Корифей дагестанской музыки

Прошло двадцать лет, как нет с нами выдающегося композитора, автора опер «Айгази», «Йырчи Казак» и «Клинок Базалая», балета «Парту Патима», трех симфоний и нескольких симфонических поэм, более двухсот песен, просветителя, народного артиста России Наби Дагирова (1921–2004).

Творчество выдающегося дагестанского композитора, одного из первых профессиональных композиторов Дагестана, дало начало многим ведущим жанрам симфонической, вокально-симфонической, кантатно-ораториальной, музыкально-драматической, камерной и вокальной музыки Дагестана. Творческий путь Наби Садыковича – целая эпоха в становлении музыкального искусства и культурной жизни Дагестана.

Чтобы понять и оценить характер и значение творческой деятельности Наби Дагирова, историку дагестанской музыки недостаточно проанализировать партитуры композитора и уяснить содержание его симфонических поэм и квартетов, его хоровых пьес, инструментальных миниатюр и произведений для музыкального театра. Все это, разумеется, необходимо для выяснения художественной значимости сочинений. Для осознания сущности личности этого музыканта и его творчества важно иметь представление о том периоде развития национальной музыки, том времени, когда Дагиров выступил со своими первыми значительными сочинениями.

С учетом культурно-исторического контекста и реального творческого окружения, осознания условий музыкальной жизни и профессионального облика композиторов предшествующего поколения, можно утверждать, что в лице Наби Дагирова состоялась композиторская фигура принципиально нового типа, фигура музыканта, одинаково уверенно приступающего к сочинению песни и оперы, оркестровой увертюры и фортепианной прелюдии, фигура мастера-профессионала в полном значении этого слова, владеющего навыками качественной инструментовки и надежного хорового письма, прочно усвоившего закономерности гармонии, контрапункта и другие специальные навыки, столь необходимые в сложном композиторском творчестве.

Наби Садыкович Дагиров родился в с. Верхнее Казанище Буйнакского района ДАССР. С ранних лет он полюбил песни и наигрыши своего народа. С детства освоив игру на агач-кумузе и мандолине, Наби часто музицировал сам и играл в ансамбле с отцом, Садыком Дагировым, прекрасным кумузистом, и мамой, Рабият Дагировой, игравшей на гармони.

Потребность в занятиях музыкой взяла свое, и в 1934 году Наби Дагиров поступил в Махачкалинское музыкальное училище на оркестровое отделение, в класс А. Я. Клейзмера. Освоив виртуозно игру на валторне, юный музыкант стал сочинять небольшие пьесы для своего инструмента. Первая победа – премия на конкурсе в училище за сочинения «Песня» и «Пьеса для валторны» (1935). Яркие способности юного Наби определили ступени профессионального восхождения. В 1939 году он поступил в Саратовскую государственную консерваторию по классу валторны, где надеялся получить академическое образование и досконально изучить тембры большого симфонического оркестра. Но в том же году он был призван на службу в Красную армию и прошел все суровые годы Великой Отечественной войны.

После демобилизации Дагиров вернулся в Дагестан с полным осознанием, что он будет профессиональным композитором. Работая концертмейстером в Государственном ансамбле песни и танца Дагестана, он продолжал заниматься композицией и готовился к поступлению на композиторское отделение в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, куда и поступил в 1946 году. В консерватории Дагиров занимался у ученика Римского-Корсакова – профессора М. О. Штейнберга, а также у В. В. Волошинова. Общение с ними обязывало много работать над собой и совершенствоваться в профессии. Дарование Дагирова, раскрывшееся еще в юные годы своей естественностью и индивидуальностью, органичным сочетанием опоры на национальную музыку и преломлением традиций русской классической музыки. Каждое произведение, написанное в период учебы в консерватории, интересно по-своему: камерные инструментальные пьесы и романсы, струнный квартет и две увертюры. Особенно яркими были работы, представленные на выпускной экзамен: симфоническая поэма «Борцам за счастье Дагестана» (1951) – первое произведение программной музыки и, по сути дела, первая крупная симфоническая форма и акт из оперы «Айгази» (1952). Начатая в поэме линия крупных программных сочинений позднее нашла свое продолжение в работах композиторов М. Кажлаева («Дагестан»), С. Агабабова (неоконченная симфония по мотивам лакского эпоса), Ш. Чалаева («Парту Патима») и в творчестве самого Н. Дагирова. Дальнейшее развитие линии монументального эпического симфонизма, обозначенное еще в «Праздничной» (1949) и «Торжественной» (1950) увертюрах продолжилось в «Дагестанских эскизах» и «Дагестанских танцах» (1961), в поэме «Тарки-Тау» (1964), в Первой «Дагестанской» симфонии в 4-х частях (1968), «Поэме победы» (1979), «Концерте для скрипки с оркестром» (1980). Во всех этих произведениях чувствуется основательность профессионального мастерства, насыщенность драматического развития и вокальная прорисовка мелодической линии. За отличную учебу и творческие успехи Н. С. Дагирову была присуждена специальная стипендия. Ученый совет консерватории рекомендовал Дагирова после блестящей защиты дипломной работы в аспирантуру.

