов по изучению ислама.
Это объявление вызвало бурные аплодисменты собравшихся, которое тут же пресекли алимы, заявив о недопустимости такой формы одобрения в стенах мечети. Что в них эмоции одобрения могут выражаться только возгласами «Аллаху акбар!».
В ходе презентации звучали нашиды, посвященные Корану и мусульманской умме.
Выступавшие много говорили об истории Параула, которая теснейшим образом связана с Исламом, с его традициями, религиозными и морально-нравственными установками и установлениями. Выступавшие подчеркивали не только знания параульцев в области исламского богословия, строгое следование ими нормам и правилам Ислама в семейной и общественной жизни. Но также и в трудовой, хозяйственной сфере. Трудолюбие, самодостаточность, хозяйская жилка, независимость от государства в экономической сфере, опора на самих себя, на свои силы и способности — всегда было одним из главным свойств параульцев. Которые, как подчеркивали выступавшие, испокон веков обходились в трудовой жизни своими силами, не ожидая милостей ни от государства, ни от природы.
ПОЛАГАЯСЬ НА САМИХ СЕБЯ
При этом, обходясь в экономической деятельности без поддержки государства, парааульцы свято и неукоснительно исполняют все требования его в части налогообложения и других законов и норм. Тем не менее, опять же сошлюсь на выступавших, джаммат Параула отличается зажиточностью и благополучием.
В самом деле, строгое законопослушание, неукоснительное выполнение любых требований государства, даже таких, которые им кажутся чрезмерно жесткими и несправедливыми, это принципиальная позиция параульского джамаата, практикуемая ими с давних пор…
Кое-кто увидит в этом негатив, отсутствие развитой гражданской позиции, атрофию понимания своих экономических прав и интересов – и будет не прав: причина такой якобы гражданской пассивности, кроется в глубокой вере параульцев, что и оправдывается на практике: опора лишь на свои собственные силы и возможности не мешает экономическому и финансовому процветанию параульцев. В этом сами они видят руку всевышнего, который не оставляет своими заботами тех, кто преданно служит Всевышнему, а не занимается политиканством и предъявлениями материальных претензий к власти.
В такой позиции есть своя логика, лишь бы эта дистанцированность от государства не привела к своеобразному духовному сепаратизму.
Автору удалось задать пару вопросов имениннику события – Сулемену Аширлаеву. «Как родилась идея взяться за такую огромную, трудоемкую работу? Ведь на неё у тебя ушло целях пять месяцев, срок немалый…». «Да, срок большой и труды большие, но они искупаются тем, что это время, скажу без преувеличения, самое лучшее в моей жизни… Идея написать Коран вручную родилась просто: мне хотелось написать Коран, который бы оценили как алимы, так и простые верующие, сохранить какую-то золотую середину… И, кажется, мне это удалось…
Я воспитывался в семье, где ценят искусство, творчество, рисование. Этим увлекались и мой дед, и отец. Сам я был буквально одержим этим делом, мог часами им заниматься. Участвовал во многих проектах, бывал призером на выставках…
Почему от рисунка перешел к каллиграфии?
Мне кажется, каллиграфия хороша тем, что в ней слово соединено с рисунком. Как бы двойная выразительность – визуальная и смысловая. Это своего рода удвоение реальности…
В чем секрет моего искусства? Каллиграфист работает с буквой, с писаным словом, значит важно как ты видишь эту букву. Кто-то увидит в ней простую закорючку, а кто-то ветвь дерева или другой предмет природы. Художник-каллиграфист видит всегда больше и дальше других людей, и в этом секрет его творческих достижений…»
По словам Сулемена, самым сложным в работе была передача «куфического шрифта» — красивого, но трудного для исполнения. Его Сулемен смешал с популярным и достаточно легким шрифтом «Насх». Подобную модель писания художнику пришлось составить и отрабатывать самому.
По завершении празднования гости были приглашены на обозрение шедевра от Сулемена Аширлаева, происходившего в форме почтительного кругового движения зрителей перед рукописным Кораном в исполнении талантливого мастера-каллиграфиста. Затем последовало щедрое угощение верующих яствами от хозяев мероприятия.
ПОЦЕЛУЙ ОТ ПРЕЗИДЕНТА
Завершая этот сакральный материал, я хотел бы сделать некое обобщение, синтез того, что здесь прозвучало. Несмотря на частный, персональный, казалось бы, характер творческого достижения парульского мастера-каллиграфиста Сулемена Аширлаева, оно выходит за рамки отдельно взятого кумыкского джамааата. Совершенно очевидно, что оно принадлежит не только параульцам и всем дагестанцам, но является достижением всего мусульманского мира, как такового. Во-первых, потому, что Ислам, в отличие от других, так называемых, мировых религий – действительно демонстрирует сегодня единство и солидарность всей мусульманской уммы, верность идеалам Ислама и всех мусульман мира. Даже несмотря на то, что в вопросе изральско-палестинского конфликта исламский мир не проявил той степени единства, которую можно было от него ожидать, тем не менее, этот кризис, скорее, носит частный, чем всеобщий характер.
Во-вторых, авторитет Ислама в плане достижений политических, экономических, управленческих, демократических институтов сегодня признается всеми и может служить примером даже за рамками Исламского мира. Назову здесь в качестве примера Турцию, которая, оставаясь преданной исламской, традиционалистской модели государства и управления, сумела подняться на уровень самых развитых европейских демократий. Я имею в виду недавние выборы главы Турции, где мы увидели полноценное политическое соперничество, конкуренцию, где последнее слово в борьбе претендентов на власть принадлежало народу, где была реальная конкурентная борьба (Эрдоган и Кылычдароглу), где проходили дебаты и честный подсчет голосов. Это обеспечило Эрдогану, несмотря на то, что его модель развития страны разделяется в Турции далеко не всеми избирателями, реальную легитимность и единство общества в достижении поставленных экономических и социальных задач и целей.
Исламский мир избавляется от ареола отсталой, депрессивной, бесперспективной части мирового сообщества.
В ходе недавнего события в Парауле глава селения Иманали Изиев помянул, с каким благоговением принял президент России Владимир Путин в ходе визита в Дагестан подарочный экземпляр Корана. Президент прижал его к сердцу и поцеловал священную книгу мусульман…
В свое время Ф. Энгельс, который наряду с Марксом, Лениным и Сталиным вновь становится, если не кумиром, то высшим авторитетом для всех нравственно здоровых людей, трудящихся, созидателей, написал в своей известной работе «Бруно Бауэр и первоначальное христианство» очень актуальные в настоящее время строки: «… во всех классах должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния» [1, т. 19, с. 312].
Этим освободителем наряду с рядом других важных социально-политических факторов, становится сегодня ислам. И его благотворная роль для всего исламского мира отчетлива видна в событии, которое произошло в небольшом кумыкском селении Параул, благодаря таланту, усердию, религиозному энтузиазму и экзальтации моего односельчанина художника-каллиграфиста Сулемена Аширлаева.
Багаутдин Узунаев