Весной 1952 года, окончив консерваторию, Наби Дагиров вернулся в Дагестан и был назначен художественным руководителем Ансамбля песни и танца Дагестана. Трудно переоценить работу, проделанную композитором в эти годы (1952–1963). От пения «на слух», элементарного знакомства с нотной грамотой, ансамбль шагнул до возможности исполнять сложнейшие хоры без сопровождения. В этот период композитор написал много произведений для хора – «Летний день», «Как хорошо», «Утро Родины», «Слово матери». 3а кантату «Советский Дагестан» для солиста, хора и оркестра на слова Н. Алиева Дагирову присудили Республиканскую премию им. Г. Цадасы (1957). В марте 1960 года Наби Садыковичу было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Дагестана». В этом же году, после декады Дагестанского искусства и литературы в Москве, ему присвоили почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

В 1954 году Дагиров стал членом Союза советских композиторов СССР и ответственным секретарем тогда же созданного Дагестанского отделения Союза композиторов СССР. Творческую и педагогическую деятельность композитор совмещал с большой общественной работой.

Полученные профессиональные навыки работы, умение выполнять любую практическую композиторскую задачу оказались очень кстати в момент, когда шло закладывание основ дагестанской профессиональной музыки, и формировалась композиторская «школа» Дагестана во главе с Г. А. Гасановым. На долю образованного в 1954 году Дагестанского отделения Союза композиторов СССР, в состав которого вошли Готфрид Гасанов, Наби Дагиров, Сергей Агабабов и Мурад Кажлаев, выпали трудности первых свершений и открытий. Почти каждое личное завоевание было тогда и общим успехом, продвижением вперед для всей национальной культуры.

Новым словом опытного композитора стала Первая симфония (1968). К первенцам национальной музыки принадлежат и произведения композитора для музыкального театра. Опера Дагирова «Айгази» (1952) – вторая по после оперы «Хочбар» (1943) Гасанова – содержит ярко-национальные музыкальные образы.

В 1964 году Наби Дагиров организовал экспедицию по собиранию народной музыки. В различных районах республики, в селениях Аксай и Андрейаул Хасавюртовского района, Терекли-Мектеб Ногайского района, Ахты Ахтынского района, Верхнее и Нижнее Казанище Буйнакското района, им было записано более 100 народных мелодий.

Композитор, педагог, организатор и бессменный председатель в течение двадцати лет со дня организации Дагестанского хорового общества, член правления Всероссийского хорового общества, председатель и член многих жюри конкурсов и фестивалей, проходивших в Дагестане, Наби Садыкович избирался депутатом Верховного Совета СССР 4-го созыва, многократно избирался депутатом Махачкалинского горсовета.

В рамках празднования Дней дагестанской литературы и искусства в Москве, к 60-летию образования ДАССР (1981) прозвучали лучшие произведения Дагирова, такие как кантата «Праздник свободы» (1980) на слова Г. Цадасы, хоровая пьеса «Горский танец» (1974), фортепианные произведения, «Концерт для скрипки с оркестром». Все они получили высокую оценку музыкальной общественности столицы.

За большие заслуги в развитии советского музыкального искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1982 года композитору Наби Дагирову присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР».

Наби Садыковичем написана музыка более чем к тридцати спектаклям кумыкского, аварского, лезгинского и армянского театров. Яркий дар вокально-симфонического письма, прекрасное ощущение голоса, умение проникать в психологию характеров действующих лиц, нередко позволяет его музыке стать одной из основных сил, создающих театральное действо. Не иллюстративность, а именно оперность музыки Дагирова, позволила многим номерам из этих спектаклей обрести самостоятельную жизнь на концертной эстраде. Солидный опыт театрального композитора сказался и в новой большой работе Дагирова в оперетте «Проделки Хизри-Мизри, или Мулла в одиночестве»!» (1969). Творческое дарование Дагирова значительно раскрылось в оформлении спектаклей «Король Лир» по Шекспиру и «Принцесса Турандот» по сказке Шиллера в постановке Кумыкского музыкально-драматического театра. За музыку к пьесе А. В. Сулейманова «Свадьба на войне» (1967) Наби Дагиров был удостоен звания лауреата Республиканской премии им. Гамзата Цадасы. Мелодичная красота, равновесие и ясность письма, полифоничность фактуры, яркая картинность характеризуют Дагирова в области кантатно-ораториальной, в области хорового письма.

Есть еще одна область музыкального творчества Наби Дагирова, где дарование композитора проявилось с полной силой – это камерная музыка. Еще первый квартет (1948) был высоко оценен педагогами консерватории. Второй квартет (1956) – одна из лучших работ в области квартетного жанра в дагестанской музыке. Особого внимания заслуживает фортепианная музыка – Дагестанская фантазия «Харс» (1964) – яркая, праздничная; фортепианный цикл пьес «30 прелюдий-картин» (1971) – энциклопедия жанра прелюдий, и «Токката» – развернутое виртуозное произведение с почти оркестровой мощностью и красочностью звучания инструмента.

В 1963–1973 годы Дагиров работал директором Махачкалинского музыкального училища. Большое количество сочинений композитора напрямую связано с его педагогической работой в училище, где он преподавал музыкально-теоретические дисциплины в 1952–1996 годах. За годы педагогической деятельности Наби Садыкович воспитал много учеников. Среди них Аркадий Агабабов, Казбек Шамасов, Магомед Касумов, Валерий Шаулов, Аида Джафарова, музыковеды Манашир Якубов, Маймусат Коркмасова, Зухра Агагишиева. Одновременно с творческой работой композитор активно вел общественную работу, являлся депутатом Верховного Совета СССР четвертого созыва (1954), а в 1960-е годы – депутатом городского Совета г. Махачкалы трех созывов.

Профессиональная разносторонность, большая широта творческого самовыражения составляют облик композитора Наби Дагирова. Им написаны многие десятки хоровых и сольных песен самого разного содержания: патриотические, лирические, шуточные. Ему принадлежит множество обработок фольклорных мелодий дагестанских народов. Есть у него хоровые пьесы а capella (без сопровождения), и оригинальные по жанру вокально-хореографические сюиты, написанные специально для Ансамбля песни и танца народов Дагестана, и большая четырехчастная кантата. Замечательны по глубине проникновения в духе фольклора хоровые обработки кумыкских речитативно-импровизационных песнопений – йыров.

Эпическая направленность пронизывает его симфонические поэмы; героический эпос дал сюжет и материал для оперы «Айгази» (1952); жанровые и живописные элементы, сопутствующие обычно эпосу, отличают многие его оркестровые работы (сюиту «Дагестанские картинки» – цикл бытовых и пейзажных зарисовок) и инструментальные миниатюры. Замечательные народные обряды и обычаи композитор воспроизвел в двух больших самостоятельных сценах своей оперы – «Булка» (обычай коллективной помощи односельчан кому-либо из соседей) и «Сюйдум-таяк».

Интонационной основой мелодических образов у Дагирова служит кумыкская народная песня – с одной стороны, жанр старинной героико-эпической песни импровизационного типа – йыр, с другой – лирико-бытовой сарын. Национальная определенность тем и образов, разнообразие жанров и форм, эпический строй эмоций, строгость, дисциплинированность чувства, цельность творческой натуры композитора, присущие ему вдумчивость и искренность художественных исканий определяют общий характер музыки Дагирова и ее место в дагестанском искусстве наших дней.

Музыка Наби Дагирова продолжает звучать сегодня, донося до слушателя глубину его профессионализма и представляя дагестанскую профессиональную музыку на самом высоком уровне.

За последние два десятилетия культурная общественность Дагестана не раз поднимала вопрос об увековечении памяти Наби Дагирова. Вдова композитора Равганият в течение нескольких лет не раз обращалась к руководителям нашей республики. Были и газетные выступления, где журналисты, представители культуры и искусства, общественные деятели в один голос говорили о необходимости увековечения памяти Дагирова. Добились установления мемориальной доски на стене дома № 1 улицы Набережной, где долгие годы жил и творил свои бессмертные произведения Наби Садыкович. Конечно, это значимое событие для культурной жизни нашей республики, но для патриарха дагестанской национальной профессиональной музыки этого недостаточно. Учитывая все это, народный артист Дагестана, лауреат государственных премий РД и РФ, профессор Хан Мирзаханович Баширов и известный кумыкский писатель, лауреат Государственной премии РД Магомед-Наби Магомедович Халилов выступили с инициативой расширить увековечение памяти Наби Дагирова. Написали ходатайство на имя Главы Республики Дагестан Сергей Алимовича Меликова. Оно подписано и заверено печатями руководителей пяти ведущих творческих союзов Министерства культуры РД. В нем деятели культуры просят: установить бронзовый бюст Дагирову в г. Махачкале; одну из улиц г. Махачкалы назвать именем Дагирова; присвоить Дагестанскому государственному театру оперы и балета имя Дагирова; подготовить и осуществить постановку последней оперы Дагирова «Клинок Базалая».

В настоящее время это ходатайство и все необходимые документы находятся в Комиссии при главе РД по увековечению памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Дагестан. Мы очень надеемся, что Комиссия вынесет справедливое решение, ведь культурное наследие композитора и педагога Наби Садыковича Дагирова принадлежит не только нам, но и будущим поколениям.

 

Эльмира Абдуллаева,

кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России